Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 46109
Автор: Аллан Джон.
Название: Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В защиту стереотипных образов выступил Крамер (1975), который был преподавателем рисования и психотерапевтом. Он отметил, что стереотипные образы помогают ребенку блокировать эмоциональный подъем, который нередко сопутствует творческой деятельности, и таким образом сохранять душевное равновесие. Роль учителя состоит отнюдь не в освобождении ребенка от этих торможений. Напротив, он должен «помочь хаотической фантазии превратиться в творческое воображение и возродить атрофированную способность к наблюдению и самонаблюдению» (стр.40).
Ловенфельд предостерегает от опасностей, связанных с отвлечением внимания ребенка от стереотипа, поскольку такое отвлечение может вызвать у ребенка ощущение неуверенности и разочарования (см. работу Микаэля, 1982). Вместо этого он рекомендует преподавателям трансформировать стереотип в нечто живое и значимое для ребенка. Так, преподаватели могли бы придать большую живость и яркость тем переживаниям, которые ребенок старается изобразить на рисунке, расспрашивая его об этих переживаниях или, если это возможно, помогая ребенку в отыгрывании переживаний в безопасной обстановке. Робертсон (1982) полагает, что ребенку можно предоставить для работы различные материалы или помочь ему внимательно рассмотреть новые грани предмета изображения. Черчиль (1971) рассматривает несколько способов преодоления препятствий на пути к творческому самовыражению. Вообще говоря, преподаватель должен поощрять экспериментирование и индивидуальные различия в стиле самовыражения. Кроме того, он должен обеспечить разнообразие непосредственных впечатлений. Непосредственные наблюдения из реальной жизни или обучение определенному техническому приему нередко помогают ребенку освободиться от власти стереотипов. Если ребенок постоянно занимается копированием, преподаватель может предложить ему использовать скопированные образы в воображаемом контексте. Роль технических приемов. Объем обучения детей техническим приемам составляет предмет многих дискуссий в области преподавания изобразительных искусств. На одном конце спектра мнений помещаются программы, в которых приоритет полностью отдан последовательному изучению технических приемов, а на другом конце помещаются программы, предусматривающие, в дополнение к обучению техническим приемам, обеспечение разнообразных возможностей для творческого, имагнинативного самовыражения. Чапмен (1982) весьма критически относится к тем, кто считает преподавание изобразительного искусства детям ненужным и потенциально опасным. По ее мнению, маленькие дети обладают врожденной художественной способностью. Однако проблема развития художественного мастерства приобретает остроту в четвертом классе, когда уверенность детей в своей способности создавать художественные произведения идет на убыль. Изучение технических приемов помогает детям почувствовать себя более компетентным, что, по мнению Чапмен, укрепляет их веру в свои силы. В отличие от Чапмен с ее критическим отношением к программам, в которых недооценивается роль технических приемов, Робертсон (1982) настороженно относится к программам, преувеличивающим значение таких приемов. Она полагает, что техническим приемам необходимо обучать не ради приемов как таковых, а для облегчения творческого процесса. По мнению Робертсон, знание техники живописи и отсутствие содержания в картинах не содействуют достижению общего блага. Робертсон стремится найти равновесие между техническими приемами и тем, что они помогают выразить. Она считает, что программы обучения изобразительным искусствам должны предусматривать чередование между свободным выражением спонтанных чувств и упражнениями, направленными на изучение различных средств и совершенствование технических приемов. С точки зрения Триттен (1964), технические приемы служат средством к достижению цели. Изучение технических приемов оправдано тогда, когда оно побуждает ребенка к творчеству и самовыражению и помогает укрепить уверенность в своих способностях. Согласно Чамперноуну (1971), изучение технических приемов может оказать существенную помощь в тех случаях, когда дети не обладают техническими навыками в самовыражении. Роль предмета изображения. Различия в подходах к предмету изображения группируются вокруг того значения, которое придают процессу выражения внутреннего мира ребенка с помощью искусства. Большинство педагогов рекомендуют детям обратиться к внешнему миру, чтобы найти там источник образов для своего искусства. Триттен (1964) принадлежит к числу тех педагогов, которые полагают, что достичь реального успеха в искусстве можно только тогда, когда предмет изображения служит ключом к пониманию внутреннего мира ребенка и способен стимулировать его творчество. Робертсон (1982) придавала предмету изображения настолько важное значение, что посвятила ему целый ряд исследований. Она полагала, что некоторые предметы вдохновляют детей на создание произведений искусства, способных пробуждать запомнившиеся или навязчивые чувства. Робертсон установила, что некоторые темы вызывают у художника состояние напряженной сосредоточенности и ощущение глубокого удовлетворения своим произведением. Эти архетипические темы неподвластны времени и обеспечивают «иерархическое возвращение к своей сущности» (стр.89). Предмет изображения должен заинтересовать ребенка и привести к новому синтезу. При создании произведений искусства «...мы сталкиваемся с загадкой нашей сущности, которая формируется в процессе формирования материальных вещей и воссоздается в каждом акте творения» (Robertson, 1982, стр.107). Критика современных методов В области преподавания изобразительного искусства существует такое разнообразие несходных подходов, что некоторые из них были подвергнуты строгой критике. На основе критических работ были разработаны альтернативные программы, воплотившие в себе широкий спектр различных подходов. В своей работе (1975) Крамер исследовала «ложное понимание задачи в области преподавания изобразительного искусства». По ее мнению, потребность в легковыполнимых предписаниях и страх перед непредсказуемыми увели многих педагогов от выполнения задач, направленных на стимулирование творческой деятельности, и привели к так называемой «псевдохудожественной деятельности» (стр.37). Вместо внимательного изучения кая-сдого средства выражения художника, детей вкратце и поверхностно знакомят с множеством различных технических приемов. Новизна слишком часто подменяет глубину переживания и познания. Л. Чапмен (1982) относится к числу известных критиков современных методов преподавания изобразительного искусства в государственных школах Америки. Она осуждает преподавателей изобразительного искусства за то, что они предлагают учащимся «простой и легкий» путь к овладению искусством, который не требует от них умений, знаний, усилий и времени и таким образом способствует формированию представления об искусстве как о легкомысленном занятии. Чапмен критикует многих педагогов, которые сводят образование в области изобразительного искусства к простому изготовлению произведений искусства. По мнению Чапмен, создание произведения искусства составляет лишь один из аспектов образования в области изобразительных искусств. Кроме того, она возражает против объединения изобразительного искусства с другими предметами, поскольку такое объединение выхолащивает изучение искусства. Альтернативы Программы, предложенные Л. Чапмен и С. Робертсон, существенно отличаются от подходов, в адрес которых были направлены вышеприведенные критические замечания. Хотя существует ряд и других альтернативных программ, тем не менее программы Чапмен и Робертсон действительно позволяют сделать преподавание изобразительного искусства более содержательным . Чапмен полагает, что изобразительное искусство необходимо изучать, и поэтому разработала комплексный учебный план «Откроем искусство» для школьников начальной школы. В настоящее время ее идеи получили распространение в некоторых американских школах и представляют одно ИЗ важнейших направлений в области преподавания изобразительного искусства. Согласно программе Чапмен, дети изучают искусство с двух точек зрения — творца и зрителя. В процессе осознания своего художественного наследия и роли искусства в обществе они рассматривают общественно-исторические аспекты искусства. На занятиях дети расширяют круг своих познаний и впечатлений, совершенствуя техническое мастерство, которое позволяет им осуществить самовыражение. Один год занятий изобразительным искусством по программе Чапмен позволяет детям приобрести много новых впечатлений. В процессе овладения техническими приемами, применяемыми в живописи, рисовании и скульптуре (с использованием цвета), дети знакомились с различными формами и стилями изобразительного искусства, начиная с каменного века и по сей день. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|