|
Поллак Рейчел. Мудрость ТАРО. Духовные учения и глубинные значения карт.Категория: Сверхъестественное » Система Таро | Просмотров: 110001
Автор: Поллак Рейчел.
Название: Мудрость ТАРО. Духовные учения и глубинные значения карт. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В обнаруженной Пратези рукописи указаны значения «изменник, предатель», но в дальнейшем они остаются невостребованными. Далее мы обнаруживаем «благоразумие» — ту самую добродетель, которую Кристиан и Мазере приписывали Отшельнику. Кристиан тоже вводит идею жертвы и даже насильственной смерти, правда, только в физическом мире. Уэйт подтверждает жертву, но предлагает дополнительно такие качества, как мудрость и интуиция, и добавляет дивинацию и пророчество.
Золотая Заря называет аркан помимо Повешенного еще и Утопленником, что сочетается с титулом Духа Могучих Вод. Еврейская буква Мем, которую они относят к Повешенному, — одна из трех «материнских» букв алфавита, соответствующих стихиям Огня, Воды и Воздуха. Дурак — Алеф и Воздух; Суд— Шин и Огонь; Мем же, название которой как раз и означает воду, связана с этой стихией. В воде растворяется все, что кажется жестким и стабильным, в том числе и эго, и его представления о реальности. «Утонуть» — значит отпустить свое «я». В «Пустыне» — эпической поэме Томаса Элиота, основанной на легенде о Святом Граале, гадалка мадам Повешенный Созострис говорит: «Вот твоя карта, утонувший финикийский моряк... Повешенного нет здесь. Бойся смерти от воды». Повешенный — это архетип посвящения. Рассмотрим несколько примеров. В христианской традиции Петр был распят вниз головой. Объяснение этому, что он не хотел соперничать с Христом, кажется настолько абсурдной, что мы вправе подозревать здесь тайный смысл. Йоги в буквальном смысле стоят на голове, чтобы разбудить энергию кундалини. Р.Дж. Стюарт в книге по созданному им Таро Мерлина (Merlin Tarot) рассказывает замечательную историю о том, как Мерлин предсказал три разные смерти одному и тому же человеку: смерть от падения с высоты, от повешения и от утопления. В итоге герой действительно падает с утеса, запутывается ногой в ветвях, а голова его оказывается под водой. Таким образом, он умирает трижды и становится одновременно Повешенным и Утопленником. Стюарт описывает это как инициацию, как смерть, за которой следует возрождение. В скандинавском мифе Один (или Водан), которого римляне отождествляли с Гермесом-Меркурием, повесил на Мировом Древе, ясене Иггдрасиль, чтобы обрести магический алфавит, священные руны. Он пронзил себе бок копьем и отдал правый глаз (а правая сторона ассоциируется с эго) Мимиру, хранителю источника, где скрыты руны. По истечении девяти дней и ночей (число Отшельника, а Один как раз имел обыкновение странствовать по миру в обличье старика, опирающегося на посох) он протянул руку вниз и схватил руны . Вернемся еще дальше в прошлое. В талмудической легенде, возраст которой насчитывает около двух тысяч лет, рассказывается о двух ангелах, Шемхазаи и Азазеле, насмехавшихся над человечеством за его неспособность противостоять искушениям. — Легко вам говорить, — сказал им на это Господь. — Ходили бы вы по земле, так делали бы то же самое. Ангелы лишь рассмеялись, услыхав подобный абсурд. Тогда Господь облек их в человеческие тела и отправил на землю. Там они повстречались с женщинами и немедленно все их благие намерения рассеялись, как дым на ветру. Азазель схватил желанную ему женщину, а когда она не согласилась с его притязаниями, изнасиловал ее. Шемхазаи, однако, удалось соблюсти остатки приличий, или, если хотите, «сохранить достоинство». Он отправился к женщине и честно сказал ей: — Возляг со мной, ибо я ангел. — Если бы ты был ангелом, ты бы знал тайное имя Бога, — возразила на это умная женщина. — Я его знаю. — Тогда скажи его мне. — Не могу я сказать тебе имя, — расхохотался Шемхазаи. — Ты всего лишь женщина. — А ты такой же, как все остальные мужчины: говоришь много, а показать-то тебе и нечего, — отбрила его Истеарь. Разъярившись, Шемхазаи назвал ей имя, Истеарь тут же повторила и силой его вознеслась на небеса. Там Господь обратил женщину в звезду, ибо именно это и значит ее имя. Шемхазаи возопил о прощении, и за покаяние его Бог подвесил ангела вниз головой меж землей и небом в качестве вечного моста, соединяющего материю и дух. А что же насильник Азазель? Его Бог подвесил над бездной, которую греки называли Эребом, а христиане — преисподней, или адом. Джон Мильтон же называл ад «зримой тьмою». Мы все повешены — не в том или ином фиксированном состоянии, но в постоянно, ежемоментно меняющемся потоке. Просто мы этого не знаем. Если бы мы оказались подвешенными за ногу на живом древе, может, тогда бы и вспомнили. По утверждению поэтессы Кэтрин Гуд-Скифф, все мы считаем, что твердо стоим на земле, но раз уж сила тяжести держит нас за ноги и мы при этом отстоим от тела земного, то было бы правильнее сказать, что мы висим вниз головой — и не подозреваем об этом. Я писала эту часть главы про архетипические корни аркана Повешенный в поезде, следующем в Нью-Йорк. Я ехала в музей Метрополитен на выставку африканских «реликвий» — то бишь священных предметов, которые хоронили вместе с мертвыми. Частью экспозиции был короткометражный фильм об инициации в племени митсого. Во время ритуала инициации вождь рассказывает старинные предания под аккомпанемент деревянной арфы-нгомби, и в фильме как раз шла речь о сотворении нгомби. Согласно преданию, это было так: один пигмей забрался на высокое дерево и упал оттуда, но запутался ногой в ветвях и повис; получился Повешенный; однако его внутренности на этом не остановились и все-таки упали на землю, а кишки оказались разбросанными по ней; они-то и стали струнами нгомби, которая есть смерть, и песня ее — смерть, ибо все сущее должно умереть. И пока мы притворяемся, что это не так, мы тем самым наносим себе величайший вред. После Повешенного идет Смерть. А после нее? Умеренность — возможно, это Шемхазаи получил наконец свободу. Быть может, все мы получили свободу? А после Умеренности? Дьявол: не настало ли время снять путы с Азазеля? Но об этом мы с вами поговорим потом. Сейчас же давайте насладимся безмятежностью Повешенного. Ведь когда нас привязали вниз головой к дереву, нам не остается ничего другого, кроме как наслаждаться процессом. Наше восприятие Повешенного должно зависеть от идущей перед ним карты. Если мы смогли пройти испытание Правосудием— если смогли взглянуть на себя и свою жизнь открытыми глазами, облегчить сердце так, чтобы оно весило не более страусового пера,— то Повешенный станет для нас радостным смирением, деревом, радугой. Но если мы так и остались стоять перед Правосудием, разводя руками, — Повешенный будет остановкой на жизненном пути, страхом перед будущим, мучительной жертвой. В пятом столбце Повешенный располагается между Иерофан- том и Солнцем. Он переворачивает сам когнитивный процесс — от внешнего знания Иерофанта к прямому откровению Солнца. Ну или можно сказать так: укоренив стопы свои в доктрине, он растет к свету истины. Число 12, как и 21, сочетает в себе единицу и двойку, Мага и Верховную Жрицу. Оба при этом сокращаются до тройки — Императрицы, Матери вечной жизни. Сам образ Повешенного говорит о первой в нашей жизни инициации — о рождении. Из закрытой вселенной материнского тела ребенок выходит в мир широко открытый и полный чудес. И выходит он головой вниз, то бишь вперед. В древних культурах, когда женщина еще не улеглась на Старшие арканы одр болезни, окруженная докторами, она рожала на корточках, и дитя действительно шло в мир вниз головой, а пуповина, исходившая из центра материнского тела, связывала новорожденного с его корнями. Хотите попробовать побыть Повешенным? Для этого не надо ни приносить себя в жертву, ни совершать сложные ритуалы, ни даже стоять на голове. Просто откройте глаза и посмотрите вокруг, как смотрит ребенок. Вот что сказал об этом иезуитский ученый и мистик Тейяр де Шарден: «Всю мою жизнь, мгновение за мгновением, мир постепенно озарялся светом и сиял перед моими глазами, пока не окружал меня собой полностью, блистающий изнутри». Это свет нимба Повешенного, наполняющий собою мир. Как следует из вышеизложенного, интерпретации Повешенного бывают весьма различны. Для некоторых это застревание в той или иной ситуации и мучительная жертва. Лично для меня это еще и чрезмерная привязанность к ценностям. Я в целом вижу эту карту как радостную, хотя и замкнутую и, возможно, закрытую для понимания другими. В своем Таро Сияющего Племени я сделала эту карту игривой и ребячливой, чтобы подчеркнуть ее чудесность и свободу от боли. Кверент, получивший Повешенного, может оказаться аутсайдером или человеком с непонятным большинству отношением к происходящему, не желающим никого ни в чем убеждать и не ищущим чужого одобрения. «Привязанность» к дереву может означать связь с тем, что больше вас, и, как следствие, способность выстоять против ветров общественного мнения. Для тех, кто идет по духовному пути, это может быть просветление или действительный инициатический опыт. Толкование перевернутого Повешенного зависит от подхода та- ролога. Если прямая карта означает подвешенность, то перевернутая может говорить о движении, о снятии пут, об окончании жертвенного периода. Я склонна видеть в нем конформизм, приоритет чьего-то чужого мнения или социальных стандартов над вашими собственными. Уэйт подчеркивает и такие значения, как народные массы и государство. Вы заняли правильное вертикальное положение, почитающееся другими приличным и нормальным, — такое же, как у всех. Но какой ценой? Расклад «ПОВЕШЕННЫЙ» (композиция расклада основана на графике карты Повешенный в колоде Райдера—Уэйта—Смит) 1. Прошлое. 2. Будущее. 3. Привязки в настоящем. 4. Сокровенная истина. 5. Чем вы жертвуете? 6. Комфорт, покой, утешение. 7. Что вы отдаете? 8. Что принимаете? 9. Что узнается, понимается, открывается? Смерть: 13 Астрологическое соответствие: Скорпион Каббалистическая буква: 3 Нун Путь на Древе Жизни: отТиферет (Красоты) к Нецах (Победе) СМЕРТЬ То участь всех: все жившее умрет И сквозь природу в вечность перейдет'. У. Шекспир. Гамлет | арта «Смерть» уже превратилась в клише, вернее, в целых два клише: одно в так называемой популярной культуре, второе — у самих тарологов. В кино Таро фигурирует обычно в триллерах, претендующих на некие сверхъестественные темы. Гадалка раскидывает карты для заранее перепуганного клиента, и, разумеется, в раскладе — под зловещую музыку и (по замыслу продюсеров) под сдавленные охи зрителей — является Смерть. Несколько лет назад серийный убийца (известный как «Вашингтонский снайпер») оставил Смерть из Марсельской колоды возле тел одной или двух своих жертв. Возможно, он надеялся, что в Голливуде снимут о нем кино. У тарологов клише работает в другую сторону. Стоит карте выйти в раскладе, как вас тут же заверят, что она говорит совершенно не о чьей-то смерти; это окончание чего-то одного, дающее шанс начаться чему-то другому. Говорить так на самом деле хорошо. В большинстве случаев этот аркан действительно не значит ничьей неожиданной смерти, но даже если и значит, захотим ли мы предсказывать это? Какое воздействие это произведет на клиента? А представьте, что предсказание не сбылось! В какие страдания мы можем ввергнуть клиента ради эффектного гадания! Иногда мы как специалисты попадаем в Старшие арканы своеобразную ловушку: нам, естественно, хочется, чтобы наши предсказания сбывались, даже если пророчим беды и неприятности. «Он сказал, что совершенно здоров, но я увидала смерть у него в картах, и вот две недели спустя — бабах! — он свалился с сердечным приступом». Конечно, мы бы предпочли закончить историю так: «Я велела ему пойти к врачу, и там у него обнаружили аневризму. Еще бы немного и...» Счастливый финал всегда предпочтительнее, но любой вариант все равно даст нам повод гордиться своими ясновидческими способностями. И тем не менее большинство современных гадателей предпочитают вообще не касаться этих сфер и сообщать кверен- там— и себе самим, — что Смерть вовсе не означает смерть. А что говорит традиция? НЕКОТОРЫЕ ЗНАЧЕНИЯ АРКАНА СМЕРТЬ (ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ ПОЛА ХЬЮСОНА «МИСТИЧЕСКИЕ КОРНИ ТАРО») Картомансер Пратези (1750): смерть. Де Мелле (1781): смерть. Кур де Жеблен (1773-1782): смерть. (Ничего не замечаете?) Элифас Леви (1855): еврейская буква Мем. Смерть. Небеса Юпитера и Марса, власть и сила, новое рождение, творение и разрушение. Поль Кристиан (1870): тринадцатый аркан. Коса: трансформация. В Божественном мире — вечный момент творения, разрушения и возрождения; в интеллектуальном мире — вознесение Духа в Божественные сферы; в физическом мире — смерть, то есть трансформация человеческой природы по окончании органического периода ее жизни. Мазере (1888): смерть, перемены, трансформация, изменение к худшему. В перевернутом положении: счастливо избегнутая смерть, частичные перемены, изменение к лучшему. Золотая Заря (1888-1896): Дитя Великих Преобразователей, Владыка Врат Смерти. Смерть, время, трансформация, перемены; иногда — разрушение, но только если оно рождено окружающими картами. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|