|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52638
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Aldag с помощью факторного анализа пробел повторную оценку данных Brief & Aldag (1975) и Brief ct al. (см. Hackman & Oldham, 1971), Согласно полученным им результатам, однозначное решение задачи по полному дифференциировашно четырех основных измерений труда достигнуто быть не может.
Sims, Szilagyi & Keller (1977) провели два других исследования с использованием нового варианта методики выделения основных составляющих труда на основе данных Hackman & Lawlcr, полученных на двух профессиональных выборках - 1161 человека ю вспомогательного и обслуживающего персонала медицинского центра в одном из университетов среднего Запада и 192 менеджеров и контролеров производящей бензин фирмы. Был проведен факторный анализ 76 оценок по четырем базовым составляющимt дополненных данными о взаимоотношениях отдельного специалиста с другими людьми и его благожелательности. Авторы пришли к выводу, что для каждой из рассмотренных моделей наиболее легко интерпретируемой и содержательной оказывается структура из шести факторов. Проверка полученных решений выявила практически полную дифференциацию по шести выделенным шкалам между несколькими случайно отобранными для анализа видами профессиональной деятельности. Исследование Sims et ah (1977) дает лучшее из имеющихся доказательств того, что анализируемые виды труда и профессиональных обязанностей имеют сложное строение и что базовые характеристики труда могут быть эмпирически дифференцированы- В работе Sims и сотрудников содержится дополнительная информация, полезная для понимания данных об основных составляющих профессиональной деятельности, оцениваемых с помощью предложенного ими набора шкал (см. Sims et al., 1977). Полученные на выборке медицинских работников результаты опроса описаны в обеих статьях. В анализируемой работе были рассмотрены взаимосвязи между оценками по каждой из исходных содержательных шкал, харак теризующих функциональные обязанности персонала, с набором по казателей удовлетворенности трудом. Кроме того» была прокорре лирована интегрированная оценка по всем четырем основным составляющим труда с показателями удовлетворенности трудом. Величина коэффициентов корреляции между интегрирующей оценкой труда с различными проявлениями удовлетворенности трудом была систематически меньше, чем аналогичные величины, отражающие силу корреляционных связей между отдельными составляющими труда и показателями удовлетворенности. При пошаговом регрессионном анализе, проводимом с целью предсказания оценок удов л е-творенности трудом, в расчетные уравнения вносились только оценки по отдельным шкалам характеристик труда, так как результирующая переменная (интегрирующая оценка) никогда не объясняла наблюдаемых расхождений с эмпирическими данными настолько, чтобы быть внесенной в уравнение. Эти результаты подтверждают преимущество использования аддитивной компенсаторной модели для анализа влияний, оказываемых со стороны сочетаний различных составляющих трудовой задачи и их эффектов. Сходные выводы содержаться и в исследованиях Hackman & Lawler (1971) и Brief & Aldag (1975)- Согласно с теоретическими представлениями, лежащим в основе концепции многомерной независимой структуры труда, каждая отдельная характеристика профессиональной задачи должна была бы уникальным образом влиять на ответы профессионалов, однако, как показывают результаты исследований, включение в модельное описание полного набо- pa составляющих труда еще не является достаточным условием для объяснения максимального разнообразия ответов. Последнее и наиболее полное усовершенствование метода, предназначенного для оценки основных составляющих труда, реализовано в опроснике "Диагностическая анкета для анализа труда11 (Job Diagnostic Survey, сокращенно - JDS), разработанного Hackman & Oldham (1975), В данной методике к четырем базовым составляющие труда, используемым в работе Hackman & Lawler, была добавлена еще одна характеристика - "значимость задачи", В основу разработки JDS были положены предположения Turner и Lawrence (1965) с учетом модификаций, предложенных Hackman и Lawler (1971) и другими исследователями. В качестве интегрирующего прогностического показателя авторами был предложен "индекс потенциальной мотивации" (Motivating Potential Score, сокращенно - MPS). Он оценивается следующим образом: С помощью методики JDS было опрошено 658 человек - представители 62 профессий из 7 различных организациях. Медианы межшкальных корреляций имели значения от 0,12 до 0,28, а оценки внутренней надежности - от 0,56 до 0,88. Этот факт рассматривался как доказательство независимости составляющих в многомерной структуре трудовой деятельности. Как и в предшествующих исследованиях, все шкалы имели средний уровень корреляции и положительную связь с оценками удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Данные Hackman & Oldham (1975) наводят на мысль о том, что шкала MPS не объясняет в полной мере всего диапазона изменчивости ответов, которые нельзя вывести из особенностей профессиональных задач или на основе аддитивных моделей. Абсолютное значение процента вариабельности ответов респондентов, оцениваемых по показателю MPS, оказывается не на много большим, чем при оценке с помощью индивидуальных шкал JDS, Однако в данном случае факторная и корреляционная структуры связей между показателями JDS не исследовалась. В качестве резюме следует отметить, что в прошедшее десятилетие было выполнено достаточно большое число работ, посвященных совершенств онанию методологии оценки основных составляющих трудовой деятельности. Тем не менее полученные данные не дают достаточной информации для разрешения двух критических вопросов, которые являются предметом нашей работы. Два исследования (Наск- 78 man & Oldham, 1975; Sims et al,, 1977) навели нас на мысль о том, что дифференциация оценок, полученных с помощью шкал в 4-ех иди 5-ти измерениях, чаще всего выделяемых для описания основных составляющих & структуре трудовой деятельности, в принципе возможна, однако эмпирически это еще полностью не обосновано. Кроме того, теоретические представления, лежащие в основе разрабатываемого указанными авторами подхода, продолжают базироваться на комплексной некомпенсаторной модели, предсказывающей независимый характер взаимодействия основных составляющих в структуре труда. В тоже время полученные в других исследованиях данные свидетельствуют о правомерности использования аддитивной компенсаторной модели* что ставит вопрос о проверке адекватности той или иной описательной модели. Проведенное нами исследование направлено, во-первых, на эмпирическую проверку существования выделяемых психологических составляющих в структуре трудовых задач и, во-вторых, сравнивает прогностические возможности аддитивной компенсаторной модели их взаимодействия с предсказаниями многомерной некомпенсаторной модели (показатель MPS по Hackman & Oldham, 1975). Методика Выборка испытуемых и процедура сбора данных. Результаты были получены на выборке конторских служащих торговой корпорации. Обследование проводилось анонимно. Выборка состояла из 3610 работников одного из дочерних предприятий корпорации. Профессиональный состав выборки был следующим: менеджеры и ассистенты менеджеров по торговле, машинистки, инженеры, программисты, снабженцы, менеджеры по работе с кадрами, начальники отделов национальные директора т,п. Представители других профессионал* тли групп составили в выборке менее 2%. Шкалы характеристик труда. Для измерения основных характера стик труда использовалось 15 позиций опросника JDS; Значения коэффициента альфа, используемого для оценки внутренней надежности шкал, находились в диапазоне от 0,72 до 0,75 (см* таблЛ). Шкала отношений. Чтобы получить эталонный критерий для JDS, в качестве подмножеств суммарного ответа (выбранного по организационным критериям) использовались наборы ответов по каждой индивидуальной шкале отношений. Эти обобщенные шкалы (Sims et al., 1977) измеряют удовлетворенность с учетом некоторых элементов рабочей среды. Полученные шкалы были заново валидизирова-ны относительно показателей удовлетворенности трудом. Факторная структура исходных шкал, как было показано и в более ранних исследованиях, оказалась достаточно хорошо определенной и стабильной по отношению к временным параметрам тестирования и 79 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|