|
Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19774
Автор: Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В.
Название: Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Согласно концепции интегральной индивидуальности В. С. Мерлина можно говорить о системообразующей функции ценностных ориентации, то есть о том, что ценностные ориентации могут являться опосредствующим звеном в структуре интегральной индивидуальности, определяя ее формирование. Однако это предположение В. С. Мерлина было подтверждено лишь в одном исследовании, проведенном Н. А. Кириловой в 1998 г. на выборке старших школьников.
Наше исследование также направлено на изучение влияния ценностных ориентации на структуру индивидуальности, но не в юношеском возрасте, когда происходит становление системы ценностных ориентации, а в период ранней взрослости, когда система ценностных ориентации представляет собой достаточно стабильное и устойчивое образование. В работе исследуется связь между ценностными ориентациями студентов вузов и свойствами нейродинамического, психодинамического и социально-психологического уровней индивидуальности. В числе методов исследования были использованы следующие: 1) опросник Я. Стреляу, направленный на диагностику свойств нервной системы (исследование нейродинамического уровня индивидуальности); 2) рпросник В. М. Русалова, направленный на диагностику свойств темперамента (исследование психодинамического уровня индивидуальности); 3) методика изучения ценностных ориентации М. Рокича; 4) методика диагностики межличностных отношений Т. Лирй (исследование социально-психологического уровня индивидуальности). В соответствии с целью и задачами исследования выборку испытуемых составили студенты вузов вторых—четвертых курсов в количестве 85 человек. Исследование проводилось в 2001/02 уч. году, на базе Ставропольского государственного университета и Южно-Российского гуманитарного института. На первом этапе исследования диагностировалась выраженность ценностных ориентации. На втором — исследовалась специфика структуры индивидуальности. Данные, полученные в ходе исследования ценностных ориентации по методике М. Рокича, были подвержены процедуре кластерного анализа с целью выявления групп студентов с разными типами ценностных ориентации. В результате было выявлено две группы студентов с различными типами ценностных ориентации. Таблица 4 Распределение студентов по типам ценностных ориентации Группа Тип ценностных ориентации Наиболее значимые ценности Число испытуемых (% от общего числа испытуемых) 1 Ценности личной жизни, личного счастья Здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь, друзья 51 (60%) 2 Ценности самореализации, социального роста Уверенность в себе, активная деятельная жизнь, познание, развитие, интересная работа 34 (40%) Данные таблицы показывают, что для студентов с первым типом ценностных ориентации — с ориентацией на ценности личной жизни — наиболее значимы такие ценности, как здоровье, любовь, семья, материально обеспеченная жизнь, наличие друзей, то есть ценностно-смысловая сфера этих студентов представлена общечеловеческими Ценностями личного счастья. Для студентов со вторым типом ценностных ориентации значимость представляют ценности самореализации, причем как индивидуальной (уверенность в себе, познание, развитие), так и социальной (активная деятельная жизнь, интересная работа). Факторный анализ полученных данных и интерпретация результатов В результате факторного анализа структуры интегральной индивидуальности студентов с первым типом ценностных ориентации (ценности личной жизни) было выявлено 2 значимых фактора, вобравших себя 44,9% общей дисперсии. Таблица 5 Результаты факторизации данных, полученных в группе студентов с первым типом ценностных ориентации Уровень интегральной индивидуальности Фактор 1 2 3 4 Сила процессов возбуждения 0,789136* 0,245526 -0,170931 0,286508 Сила процессов торможения 0,455688 0,390389 -0,162625 - 0,017466 Подвижность нервных процессов 0,694825* - 0,039035 0,125715 0,048175 Эргичность 0,552154* 0,223429 - 0,420009 0,473330 Социальная эргичность 0,689575* 0,106495 0,369690 - 0,383992 Пластичность 0,859956* 0,102985 - 0,070202 -0,006141 Социальная пластичность 0,379479 -0,179013 0,358869 0,084567 Темп 0,520199* -0,111884 0,485127 0,357600 Социальный темп 0,556967* 0,068589 0,198138 - 0,086389 Эмоциональность -0,416781 0,113123 0,278415 0,580446 Социальная эмоциональность -0,610532* -0,036176 0,407803 0,266487 Авторитарность 0,682728* -0,439411 -0,169825 0,108742 Эгоистичность 0,549544* - 0,634077* 0,083257 0,167274 Агрессивность 0,032275 -0,801902* 0,047175 0,112195 " Подозрительность - 0,404889 -0,588335* 0,069470 - 0,020069 Подчиняемое гь - 0,472656 0,465221 - 0,248300 0,232607 Зависимость -0,444926 0,221464 0,307145 0,117684 Дружелюбие 0,209107 0,745503* 0,520651 -0,170071 Альтруистичность 0,247242 0,447631 -0,010571 0,129967 Собственное значение фактора 5,589214 2,955396 10,506692 10,173234 % объясняемой дисперсии 0,294169 0,155547 0,079300 0,061749 * — значимая факторная нагрузка (р>0,5). В первый фактор вошли показатели всех трех уровней интегральной индивидуальности: нейродинамического (сила процессов нервного возбуждения, подвижность нервных процессов), психодинамического (эргичность, социальная эргичность, пластичность, темп, социальный темп, социальная эмоциональность) и межличностного (авторитарность, эгоизм). Наиболее высокие факторные нагрузки имеют следующие свойства: сила процессов нервного возбуждения (0,78), подвижность нервных процессов (0,69), социальная эргичность (0,68), пластичность (0,86) и авторитарность (0,68). Представленность в факторе значимых нагрузок всех трех уровней интегральной индивидуальности свидетельствует о полной насыщенности данного фактора, что, в свою очередь, указывает на развитую и гармоничную структуру интегральной индивидуальности у студентов с первым типом ценностных ориентации, высоко ценящих личную жизнь и личное счастье. В составе первого фактора оказались следующие качества: сила нервного возбуждения, подвижность нервных процессов, потребность в деятельности и социальных контактах, стремление к лидерству, общительность, высокая переключаемость, темп и социальный темп, авторитарность и эгоизм. Данный фактор является фактором силы, поскольку в нем доминируют авторитарность и эгоизм как основные черты поведения, которые сопровождаются отрицанием эмоциональности в социальном поведении, снижением чувствительности к оценкам со стороны, критике и чужому мнению. Высокие показатели социальной эргичности (потребность в социальных контактах, общительность) в данной группе студентов соответствуют типу ценностных ориентации, так как среди значимых ценностей у этих студентов присутствует общение (наличие друзей). Однако отрицательный показатель социальной эмоциональности, то есть эмоциональной чувствительности к оценкам окружающих людей, к критике со стороны, говорит, скорее всего, об узости круга общения данной группы студентов. Для них важно безоценочное общение, которым как раз и является общение с друзьями. Второй фактор, выявленный в группе студентов с первым типом ценностных ориентации, имеет частичную насыщенность и является оценочным. В него вошли показатели только межличностного уровня интегральной индивидуальности: эгоистичность (-0,63), агрессивность (0,80), подозрительность (-0,58) и дружелюбность (0,74). На положительном полюсе располагается дружелюбность, что говорит о способности студентов первой группы к доброжелательному отношению в поведении, гибкости при решении проблем, умении расположить к себе человека; противоположный полюс указывает на отрицание агрессивных тенденций в поведении и на отсутствие подозрительности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|