|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379451
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Что бы сделали вы для приведения группы к согласию? Подумайте, как обычно ведете себя в группе вы. Может, вам нравится выдвигать идеи или же вы предпочитаете шутить, помогая таким образом ослабить напряжение? Почти в любой группе есть как ведущие, так и ведомые. Если вы склонны обобщать и организовывать предлагаемые решения проблемы и давать людям поручения, то тем самым вы принимаете на себя роль ведущего или лидера. Если же вам больше по душе рутинная работа и добросовестное исполнение распоряжений, то вы, очевидно, принадлежите к ведомым. Прочтя эту главу, вы узнаете, что человек принимает на себя роль лидера или ведомого обычно в зависимости от ситуации и стоящей перед группой задачи. Вы можете стать бесспорным лидером в группе, занятой сбором средств на организацию антиСПИДовых программ, но при решении вопроса о том, какими должны быть указатели на улицах захолустного городка, ваши лидерские способности могут вовсе не проявиться. В этой главе вы узнаете о природе лидерства, о характере взаимодействий и поведения членов группы. Мы начнем с рассмотрения основных свойств группы и целей группы. Одни цели способствуют внутригрупповой сплоченности, тогда как другие ведут к разрыву дружеских связей и порождают враждебность. Затем вы узнаете о факторах, способствующих групповой продуктивности или, наоборот, сдерживающих ее. И наконец, мы обсудим проблему лидерства. В главе рассматривается два типа лидерства. Используемая лидером техника руководства зависит от той концепции, которой он придерживается. Завершает главу краткое резюме, в котором рассматриваются плюсы и минусы групповой работы.
ПРИРОДА ГРУППЫ При наличии двух и более людей, взаимодействующих друг с другом или осознающих присутствие друг друга, уже можно говорить о группе. Как правило, члены группы имеют общую цель. Студенты вашей группы, вероятно, имеют целью пройти курс обучения. Театралы, стоящие в очереди у билетной кассы, желают попасть на спектакль. Собравшихся в церкви прихожан, скорее всего, объединяет надежда на спасение или иные религиозные чувства. Даже пассажиры одного автобуса составляют группу. Неважно, взаимодействуют они друг с другом или нет — они осознают присутствие друг друга и имеют общую цель добраться до пункта назначения. Очевидно, что каждый человек вступает во взаимодействие с разнообразными группами. Люди постоянно нуждаются друг в друге и полагаются друг на друга. Одни группы опираются на формальные, жестко определенные правила. Таковы политические партии и организации, ассоциации налогоплательщиков и профсоюзы, в основе деятельности которых лежат весьма специфические цели. Однако есть и другие, гораздо более неформальные группы, такие, например, как ваша семья, ваши друзья, сослуживцы, вообще все люди, которых вы видите и слышите, с которыми взаимодействуете в течение дня. В одних группах есть лидер, другие могут обходиться без него. И действительно, зрители в кинотеатре, покупатели в магазине или ожидающие прибытия поезда пассажиры не нуждаются в лидере. Но оркестр, группа учащихся или правительство, как правило, испытывают потребность в руководителе. Независимо от того, есть в группе лидер или нет, любая группа характеризуется динамикой или, другими словами, постоянно меняется. Люди, взаимодействуя друг с другом, изменяют свои установки и поведение. Группа: два или более лица, которые взаимодействуют друг с другом, знают друг о друге, и имеют общую цель. Упражнение 15.1 Определите, в каких из нижеперечисленных примеров представлена группа, а в каких нет. а. ______ Два человека меняют обивку дивана. б. ______ Мать помогает делать уроки двум дочерям. в. ______ Триста болельщиков наблюдают за школьным баскетбольным матчем. г. ______ Представитель противоракового фонда обзванивает потенци альных пожертвователей. д. ______ Пять женщин для поддержания чистоты в микрорайоне убира ют мусор на улице. е. ______ Два студента биологического факультета проводят лаборатор ное исследование. ж. ______ Десять подростков играют в футбол. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Групповые нормы Групповые нормы — это принятые в группе правила поведения. Так, для пассажиров лифта нормой является стоять лицом к двери, избегая визуального контакта и не вступая в разговор с попутчиками. Если вы встанете спиной к двери и попытаетесь познакомиться с кем-то из попутчиков, вы нарушите это неформальное, неписаное правило. Таких неформальных групповых норм существует великое множество. Никто не предписывает нам, какую прическу или одежду предпочесть, когда и где принимать пищу, но тем не менее члены любой группы соблюдают определенные правила. Ведь вы же не появитесь в общественном месте непричесанным и в пижаме и не сядете в ресторане спиной к столу! Некоторые из групповых норм в конце концов закрепляются и прописываются в виде правил и установлении. Законы, правила уличного движения и правила общежития — все это примеры фиксированных норм. Группа на стадии формирования зачастую желает быть уверенной в том, что ее члены понимают групповые задачи и правила. Много времени тратится на то, чтобы составить проект устава или выработать регламент, что обеспечило бы группу формализованным набором правил. Эти правила могут предписывать членам группы, например, носить несуразные головные уборы, своеобразно приветствовать друг друга или исполнять определенные общественные функции. Если человек хочет быть членом группы, он должен принимать и соблюдать ее нормы, неважно, сформулированы они или нет. Возможно, что вы осознаете далеко не все нормы, которым следуете в своем поведении. Кроме того, вы одновременно можете быть членом нескольких групп. Так, одна группа ваших друзей любит учиться, другая — критиковать, третья — устраивать розыгрыши, и вы наверняка учитесь в составе первой, критикуете кого-то со второй и дурачитесь в третьей. Когда вы впервые оказываетесь в новой для себя группе, вам, как правило, еще неизвестны ее нормы. Вы хотите быть принятым, но испытываете неловкость от того, что не знаете, как себя вести. Обычно новички держатся тихо и незаметно. На самом деле при этом они оценивают группу и пытаются расшифровать ее нормы, потому что группа принимает тех людей, которые следуют ее нормам, и отвергает тех, кто не считается с ними. Групповые нормы: принятые в группе правила поведения. Рис. 15.1 С развитием международного бизнеса и туризма, с ростом иммиграции и международного обмена студентами все большую значимость приобретает вопрос о том, как помочь людям приспособиться к нормам новой для них культуры. Как уже говорилось в главе 13, людям разных культур для комфортного общения требуется разный объем личностного пространства. Кроме того, разные культуры диктуют и разные требования относительно планирования времени и пунктуальности. Например, в североевропейской и японской культурах принят более быстрый темп жизни и более точное планирование времени по сравнению с гораздо менее жесткими в этом отношении нормами латиноамериканской культуры и культуры Средиземноморья. В Приложении 15.1 приводится пример того, как подобные различия могут стать причиной личностных проблем. Упражнение 15.2 Определите неформальные групповые нормы в зале суда, представленном на рисунке 15.1. Что можно посоветовать сделать мистеру Скруджу, чтобы вызвать симпатию присяжных и судьи и рассчитывать на смягчение меры наказания? Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Групповые цели Цели группы могут быть кооперативными и соревновательными. Предположим, преподаватель психологии дал указание вашей группе совместно работать над каким-то проектом. При этом он сообщил, что по результатам работы определит, какой оценки — «плохо», «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» — заслуживает группа за свои старания. В этом случае студенты будут работать сообща, стремясь к единой цели — отличному выполнению проекта. Каждый член группы будет чувствовать свою долю ответственности за достижение групповой цели. Для достижения успеха члены группы должны сотрудничать друг с другом. Можно сказать, что преподаватель поставил перед группой кооперативную цель. А теперь предположим, что преподаватель решил поставить перед группой соревновательную цель. В таком случае он может объявить контрольную работу и заявить, что только один человек из всей группы получит оценку «отлично». Кроме этого, будут две оценки «хорошо», три оценки «удовлетворительно» и четыре «плохо»; остальные вообще не заслужат никакой оценки. Итак, перед каждым членом группы стоит одна и та же цель — получить за контрольную высшую оценку, но при этом каждый надеется, что другого постигнет неудача. В этой ситуации — ситуации соперничества — успех одного неизбежно приводит к неуспеху другого, потому что только один человек может получить оценку «отлично». Кооперативная цель: цель, достичь которую можно только при условии совместной работы. Соревновательная цель: цель, достичь которую можно лишь соревнуясь друг с другом. Приложение 15.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ ПРОДУКТИВНЫЙ АМЕРИКАНЕЦ Питер Рид, специалист по компьютерному программному обеспечению, работая в Соединенных Штатах, завоевал репутацию хорошего программиста. Он специализировался на разработке баз данных для лечебных учреждений и программ медицинской диагностики. Стремясь расширить свой профессиональный опыт, он принял предложение поработать специалистом по программному обеспечению в одном из филиалов компании в Токио. На родине Питер считался весьма продуктивным программистом; особенностью его рабочего стиля было умение работать одновременно над несколькими проектами. Если ему приходилось сталкиваться со сложной проблемой в одном из проектов, он предпочитал отвлечься, переключившись на другой проект или даже обратившись к двум различным проектам. Освежив таким образом свое восприятие, он возвращался к прежней проблеме с новым взглядом на нее и целым рядом потенциальных решений. Руководство американского филиала компании поддерживало подобный стиль работы, поскольку понимало, что продуктивность Питера во многом связана с его стилем работы. Начальство терпимо относилось к тому, что Питер (как и другие продуктивные работники) нарушал установленный в компании распорядок, иногда опаздывал на работу, затягивал обеденный перерыв больше чем на час, часто отрывался от работы в течение рабочего дня. До тех пор пока работники были продуктивны, им позволялись некоторые послабления. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|