|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379434
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Важным фактором групповой продуктивности является размер группы. При изучении малых групп обнаружилось, что идеальный размер группы — это пять человек. Большие группы, как правило, инертны, непродуктивны и обнаруживают тенденцию разбиваться на фракции. Кроме того, в многочисленных группах молчаливые люди почти не имеют возможности высказать свое мнение. Берельсон и Штайнер (Berelson, Steiner, 1964), сравнивая группы с нечетным и четным количеством членов, обнаружили, что первые эффективнее в своей деятельности. Группа, состоящая из четырех, шести или восьми человек, бывает не так эффективна, как группа из пяти или семи человек. Почему же именно пять является идеальным числом для группы? Психологи объясняют это тем, что в такой группе меньшинство из двух человек может быть более свободным в выражении своего мнения, поскольку большинство, которое только на одного человека превосходит меньшинство, нельзя назвать подавляющим. Положительное влияние на продуктивность групповой работы может оказать и лимит времени. Райс (Rice, 1981) отмечает, что группы, требующие дополнительного времени для исполнения работы, недостаточно эффективно используют выделенное им основное время. Реалистические сроки, отведенные группе для решения какой-то задачи, стимулируют ее членов и повышают продуктивность работы.
Есть и иные факторы, влияющие на групповую продуктивность. Чрезмерный конформизм и покорность могут мешать членам группы высказывать новые, оригинальные идеи. Член группы в угоду большинству может отказаться от своего мнения, даже если уверен в собственной правоте. Он может соблюдать принятые в группе правила и принимать роль покорного исполнителя чужой воли, даже если распоряжения идут вразрез с его собственными убеждениями. Конформизм Представьте себе такую ситуацию. Вы подходите к кинотеатру и собираетесь встать в очередь за билетом. В очереди примерно тридцать человек, но все они почему-то стоят спиной к кассе. Как поступите в такой ситуации вы? Последуете общему примеру или проявите независимость и встанете лицом к кассе? Естественно, вы зададитесь вопросом: почему все эти люди ведут себя столь странно? И пусть даже вы будете абсолютно уверены, что они что-то перепутали, скорее всего, вы пристроитесь в хвост этой странной очереди, избрав общее неверное направление. Понятно, что в следующий раз, придя к кассе кинотеатра, вы поведете себя как обычно и встанете лицом к кассе. Конформизм и уступчивость Психологи различают конформизм и уступчивость. Кельман (Kelman, 1958) поясняет, что конформизм — это согласие члена группы с групповыми правилами, с последующим изменением его поведения. Но иногда человек сознательно меняет свое поведение просто для того, чтобы ладить с группой, но не меняет при этом своих убеждений. В таком случае он проявляет уступчивость. Уступчивость подразумевает, что человек следует предписаниям группы, стремясь снискать ее одобрение или избежать осуждения. Пожалуй, самое известное исследование феномена группового давления и уступчивости было проведено Соломоном Ашем* (Solomon Ash, 1956). Аш говорил своим испытуемым, что они принимают участие в эксперименте, направленном на изучение восприятия. Группы, состоящие из семи студентов, размещались полукругом перед мольбертом, к которому были прикреплены два больших листа бумаги. На одном листе был начерчен вертикальный отрезок, служивший эталоном. На другом были представлены три отрезка, один из которых был равен по длине эталонному (см. рис. 15.2). Студенты должны были определить и назвать один отрезок из трех, равный по длине эталонному. Каждая группа состояла из семи студентов, но только один из них был в действительности испытуемым, остальные же шесть человек — подставными, то есть помощниками экспериментатора. Их задачей было проявить единодушие в своих ответах. «Наивный» испытуемый отвечал последним, не подозревая о том, что шестеро других действуют по указке экспериментатора. В первых трех группах подставные испытуемые дали правильные ответы, и «наивный» испытуемый, естественно, согласился с ними. Но в следующих трех группах подставные испытуемые все как один дали неправильный ответ, и «наивный» испытуемый оказывался в сложном положении. Правильный ответ был очевиден, и перед испытуемым вставала проблема — согласиться с группой или дать верный ответ. Целых 37 % «наивных» испытуемых, поддавшись групповому давлению, дали неправильные ответы. * Подробнее об экспериментах С. Аша можно прочитать в книге Д. Майерса «Социальная психология», выпущенной издательством «Питер» в 1997 г. (Прим. ред.) Конформизм: принятие групповых норм и ценностей и соответствующее им поведение. Уступчивость: изменение индивидом внешних поведенческих реакций в соответствии с групповыми нормами без изменения собственных убеждений. Рис. 15.2 Когда эксперимент был завершен, экспериментатор опросил этих испытуемых. Каждый из них знал о том, что дает заведомо неправильный ответ, но не мог поверить в то, что только он один знает правильный ответ, и не хотел выделяться из группы. Факторы, порождающие конформизм и уступчивость Почему же некоторые из испытуемых не пошли на поводу у группы и дали верные ответы? Психологи считают, что конформизм и уступчивость тесно связаны с таким психологическим явлением, как самооценка. Люди с высокой самооценкой менее склонны уступать групповым требованиям. Люди же с низкой самооценкой не так уверены в себе и в результате больше подвержены групповому давлению. Переполненные тюремные камеры являют собой пример распространения образцов негативного поведения по конформистскому принципу (Footlick, 1981). Многие из заключенных отбывают наказание за совершение тяжких преступлений, связанных с таким насилием над личностью, как убийство, изнасилование, грабеж, и вследствие этого жестокость и насилие становятся в тюрьмах групповой нормой. Люди, даже будучи осуждёнными впервые, за преступления не столь серьезные, пройдя тюремную школу, выходят на свободу закоренелыми преступниками. Вы, наверное, уже поняли, что среди заключенных много людей с низкой самооценкой. Однако такое явление, как конформизм, связано не только с самооценкой отдельного человека, но и с определенными внешними условиями и характеристиками группы. Размер группы. Жерар с коллегами (Gerard et al., 1986) обнаружили, что вероятность конформистского поведения возрастает при увеличении числа членов группы: особенно резко, когда группа состоит из пяти человек, и немного медленнее, когда число членов группы превышает восемь человек. Милграм и др. (Milgram et al., 1969), слегка видоизменив эксперимент Жерара, провели свой эксперимент по исследованию группового конформизма. Группа лжезевак стояла на тротуаре перед домом и смотрела на одно из окон шестого этажа. Экспериментаторы фиксировали процент прохожих, присоединявшихся к группе лжезевак. Когда она насчитывала пять человек, к ней присоединилось 16 % прохожих, а когда она возросла до пятнадцати человек, было зафиксировано 40 % присоединившихся прохожих. После этой отметки размер группы уже не оказывал особо заметного влияния. Наличие еще одного несогласного. Аллэн и Левайн (Alien and Levine, 1971) также исследовали феномен уступчивости, несколько видоизменив эксперимент Аша. Из шести подставных испытуемых только пятеро должны были давать неверные ответы, тогда как шестому вменяли в обязанность поддерживать «наивного» испытуемого. Этот «друг по протесту» был в очках с толстыми стеклами и напряженно щурился, разглядывая представленные на мольберте отрезки, но даже при такой минимальной поддержке «наивные» испытуемые чувствовали себя увереннее. Они уже не столь легко шли на поводу у группы, были более независимы в своих ответах. Впоследствии неоднократно проводились исследования, подтвердившие вывод ученых о том, что поддержка, полученная хотя бы от одного члена группы, повышает субъективную приемлемость и вероятность нонконформизма. Публичность высказывания или тайна мнений. Если бы Аш позволил испытуемым давать ответы письменно, то есть позволил им тайно выразить свое мнение, он получил бы принципиально иные результаты. В своем исследовании Дойч и Жерар (Deutsch, Gerard, 1955) обнаружили, что в ситуации, когда люди обязаны публично заявить о своем мнении, возрастает вероятность конформизма. И наоборот, ситуация тайного выбора освобождает человека от той неловкости, которую он испытывает, боясь оказаться странным или смешным перед членами своей группы. Упражнение 15.4 Объясните, почему можно сказать, что в эксперименте Аша изучался скорее феномен уступчивости, чем конформизма. Упражнение 15.5 Вилли принимает участие в эксперименте, изучающем феномен группового давления. Все остальные испытуемые — подставные, они помогают экспериментатору в проведении эксперимента. Группу спрашивают, кто был вторым президентом Соединенных Штатов. Первый испытуемый дает неверный ответ — «Авраам Линкольн».* * Линкольн Авраам (1809—1865) — шестнадцатый президент США. Вторым президентом США был Адамс Джон (1735—1826). (Прим. ред.) Остальные члены группы соглашаются с ним. Вы должны решить, согласится ли Вилли с неверным ответом. Перечислите четыре обстоятельства, информацию о которых вам нужно получить прежде, чем вы смогли бы обоснованно ответить на этот вопрос. а. _________________________________________ б. _________________________________________ в. ___________________________________________ г. ___________________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Повиновение Повиновение — это подчинение групповым правилам и распоряжениям лидера или согласие с ними. Вы, конечно же, повиновались, когда были ребенком. Вы выполняли указания родителей, учителей, воспитателей и других взрослых. Может быть, вы безропотно подчинялись даже какому-нибудь мальчишке-хулигану с вашего двора. Возможно, вы и сейчас повинуетесь. Если вы едете в автомобиле, а полицейский поднимает руку, приказывая вам остановиться, вы, разумеется, выполните его распоряжение. Но предположим, полицейский приказывает вам ехать, а вы видите, что, исполнив его распоряжение, можете сбить пешехода. Как вы поступите в этой ситуации? Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|