Квинн В. Прикладная психология.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379434

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Важным фактором групповой продуктивности является размер группы. При изучении малых групп обнаружилось, что идеальный размер группы — это пять человек. Большие группы, как правило, инертны, непродуктивны и обнаруживают тенденцию разбиваться на фракции. Кроме того, в многочисленных группах молчаливые люди почти не имеют возможности высказать свое мнение. Берельсон и Штайнер (Berelson, Steiner, 1964), сравнивая группы с нечетным и четным количеством членов, обнаружили, что первые эффективнее в своей деятельности. Группа, состоящая из четырех, шести или восьми человек, бывает не так эффективна, как группа из пяти или семи человек. Почему же именно пять является идеальным числом для группы? Психологи объясняют это тем, что в такой группе меньшинство из двух человек может быть более свободным в выражении своего мнения, поскольку большинство, которое только на одного человека превосходит меньшинство, нельзя назвать подавляющим. Положительное влияние на продуктивность групповой работы может оказать и лимит времени. Райс (Rice, 1981) отмечает, что группы, требующие дополнительного времени для исполнения работы, недостаточно эффективно используют выделенное им основное время. Реалистические сроки, отведенные группе для решения какой-то задачи, стимулируют ее членов и повышают продуктивность работы.
Есть и иные факторы, влияющие на групповую продуктивность. Чрезмерный конформизм и покорность могут мешать членам группы высказывать новые, оригинальные идеи. Член группы в угоду большинству может отказаться от своего мнения, даже если уверен в собственной правоте. Он может соблюдать принятые в группе правила и принимать роль покорного исполнителя чужой воли, даже если распоряжения идут вразрез с его собственными убеждениями.
Конформизм
Представьте себе такую ситуацию. Вы подходите к кинотеатру и собираетесь встать в очередь за билетом. В очереди примерно тридцать человек, но все они почему-то стоят спиной к кассе. Как поступите в такой ситуации вы? Последуете общему примеру или проявите независимость и встанете лицом к кассе?
Естественно, вы зададитесь вопросом: почему все эти люди ведут себя столь странно? И пусть даже вы будете абсолютно уверены, что они что-то перепутали, скорее всего, вы пристроитесь в хвост этой странной очереди, избрав общее неверное направление. Понятно, что в следующий раз, придя к кассе кинотеатра, вы поведете себя как обычно и встанете лицом к кассе.
Конформизм и уступчивость
Психологи различают конформизм и уступчивость. Кельман (Kelman, 1958) поясняет, что конформизм — это согласие члена группы с групповыми правилами, с последующим изменением его поведения. Но иногда человек сознательно меняет свое поведение просто для того, чтобы ладить с группой, но не меняет при этом своих убеждений. В таком случае он проявляет уступчивость. Уступчивость подразумевает, что человек следует предписаниям группы, стремясь снискать ее одобрение или избежать осуждения.
Пожалуй, самое известное исследование феномена группового давления и уступчивости было проведено Соломоном Ашем* (Solomon Ash, 1956). Аш говорил своим испытуемым, что они принимают участие в эксперименте, направленном на изучение восприятия. Группы, состоящие из семи студентов, размещались полукругом перед мольбертом, к которому были прикреплены два больших листа бумаги. На одном листе был начерчен вертикальный отрезок, служивший эталоном. На другом были представлены три отрезка, один из которых был равен по длине эталонному (см. рис. 15.2). Студенты должны были определить и назвать один отрезок из трех, равный по длине эталонному. Каждая группа состояла из семи студентов, но только один из них был в действительности испытуемым, остальные же шесть человек — подставными, то есть помощниками экспериментатора. Их задачей было проявить единодушие в своих ответах. «Наивный» испытуемый отвечал последним, не подозревая о том, что шестеро других действуют по указке экспериментатора. В первых трех группах подставные испытуемые дали правильные ответы, и «наивный» испытуемый, естественно, согласился с ними. Но в следующих трех группах подставные испытуемые все как один дали неправильный ответ, и «наивный» испытуемый оказывался в сложном положении. Правильный ответ был очевиден, и перед испытуемым вставала проблема — согласиться с группой или дать верный ответ. Целых 37 % «наивных» испытуемых, поддавшись групповому давлению, дали неправильные ответы.
* Подробнее об экспериментах С. Аша можно прочитать в книге Д. Майерса «Социальная психология», выпущенной издательством «Питер» в 1997 г. (Прим. ред.)

Конформизм: принятие групповых норм и ценностей и соответствующее им поведение.
Уступчивость: изменение индивидом внешних поведенческих реакций в соответствии с групповыми нормами без изменения собственных убеждений.

Рис. 15.2
Когда эксперимент был завершен, экспериментатор опросил этих испытуемых. Каждый из них знал о том, что дает заведомо неправильный ответ, но не мог поверить в то, что только он один знает правильный ответ, и не хотел выделяться из группы.
Факторы, порождающие конформизм и уступчивость
Почему же некоторые из испытуемых не пошли на поводу у группы и дали верные ответы? Психологи считают, что конформизм и уступчивость тесно связаны с таким психологическим явлением, как самооценка. Люди с высокой самооценкой менее склонны уступать групповым требованиям. Люди же с низкой самооценкой не так уверены в себе и в результате больше подвержены групповому давлению.
Переполненные тюремные камеры являют собой пример распространения образцов негативного поведения по конформистскому принципу (Footlick, 1981). Многие из заключенных отбывают наказание за совершение тяжких преступлений, связанных с таким насилием над личностью, как убийство, изнасилование, грабеж, и вследствие этого жестокость и насилие становятся в тюрьмах групповой нормой. Люди, даже будучи осуждёнными впервые, за преступления не столь серьезные, пройдя тюремную школу, выходят на свободу закоренелыми преступниками. Вы, наверное, уже поняли, что среди заключенных много людей с низкой самооценкой.
Однако такое явление, как конформизм, связано не только с самооценкой отдельного человека, но и с определенными внешними условиями и характеристиками группы.
Размер группы. Жерар с коллегами (Gerard et al., 1986) обнаружили, что вероятность конформистского поведения возрастает при увеличении числа членов группы: особенно резко, когда группа состоит из пяти человек, и немного медленнее, когда число членов группы превышает восемь человек. Милграм и др. (Milgram et al., 1969), слегка видоизменив эксперимент Жерара, провели свой эксперимент по исследованию группового конформизма. Группа лжезевак стояла на тротуаре перед домом и смотрела на одно из окон шестого этажа. Экспериментаторы фиксировали процент прохожих, присоединявшихся к группе лжезевак. Когда она насчитывала пять человек, к ней присоединилось 16 % прохожих, а когда она возросла до пятнадцати человек, было зафиксировано 40 % присоединившихся прохожих. После этой отметки размер группы уже не оказывал особо заметного влияния.
Наличие еще одного несогласного. Аллэн и Левайн (Alien and Levine, 1971) также исследовали феномен уступчивости, несколько видоизменив эксперимент Аша. Из шести подставных испытуемых только пятеро должны были давать неверные ответы, тогда как шестому вменяли в обязанность поддерживать «наивного» испытуемого. Этот «друг по протесту» был в очках с толстыми стеклами и напряженно щурился, разглядывая представленные на мольберте отрезки, но даже при такой минимальной поддержке «наивные» испытуемые чувствовали себя увереннее. Они уже не столь легко шли на поводу у группы, были более независимы в своих ответах. Впоследствии неоднократно проводились исследования, подтвердившие вывод ученых о том, что поддержка, полученная хотя бы от одного члена группы, повышает субъективную приемлемость и вероятность нонконформизма.
Публичность высказывания или тайна мнений. Если бы Аш позволил испытуемым давать ответы письменно, то есть позволил им тайно выразить свое мнение, он получил бы принципиально иные результаты. В своем исследовании Дойч и Жерар (Deutsch, Gerard, 1955) обнаружили, что в ситуации, когда люди обязаны публично заявить о своем мнении, возрастает вероятность конформизма. И наоборот, ситуация тайного выбора освобождает человека от той неловкости, которую он испытывает, боясь оказаться странным или смешным перед членами своей группы.
Упражнение 15.4
Объясните, почему можно сказать, что в эксперименте Аша изучался скорее феномен уступчивости, чем конформизма.
Упражнение 15.5
Вилли принимает участие в эксперименте, изучающем феномен группового давления. Все остальные испытуемые — подставные, они помогают экспериментатору в проведении эксперимента. Группу спрашивают, кто был вторым президентом Соединенных Штатов. Первый испытуемый дает неверный ответ — «Авраам Линкольн».*
* Линкольн Авраам (1809—1865) — шестнадцатый президент США. Вторым президентом США был Адамс Джон (1735—1826). (Прим. ред.)

Остальные члены группы соглашаются с ним. Вы должны решить, согласится ли Вилли с неверным ответом. Перечислите четыре обстоятельства, информацию о которых вам нужно получить прежде, чем вы смогли бы обоснованно ответить на этот вопрос.
а. _________________________________________
б. _________________________________________
в. ___________________________________________
г. ___________________________________________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Повиновение
Повиновение — это подчинение групповым правилам и распоряжениям лидера или согласие с ними. Вы, конечно же, повиновались, когда были ребенком. Вы выполняли указания родителей, учителей, воспитателей и других взрослых. Может быть, вы безропотно подчинялись даже какому-нибудь мальчишке-хулигану с вашего двора. Возможно, вы и сейчас повинуетесь. Если вы едете в автомобиле, а полицейский поднимает руку, приказывая вам остановиться, вы, разумеется, выполните его распоряжение. Но предположим, полицейский приказывает вам ехать, а вы видите, что, исполнив его распоряжение, можете сбить пешехода. Как вы поступите в этой ситуации?



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Important questions that can be asked in a given period of work of the psychologist with the client.
  • Technique counseling in a systems approach
  • Training: "Team unity"
  • Свобода выбора истощает психику
  • Андрей Ловаков. Как мужчины и женщины демонстрируют любовь в браке
  • Seminar of November 19, 1974
  • Speech techniques in psychological counseling.
  • Jacques Lacan in French. Bibliographies.
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • How does the nature of our birth order
  • Technique decision. Descartes Square
  • Чиркова М. А. Анализ жизненных сценариев на материале авторской сказки
  • А. В. Федоров. Образ России в современной западной прессе
  • Добрачный секс и супружеский долг
  • Art therapy training and self-reflection
  • Smalzer William, Murphy Raymond. Basic Grammar in Use. Workbook
  • Иностранный язык уменьшает суеверия и предрассудки
  • Эго-психология; ego psychology
  • Critical Thinking: Basic Principles and Techniques
  • Azar Betty, Hagen Stacy Basic English Grammar
  • Murphy Raymond, Smalzer William. Basic Grammar in Use
  • Мир шопоголика вращается вокруг покупок и трат
  • Drawing "Man in the rain."
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Главный Редактор. Teaching Children with the SMILE
  • Георгий Почепцов. Человек между большой и малой ложью: от госпропаганды до фейков
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Ягнюк К.В. Ограниченная во времени динамическая психотерапия: своя среди чужих, чужая среди своих
  • Редактор. Методика Шалвы Александровича Амонашвили
  • Воспринимаемая несправедливость и связанные с ней эмоции, социальная идентичность и самоэффективность. Протестные действия: особенности поведения индивидуума и группы
  • Аналитическая психология; Analytical psychology; Analytische Psychologic
  • Моаканин Радмила - Психология Юнга и буддизм
  • "The size of a woman shows how much space it occupies in the heart of her husband."
  • Зимбардо Филип, Андерсен Сьюзен. Объяснение контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции.
  • К. Количество; q. quantity
  • Худоян С.С. Терапия лишением смысла или когнитивно-логотерапевтический подход к преодолению игровой зависимости
  • Paul Verbnyak. How to disclose their potential and achieve more in life
  • Ворден В. Понимание процесса горевания
  • Карлин Е. А. Полиамория как форма отношений. Размышления в контексте психотерапии
  • Бурцева Светлана Николаевна. Essay. My grandfather is a real hero.
  • Психологические типы; Psychological Types; Psy-chologische Typen
  • А.В. Федоров и др.. Школа и вуз в советском кино эпохи «оттепели» (1956-1968)
  • Виктор Суворов Ледокол
  • Женатым мужчинам не нравятся женщины, готовые к зачатию
  • Микаэлян Л.Л., Хамитова И.Ю., Климова С.В., Фисун Е.В. О значении практики в медицинских учреждениях в процессе обучения системной семейной терапии
  • McCarthy M., Felicity O. English Idioms in Use. Advanced
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Священный брак; Sacred marriage; heilig Ehe
  • Lacan Jacques. Seminar XXII, R.S.I.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь