Квинн В. Прикладная психология.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379451

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Что бы сделали вы для приведения группы к согласию? Подумайте, как обычно ведете себя в группе вы. Может, вам нравится выдвигать идеи или же вы предпочитаете шутить, помогая таким образом ослабить напряжение? Почти в любой группе есть как ведущие, так и ведомые. Если вы склонны обобщать и организовывать предлагаемые решения проблемы и давать людям поручения, то тем самым вы принимаете на себя роль ведущего или лидера. Если же вам больше по душе рутинная работа и добросовестное исполнение распоряжений, то вы, очевидно, принадлежите к ведомым. Прочтя эту главу, вы узнаете, что человек принимает на себя роль лидера или ведомого обычно в зависимости от ситуации и стоящей перед группой задачи. Вы можете стать бесспорным лидером в группе, занятой сбором средств на организацию антиСПИДовых программ, но при решении вопроса о том, какими должны быть указатели на улицах захолустного городка, ваши лидерские способности могут вовсе не проявиться. В этой главе вы узнаете о природе лидерства, о характере взаимодействий и поведения членов группы. Мы начнем с рассмотрения основных свойств группы и целей группы. Одни цели способствуют внутригрупповой сплоченности, тогда как другие ведут к разрыву дружеских связей и порождают враждебность. Затем вы узнаете о факторах, способствующих групповой продуктивности или, наоборот, сдерживающих ее. И наконец, мы обсудим проблему лидерства. В главе рассматривается два типа лидерства. Используемая лидером техника руководства зависит от той концепции, которой он придерживается. Завершает главу краткое резюме, в котором рассматриваются плюсы и минусы групповой работы.
ПРИРОДА ГРУППЫ
При наличии двух и более людей, взаимодействующих друг с другом или осознающих присутствие друг друга, уже можно говорить о группе. Как правило, члены группы имеют общую цель. Студенты вашей группы, вероятно, имеют целью пройти курс обучения. Театралы, стоящие в очереди у билетной кассы, желают попасть на спектакль. Собравшихся в церкви прихожан, скорее всего, объединяет надежда на спасение или иные религиозные чувства. Даже пассажиры одного автобуса составляют группу. Неважно, взаимодействуют они друг с другом или нет — они осознают присутствие друг друга и имеют общую цель добраться до пункта назначения.
Очевидно, что каждый человек вступает во взаимодействие с разнообразными группами. Люди постоянно нуждаются друг в друге и полагаются друг на друга. Одни группы опираются на формальные, жестко определенные правила. Таковы политические партии и организации, ассоциации налогоплательщиков и профсоюзы, в основе деятельности которых лежат весьма специфические цели. Однако есть и другие, гораздо более неформальные группы, такие, например, как ваша семья, ваши друзья, сослуживцы, вообще все люди, которых вы видите и слышите, с которыми взаимодействуете в течение дня.
В одних группах есть лидер, другие могут обходиться без него. И действительно, зрители в кинотеатре, покупатели в магазине или ожидающие прибытия поезда пассажиры не нуждаются в лидере. Но оркестр, группа учащихся или правительство, как правило, испытывают потребность в руководителе. Независимо от того, есть в группе лидер или нет, любая группа характеризуется динамикой или, другими словами, постоянно меняется. Люди, взаимодействуя друг с другом, изменяют свои установки и поведение.
Группа: два или более лица, которые взаимодействуют друг с другом, знают друг о друге, и имеют общую цель.
Упражнение 15.1
Определите, в каких из нижеперечисленных примеров представлена группа, а в каких нет.
а. ______ Два человека меняют обивку дивана.
б. ______ Мать помогает делать уроки двум дочерям.
в. ______ Триста болельщиков наблюдают за школьным баскетбольным матчем.
г. ______ Представитель противоракового фонда обзванивает потенци альных пожертвователей.
д. ______ Пять женщин для поддержания чистоты в микрорайоне убира ют мусор на улице.
е. ______ Два студента биологического факультета проводят лаборатор ное исследование.
ж. ______ Десять подростков играют в футбол.
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Групповые нормы
Групповые нормы — это принятые в группе правила поведения. Так, для пассажиров лифта нормой является стоять лицом к двери, избегая визуального контакта и не вступая в разговор с попутчиками. Если вы встанете спиной к двери и попытаетесь познакомиться с кем-то из попутчиков, вы нарушите это неформальное, неписаное правило. Таких неформальных групповых норм существует великое множество. Никто не предписывает нам, какую прическу или одежду предпочесть, когда и где принимать пищу, но тем не менее члены любой группы соблюдают определенные правила. Ведь вы же не появитесь в общественном месте непричесанным и в пижаме и не сядете в ресторане спиной к столу!
Некоторые из групповых норм в конце концов закрепляются и прописываются в виде правил и установлении. Законы, правила уличного движения и правила общежития — все это примеры фиксированных норм. Группа на стадии формирования зачастую желает быть уверенной в том, что ее члены понимают групповые задачи и правила. Много времени тратится на то, чтобы составить проект устава или выработать регламент, что обеспечило бы группу формализованным набором правил. Эти правила могут предписывать членам группы, например, носить несуразные головные уборы, своеобразно приветствовать друг друга или исполнять определенные общественные функции.
Если человек хочет быть членом группы, он должен принимать и соблюдать ее нормы, неважно, сформулированы они или нет. Возможно, что вы осознаете далеко не все нормы, которым следуете в своем поведении. Кроме того, вы одновременно можете быть членом нескольких групп. Так, одна группа ваших друзей любит учиться, другая — критиковать, третья — устраивать розыгрыши, и вы наверняка учитесь в составе первой, критикуете кого-то со второй и дурачитесь в третьей.
Когда вы впервые оказываетесь в новой для себя группе, вам, как правило, еще неизвестны ее нормы. Вы хотите быть принятым, но испытываете неловкость от того, что не знаете, как себя вести. Обычно новички держатся тихо и незаметно. На самом деле при этом они оценивают группу и пытаются расшифровать ее нормы, потому что группа принимает тех людей, которые следуют ее нормам, и отвергает тех, кто не считается с ними.
Групповые нормы: принятые в группе правила поведения.

Рис. 15.1
С развитием международного бизнеса и туризма, с ростом иммиграции и международного обмена студентами все большую значимость приобретает вопрос о том, как помочь людям приспособиться к нормам новой для них культуры. Как уже говорилось в главе 13, людям разных культур для комфортного общения требуется разный объем личностного пространства. Кроме того, разные культуры диктуют и разные требования относительно планирования времени и пунктуальности. Например, в североевропейской и японской культурах принят более быстрый темп жизни и более точное планирование времени по сравнению с гораздо менее жесткими в этом отношении нормами латиноамериканской культуры и культуры Средиземноморья. В Приложении 15.1 приводится пример того, как подобные различия могут стать причиной личностных проблем.
Упражнение 15.2
Определите неформальные групповые нормы в зале суда, представленном на рисунке 15.1. Что можно посоветовать сделать мистеру Скруджу, чтобы вызвать симпатию присяжных и судьи и рассчитывать на смягчение меры наказания?
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Групповые цели
Цели группы могут быть кооперативными и соревновательными. Предположим, преподаватель психологии дал указание вашей группе совместно работать над каким-то проектом. При этом он сообщил, что по результатам работы определит, какой оценки — «плохо», «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» — заслуживает группа за свои старания. В этом случае студенты будут работать сообща, стремясь к единой цели — отличному выполнению проекта. Каждый член группы будет чувствовать свою долю ответственности за достижение групповой цели. Для достижения успеха члены группы должны сотрудничать друг с другом. Можно сказать, что преподаватель поставил перед группой кооперативную цель.
А теперь предположим, что преподаватель решил поставить перед группой соревновательную цель. В таком случае он может объявить контрольную работу и заявить, что только один человек из всей группы получит оценку «отлично». Кроме этого, будут две оценки «хорошо», три оценки «удовлетворительно» и четыре «плохо»; остальные вообще не заслужат никакой оценки. Итак, перед каждым членом группы стоит одна и та же цель — получить за контрольную высшую оценку, но при этом каждый надеется, что другого постигнет неудача. В этой ситуации — ситуации соперничества — успех одного неизбежно приводит к неуспеху другого, потому что только один человек может получить оценку «отлично».
Кооперативная цель: цель, достичь которую можно только при условии совместной работы.
Соревновательная цель: цель, достичь которую можно лишь соревнуясь друг с другом.
Приложение 15.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
ПРОДУКТИВНЫЙ АМЕРИКАНЕЦ
Питер Рид, специалист по компьютерному программному обеспечению, работая в Соединенных Штатах, завоевал репутацию хорошего программиста. Он специализировался на разработке баз данных для лечебных учреждений и программ медицинской диагностики. Стремясь расширить свой профессиональный опыт, он принял предложение поработать специалистом по программному обеспечению в одном из филиалов компании в Токио. На родине Питер считался весьма продуктивным программистом; особенностью его рабочего стиля было умение работать одновременно над несколькими проектами. Если ему приходилось сталкиваться со сложной проблемой в одном из проектов, он предпочитал отвлечься, переключившись на другой проект или даже обратившись к двум различным проектам. Освежив таким образом свое восприятие, он возвращался к прежней проблеме с новым взглядом на нее и целым рядом потенциальных решений. Руководство американского филиала компании поддерживало подобный стиль работы, поскольку понимало, что продуктивность Питера во многом связана с его стилем работы. Начальство терпимо относилось к тому, что Питер (как и другие продуктивные работники) нарушал установленный в компании распорядок, иногда опаздывал на работу, затягивал обеденный перерыв больше чем на час, часто отрывался от работы в течение рабочего дня. До тех пор пока работники были продуктивны, им позволялись некоторые послабления.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Important questions that can be asked in a given period of work of the psychologist with the client.
  • Technique counseling in a systems approach
  • Training: "Team unity"
  • Свобода выбора истощает психику
  • Андрей Ловаков. Как мужчины и женщины демонстрируют любовь в браке
  • Seminar of November 19, 1974
  • Speech techniques in psychological counseling.
  • Jacques Lacan in French. Bibliographies.
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • How does the nature of our birth order
  • Technique decision. Descartes Square
  • Чиркова М. А. Анализ жизненных сценариев на материале авторской сказки
  • А. В. Федоров. Образ России в современной западной прессе
  • Добрачный секс и супружеский долг
  • Art therapy training and self-reflection
  • Smalzer William, Murphy Raymond. Basic Grammar in Use. Workbook
  • Иностранный язык уменьшает суеверия и предрассудки
  • Эго-психология; ego psychology
  • Critical Thinking: Basic Principles and Techniques
  • Azar Betty, Hagen Stacy Basic English Grammar
  • Murphy Raymond, Smalzer William. Basic Grammar in Use
  • Мир шопоголика вращается вокруг покупок и трат
  • Drawing "Man in the rain."
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Главный Редактор. Teaching Children with the SMILE
  • Георгий Почепцов. Человек между большой и малой ложью: от госпропаганды до фейков
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Ягнюк К.В. Ограниченная во времени динамическая психотерапия: своя среди чужих, чужая среди своих
  • Редактор. Методика Шалвы Александровича Амонашвили
  • Воспринимаемая несправедливость и связанные с ней эмоции, социальная идентичность и самоэффективность. Протестные действия: особенности поведения индивидуума и группы
  • Аналитическая психология; Analytical psychology; Analytische Psychologic
  • Моаканин Радмила - Психология Юнга и буддизм
  • "The size of a woman shows how much space it occupies in the heart of her husband."
  • Зимбардо Филип, Андерсен Сьюзен. Объяснение контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции.
  • К. Количество; q. quantity
  • Худоян С.С. Терапия лишением смысла или когнитивно-логотерапевтический подход к преодолению игровой зависимости
  • Paul Verbnyak. How to disclose their potential and achieve more in life
  • Ворден В. Понимание процесса горевания
  • Карлин Е. А. Полиамория как форма отношений. Размышления в контексте психотерапии
  • Бурцева Светлана Николаевна. Essay. My grandfather is a real hero.
  • Психологические типы; Psychological Types; Psy-chologische Typen
  • А.В. Федоров и др.. Школа и вуз в советском кино эпохи «оттепели» (1956-1968)
  • Виктор Суворов Ледокол
  • Женатым мужчинам не нравятся женщины, готовые к зачатию
  • Микаэлян Л.Л., Хамитова И.Ю., Климова С.В., Фисун Е.В. О значении практики в медицинских учреждениях в процессе обучения системной семейной терапии
  • McCarthy M., Felicity O. English Idioms in Use. Advanced
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Священный брак; Sacred marriage; heilig Ehe
  • Lacan Jacques. Seminar XXII, R.S.I.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь