Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии. | Психодиагностика | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 22 страница



Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19808

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

1. В своей деятельности консультант ориентируется на абонента, идет вслед за ним, пытаясь уловить его ожидания и интуитивно достраивает комплиментарную позицию в соответствии с этими ожиданиями. С точки зрения «Появления Клиента» можно выделить лишь две группы позиций;
а) Совокупность коммуникативных позиций. К этой группе относятся позиции «Друга», «Приятеля», «Старшего Братан, «Независимого Взрослого», «СлучайногоПопутчика* ит.д.
_____^_______________119
б) Группа позиций «Консультант», «Психотерапевт^, «Психолог» -
Отличие между группами чрезвычайно существенно. Основной критерий — ответственность, которую берет (или не берет) на себя дежурный «Телефона Доверия» за эмоциональное состояние абонента в ходе беседы и само развитие беседьь
2* Консультант в своей деятельности ориентируется на * Потенциального Клиента* в абоненте, сколь бы абсурдными ни были обращения.
3* Консультант работает не на создание ситуации «Появление Клиента * и не идет вслед за абонентом, а сразу же задает «правила игры&, тем самым требует от абонента самоопределения: признает ли он в себе «Клиента*, то есть нуждающегося в психологической помощи (психотерапии) и готового своими действиями подтвердить наличие адекватной мотивации к психологической работе- Например, теоретически возможный ход в обсуждаемом фрагменте: «Вы влюбились? Замечательно! А в чем Вы видите свою проблему?» Таким образом выставляется «фильтр», в котором задерживаются и отсеиваются абоненты с недостаточной мотивацией или те, субъективно оцениваемая «тяжесть* проблем которых невелика.
Следует понимать* что за перечисленными альтернативами — комплексные концептуальные идеологии функционирования телефонных служб, а не только частные ходы в психологической беседе.
Посмотрим, как «настраивается» консультант на абонента, пытаясь решить для себя вопрос, сводить ли беседу к «дружескому» общению, становясь «Собеседником* (например, «Слушателем>), или, видя в абоненте «Потенциального Клиента*, целенаправленно работать на создание «особых* (психотерапевтических) отношений.
Первая фраза — приветствие: «Телефон Доверия. Я слушаю Вас&т — ритуальная. Она ознаменовывает вхождение в реальность телефонной коммуникации; называние «Телефон Доверия* призвано снизить беспокойство абонента, туда ли он попал, ъЯ слушаю Вас^ — отражает личностный характер
120___________
взаимодействия. Этим «я* подчеркивается, что хотя абонент звонит в службу, но имеет дело с конкретным человеком, {Другие ритуальные фразы: «Это "Телефон Доверия". Мы слушаем Вас*; или: «"Телефон Доверия". Чем мы можем Вам помочь?* Обратите внимание, как последняя фраза задает тональность последующей беседы — вполне в духе «третьей альтернативы»*) Далее вторая реплика консультанта, звучащая в неопределенно-повествовательной интонации. Поощряющий.** но не очень, приглашающий к разговору... но только «слабым кивком головы*. «... Ну„. расскажите».»— инициатива в разговоре должна исходить от абонента. Если бы вслед за этой репликой не последовала бы другая, то задавалась бы тенденция к расширению возможных тем для обсуждения. Но консультант моментально поправляется: «Вы чем-то обеспокоены..* чем-то встревожены?» Случайная фраза? С чего это вдруг консультант взял, что абонент чем-то встревожен или обеспокоен? Консультант действует в духе «второй альтернативы»: задает смысловые опоры диалога, полутонами обрисовывая «правила игры^. Как бы чуть-чуть намекая («Я замечаю, что Вы встревожены. Мне это не безразлично*), что сюда, на «Телефон Доверия», звонят с какими-то «проблемами», а не «просто так*. За этим — стремление занять определенную позицию: один готов и хочет помочь, соответственно, другой должен признать, что в этом нуждается, или*.. Уже проявляется позиционная асимметричность: консультант уже «Консультант*, но абонент— еще не «Клиент», Фраза абонента меняет ситуацию. «Да!» — произнесено внятно, с интонационным подъемом. Это фраза-заявление. Смысл ее понятен: «У меня есть серьезные основания для обращения к Вам&. Абонент становится «Клиентом^? На полюсе консультанта — готовность вхождения в режим выслушивания. «Мгм^* — поощряющая реплика («Ну, рассказывай!*). «Я влюбилась!* — следует ответ. Здесь происходит первая «сбивкаж надо ли работать с абонентом как с «Потенциальным Клиентом», выстраивая «особые отношения*, или же «соскользнуть* в режим более привычных для абонента стереотипов взаимодействия — дружеского разговора* Почему консультант выбира-
___________________________________________________121
ет второе? Во-первых, опыт подсказывает, что беседа будет носить исповедально-дружеский характер. Детский голос, узнаваемость проблематики — все обещает типичность обращения, которая накладывается на уже имеющиеся способы работы с данной проблематикой (вот она — ошибка: работа консультанта должна осуществляться, исходя из понимания специфики психического состояния > а не из особенностей проблемной ситуации). Во-вторых> проявляется психогигиеническая «сберегательная* установка: двенадцатичасовое дежурство требует умения равномерно распределять свои силы на весь период работы и при этом сохранять некоторые ресурсы в случае экстраординарного звонка (суицид). Следствием этих причин является то, что консультант начинает занимать одну из «коммуникативных позиций» — роль «ироничного старшего брата*, Да, он о-очень хорошо понимает, что значит «влюбиться*. У самого тоже бывало! Но ведь ничего, не смертельно. Ничего, сестренка, перебесишься и все пройдет. Вот источник ироничного, с язвинкой: «Кто этот счастлив-чик?*. Легкая, ни к чему не обязывающая роль (напоминаем, что при коммуникативных ролях дежурный «Телефона Доверия» не принимает на себя ответственность за исход беседы, она паритетно распределяется между собеседниками). Ответ: «Как — кто, мальчик — кто!»
Вторая сбивка: абонент не понимает скрытого юмористического подтекста, не принимает облегченно-дружеского (панибратского) варианта развития беседы, Фраза «режет слух» (см. замечание консультанта «о языке абонента*). Опять актуализируется проблематика «Появления Клиента*. Она лишь слабой тенью мелькает в сознании. Тональность последующих реплик по-прежнему выдержана в дружеских оптимистических красках* Третья «сбивка* возникает после реплики абонента: «Я не могу. Хочу всегда смотреть на него— Быть рядом с ним*. Проняло- За этим «не могу* — действительно искреннее и глубокое страдание. Консультант это почувствовал и выразил в интонации, что он «рядом». После фразы абонента возникает * зона неопределенности*: консультант явно отходит от роли «ироничного старшего брата». Однако будет
122___________________
ли взаимодействие происходить, исходя из коммуникативных позиций (например, «независимый, умудренный опытом взрослый*), или же возникнет диада «Консультант—Клиент* (противопоставление коммуникативных позиций и позиций консультанта имеет смысл только в свете «первой альтернативы *; с точки зрения «второй альтернативы* все коммуникативные позиции — изначально позиции психотерапевтические — по данному фрагменту не понятны). Ситуация неопределенности будет продолжаться до первой фразы абонента во втором фрагменте.
{(Первичная категоризация абонента и проблемной ситуации»- Ранее вы попытались составить свое представление об абоненте и усилиях консультанта на основе анализа фрагмента беседы и познакомились с видением консультанта. Эти процессы у консультанта и наблюдателя (супервизора) отличаются- Каждый видит то, что считает нужным увидеть* Видение консультанта обусловливается его профессиональной ролью.
Совокупность психотехнических операций «настройки* на абонента, осуществляемых на ранних этапах беседы и имеющих результатом некоторое общее представление об абоненте и его субъективных трудностях* мы обозначим как «первичная категоризация абонента и проблемной ситуации». Работа на «Появление Клиента* — частный случай первичной категоризации.
«Настройка* на абонента происходит вне зависимости от того, ориентируемся ли мы на него как на * Потенциального Клиента», видим ли мы в нем клиента, или же общаемся просто как с собеседником* Однако только в первых двух случаях такая «настройка* носит психотехнический характер (то есть я отношусь к своей психике как техническому инструменту, который можно «разбирать* на составные части, переорганизовывать, задавать режимы — позиции работы и т.д*)-Консультант всегда изначально стремится установить оптимальные отношения, позволяющие создать мотивацию у абонента для продолжения диалога {как минимум, чтобы человек не захотел сразу же положить трубку). С другой стороны,
___________________________________________________123
консультанту важно получить самое общее представление об абоненте — экспресс-диагностика эмоционального состояния.
Выделим два аспекта первичной категоризации:
— субъективное представление консультанта о том, как он устанавливает оптимальные отношения (операционально-технический аспект);
— субъективное представление консультанта о том, что возникает в результате этих отношений (рационально-образный аспект).
Дадим расшифровку термина «первичная категоризация абонента и проблемной ситуации»:
— первичная*.. — означает то, что получаемая картина заранее не полная, возможно ошибочная; однако это то, от чего отталкивается консультант в проведении беседы;
— „. категоризация,.. — термин, несущий «когнитивист-ский» оттенок, однако трактовка его шире; категоризация не ограничивается рефлексивно-аналитическим компонентом; результаты и процессы категоризации могут выражаться в образах, метафорах и даже... в телесных ощущениях (например, ощущение «горящей
трубки О;



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Федунина Н.Ю.. Переживание консультантами ситуации неконгруэнтности вербальной и невербальной информации в сообщениях постоянных абонентов
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • К чему снится начальник
  • Контакт группа. Занятие 4: "Я доверяю тебе?" (тренинг)
  • Притча «Страхи»
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Почему люди хронически лгут
  • Установление доверительного контакта психолога с пациентом Онкоцентра
  • Притча «Быть может это судьба»
  • Дубровская Е.В. Психолог и клиент: создание пространства. Из опыта работы в Онкоцентре
  • Притча «Три типа слушателей»
  • Притча «Упорство»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Величко Н. Краткосрочная работа с проблемами коммуникации у пациентки с хроническими соматическими заболеваниями
  • Притча «Vodka»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Мельникова Римма Ивановна. Практико-ориентированный семинар на тему: «Если ситуация не соответствует ожиданиям».
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Федунина Н.Ю.. Трудности перевода: эссе о работе семейного консультанта
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Бакиров Анвар. Базовые пресуппозиции - весело о важном.
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Фандеева О.Н. Психолог в Онкоцентре: три разных опыта практики
  • Притча «Присутствие и Отсутствие»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Роджерс К. Человекоцентрированный подход к психотерапии: сессия с Джен
  • Журавский Олег. Карта на каждый день
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Шавеко Е.Ю. Крылья белого мотылька или мой путь к пониманию бессознательного
  • К чему снится телефон
  • Развитие умения «вслушиваться» в свои чувства для тренинга развития детей испытывающих трудности адаптации
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Тытарь Е. Таро и феномен синхронности Юнга.
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Притча «Любовь»
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Рыцарева Т.В. Трудности первых шагов психолога-консультанта
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Каганер Анна Григорьевна, Нарицин Николай Николаевич. Помощь на расстоянии: о психологическом консультировании в Сети
  • Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка (А.И.Захаров)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь