Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения.Категория: Возрастная психология, Психоанализ | Просмотров: 13124
Автор: Шторк Й.
Название: Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Проблематика коренящегося в фантазии страха перед женщиной и матерью разрешается устранением зависимости от матери. В этом процессе, тесно связанном с процессом символизации (Loch 1970, Loch et al. 1974, Stork 1974,280 etc.), отец занимает ключевую позицию. Он позволяет ребенку:
— ослабить инцестуозную связь с матерью благодаря своему присутствию; — ориентируясь на него, не боящегося утраты и мести матери, пережить агрессивные побуждения; — в конечном счете горевать о потере матери, то есть интроецировать ее, восстановить ее внутри себя и благодаря этому важному шагу свободно распоряжаться замещающими ее объектами. Утрата представляется прежде всего не вынужденным отречением, а отказом, хотя и болезненным, от прежней излюбленной позиции ради освобождения и прогресса. Посредством символизации отец предоставляет свободу двояким способом. Во-первых, допуская утрату образов матери, он избавляет человека от непосредственности мира, делает его способным отрешиться от объектов и в качестве посредника между субъектом и объектом создать систему символов. Во-вторых, благодаря работе печали и интроекции образа матери он позволяет свободно распоряжаться воссоздаваемыми замещающими образами и тем самым обеспечивает высокую степень бессознательной свободы. На более позднем этапе развития отец может наложить запрет на инцестуозные желания только в том случае, если этот шаг был подготовлен активной идентификацией с сильным отцом, которая спасает ребенка от опасности "остаться и погибнуть в первично-нарциссической позиции, когда зачаточное Я оказывается поглощенным в первоначальном единстве" (Loch et al. 1974). Эдипов запрет имеет смысл только тогда, когда может быть понята его необходимость и вместе с тем имеется также стремление освободиться от образов матери; когда у ребенка существует общая тенденция к освобождению и взрослению, а печаль об утрате не превращается в нежелательный, вынужденный отказ. Здесь, пожалуй, можно согласиться с более простой формулировкой, хотя она и не отражает полностью положение вещей: отцовскому запрету должна предшествовать любовь к отцу и базальное доверие к отцовскому принципу. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Пожалуй, это связано также и с тем, что для него была важна градация и возможность диалектики между различными ступенями. Кроме того, Фрейд в отличие от появившегося позже генетического психоанализа не постулировал для каждой ступени развития некую общую структуру, имеющую интегрированный характер. 2 Представители парижской психосоматической школы (П. Марти, М. Фэн, М. де М'Юзан, Ш. Давид) отстаивают мнение, что у психосоматических больных особенно страдает функция фантазии. 3 В статье Н. Шайнесс показано, что данное представление оказалось ошибочным и сегодня это рассматривается иначе. 4 См. также современные представления о сексуальном развитии в статье Н. Шайнесс в т. I. 5 Критика мужского взгляда на развитие женщины содержится в книге Кейт Миллет "Сексус и власть" (Millet 1974). 6 Чтобы получить представление и познакомиться с ее воззрениями и идеями английской школы, можно порекомендовать прочесть следующие публикации: Winnicott 1962b; Fornari 1963; Diatkine et al. 1972; Geets 1971; Jaccard 1971; Segal 1964,1973. 7 Прежде всего следует сослаться на книгу "Природа и функция фантазии" С. Айзекса (Isaacs 1952), а также на рассуждения о фантазии М. Кляйн (Klein 1958), Форнари (Fornari 1963), Менделя (Mendel 1968) и Сегал (Segal 1964, 1973). 8 Для более детального изучения следует обратиться к работам М. Кляйн (Klein 1946,1955, 1958), У. Р. Биона (Bion 1967), X. Сегал (Segal 1964, 1973). 9 "Как только младенец осознает грудь в качестве источника жизни и приятных переживаний, возникает зависть. Реальное удовлетворение, которое он испытывает у груди, усиленное столь мощной в раннем детстве идеализацией, дает ему ощущение, что грудь является источником всяческого благополучия, как физического, так и душевного, неисчерпаемым резервуаром пищи, тепла, любви, знания и понимания. Приятное чувство удовлетворенности, которое может принести ребенку этот замечательный объект, усиливает его любовь и увеличивает желание обладать грудью, охранять ее и защищать, однако это же переживание пробуждает в нем желание самому быть источником такого благополучия. Он испытывает болезненное чувство зависти и, как следствие этого, желание уничтожить свойства объекта, способные вызывать у него столь неприятные ощущения" (Segal 1964, 1973, 61-62). 10 Страх перед преследователями исчезает после расщепления на преследующий и идеальный объекты. При этом "доброе" интроецируется, а "злое" проецируется. Мы вновь видим действие механизма интроекции и проекции. С расщеплением и образованием идеального объекта, обладающего способностью отстранять преследующий объект, связана также идеализация хорошего объекта, которая может принимать крайние формы. В свою очередь идеализация обусловливает процесс магического всемогущего отрицания и контроля. Если страх уничтожения становится невыносимым, это может привести к всемогущей идеализации хорошего объекта, полному отрицанию и уничтожению преследователя в фантазии. 11 Балинт продемонстрировал, каким образом хронологическую последовательность обеих позиций, предложенную М. Кляйн, можно представить в обратном порядке. Вполне вероятно, что эти шаги в развитии могут происходить даже одновременно, будучи идентичными ба-линтовским позициям окнофилизма (= депрессивная позиция) и филобатизма (= паранойяльно-шизоидная позиция). 12 Для обстоятельного изучения этого процесса можно порекомендовать работы М. Кляйн (Klein 1935, 1937, 1940, 1948), X. Сегал (Segal 1964, 1973) и Д.B. Винникотта (Winnicott 1935, 1958а, 1958Ь). 13 Здесь также напрашивается сопоставление с идеями Балинта о том, что филобат агрессивно и проективно защищается от объекта, а окнофил интроективно притягивает объект к себе. 14 Зависимость нельзя признать, но тем не менее она существует. Зависимость принимается лишь от объекта, полностью подчиненного в фантазии. Триумф тесно связан с всемогуществом и направлен на отрицание чувств уважения, заботы (см. также "беспокойство" у Винникотта, 1963), печали и тоски. В то же время пренебрежение направлено на обесценивание объекта, против чувств утраты и вины. В отношении человека, которого по каким-либо причинам презирают, не приходится испытывать угрызения совести, даже если ему и причиняется зло. 15 Здесь отчетливо видно, как отклоняется от фрейдовской теория сексуальности Мелани Кляйн, где в качестве первичного сексуального символа рассматриваются признаки матери, а не фаллос. 16 Если достаточно хорошая мать способна соответствовать притязаниям своего ребенка и берет на себя поддерживающую функцию Я, то этим она позволяет младенцу вытеснить невыносимые страхи и достичь переживания всемогущества, то есть магического контроля. Это, согласно Винникотту, составляет креативный аспект контроля. Если данное переживание подкрепляется, младенец может вступать в отношения с субъективными объектами. При столкновении с принципом реальности контакт с объективно воспринимаемыми объектами возникает только через субъективные объекты. Однако в этом процессе объект для переживаний младенца создается, а не находится. И все же — Винникотт называет это парадоксом данного процесса — объект сначала нужно найти, то есть он должен иметься, чтобы ребенок его мог создать. Младенец создает объект, но объект существовал уже и до этого, чтобы быть созданным и катектированным. Хороший объект ничем не поможет ребенку, если не будет создан им самим (Winmcott 1962a). 17 Нарциссическим называется здесь восприятие объекта (ребенка) в качестве части субъекта (матери). Таков типичный процесс в диаде мать-дитя. 18 Вегетативные функции нервной системы, не поддающиеся волевому контролю. 19 Только после развития миелиновой оболочки нервных путей последние могут начать выполнять свои функции. Таким образом, значительная часть мозга формируется уже после рождения. 20 Ср. процесс индивидуации, который Малер наблюдала на детях, с тем, который Юн описывает у пациентов (см. статью Г Вер вт. IV). 21 В результате расщепления объектного мир, на хорошие и плохие части в случае обостренного кризиса повторного сближения, по мнению Малер (и в полном соответствии с представлениями Кляйн), хороший объект должен защищаться от дериватов агрессивного влечения. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|