Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 72331

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Расстройства памяти могут касаться всех ее компонентов. Их клинические проявления зависят от локализации очага поражения головного мозга, распространенности и характера патологического процесса.
Классификация расстройств памяти
1. Гипермнезии.
2. Гипомнезии и амнезии: а) фиксационная амнезия; б) репродук
ционная; в) прогрессирующая; г) ретроградная; д) антероградная;
е) антеро-ретроградная амнезия.
3. Парамнезии: а) псевдореминисценции; б) конфабуляции; в) крип-
томнезии (ассоциированные и отчужденные ложные воспоминания).
Гипермнезия (обострение памяти) проявляется усилением воспоминаний о прошлой жизни, чаще отрывочных, или улучшением запоминания текущих событий, но неустойчивым. При гипоманиакальных состояниях усиление воспоминаний и запоминания более устойчиво.
Гипомнезия, или дисмнезия,— ослабление мнестических функций. Может быть общей (касается запоминания и воспроизведения) и частичной (например, больной испытывает затруднение при запоминании конкретного нового материала или попытке что-то вспомнить в данный момент). Гипомнезия часто наблюдается при астенических синдромах и сосудистых заболеваниях головного мозга. В клинике непсихотических форм психической патологии явления гипомнезии весьма распространены. Об этом свидетельствуют частые обращения к врачам больных, страдающих неврозами, сосудистыми и другими заболеваниями, с жалобами на забывчивость.
Амнезии занимают ведущее место в клинике психических расстройств при органических заболеваниях головного мозга. При амнезии больной не может ориентироваться в окружающей обстановке и приспособиться к ней (амнестическая дезориентировка). Наиболее известны следующие клинические формы амнезии: 1) фиксационная (нарушение способности запоминания); 2) репродукционная, частичная, или избирательная (затруднения в воспроизведении либо припоминании отдельных событий), и общая (отсутствие воспоминаний всех событий какого-то прошлого отрезка времени); 3) общая прогрессирующая — нарастающее забывание своих психических процессов и мыслительных операций, затем — расположения событий и фактов во времени, самих событий и фактов, эмоциональных отношений, жизненных навыков и привычек; 4) ретроградная — отсутствие воспоминаний на период, предшествовавший потере или помрачению сознания; 5) антероградная — отсутствие воспоминаний на период после выхода из состояния помраченного сознания; 6) антеро-ретроградная — сочетание двух последних.

Парамнезии включают псевдореминисценции, конфабуляции и крип-томнезии. Относятся к клиническим формам извращения процессов памяти. Это нарушение распределения припоминаемых событий во времени и пространстве (например, перемещение их из далекого прошлого в настоящее, из одних обстоятельств в другие и т. д.), искажение ранее пережитых реальных событий, замещение их или заполнение пробелов памяти домыслами, фантазиями (фантастическими псевдовоспоминаниями), отчуждение вспоминаемых переживаний от собственного жизненного опыта и наоборот. Наиболее простой и распространенной разновидностью парамнезии являются псевдореминисценции, при которых ошибочность воспоминания касается лишь времени — когда-то реально пережитое вспоминается как недавно происшедшее. При конфабуляциях пробелы памяти заполняются вымышленными и фантастическими псевдовоспоминаниями. В случаях криптомнезии ранее лично пережитое вспоминается как слышанное, виденное или прочитанное (по механизму отчуждения) либо, наоборот, слышанное и виденное вспоминается как лично пережитое (по механизму присвоения). Амнезии и парамнезии в совокупности образуют картину корсаковского амнестического синдрома.
В более легкой форме парамнезии часто встречаются при различ
ных видах церебральной патологии, особенно в сочетании с наруше
ниями восприятий. К этой категории расстройств можно отнести
наблюдаемую в начальной стадии церебрального атеросклероза склон
ность к повторным рассказам одного и того же с отнесением ранее
пережитого то к одному, то к другому времени; описанные ранее
явления «уже виденного, «уже слышанного» и «уже пережитого»
(ложного узнавания) или «никогда не виденного», а также ложного
узнавания незнакомых и неузнавания знакомых людей (положитель
ного и отрицательного двойника). Эти феномены являются доказатель
ством единства процессов восприятия и памяти, нарушения этого
единства не только при болезненных состояниях, но и при возрастных
изменениях психических функций. Например, пожилые люди чаще
повторяются в рассказах, чаще «обознаются», склонны приписывать
себе прошлые события.
Исследования патологии памяти свидетельствуют о разной доле участия поражения отдельных структур головного мозга. Так, снижение тонуса коры большого мозга, диффузные органические процессы я поражение подкорково-стволовых структур проявляются в диффузном ухудшении всех мнестических процессов — фиксации, ретенции и репродукции (С. С. Корсаков, 1893; А. С. Шмарьян, 1949; А. Р. Лурия, 1974, и др.). Примером этого могут служить мнестические расстройства при астенических синдромах различного генеза, атеросклеротической деменции и даже корсаковский амнестический синдром, при котором грубо страдает не только фиксация, но и репродукция. Поражение модальностно-спецнфических отделов коры большого мозга и соответствующих систем анализаторов ведет к нарушению специфических



56

57

видов памяти (зрительной, слуховой и т. д.), ассоциативных зон между ними — к нарушению комплексного запоминания и воспроизведения, а лобных долей — к нарушению произвольной, избирательной мнестической активности.
Исследования с позиций учения о межполушарной асимметрии позволили установить ряд особенностей мнестических расстройств в зависимости от локализации патологического процесса. Например, в результате инактивации правого полушария у правшей (после «правостороннего» электросудорожного припадка) Л. Я. Балонов и В. Л. Деглин (1976) отмечали у больных ухудшение несловесной, образной памяти, а при инактивации левого полушария — ослабление словесной памяти.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Обухов С.Г. Общая психопатология и психические расстройства детского и подросткового возраста.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Михайлов Георгий. Наша душа (онтология психической реальности).
  • Медведева Н. И., Бабич А. И., Боев О. И. Уровень адекватности самосознания у подростков и транзактный анализ
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях.
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Детерминизм психический; determinism psychic
  • Виды паталогических реакций на психотравмирующую ситуацию
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Райл Э. Модель структуры и развития пограничного расстройства личности
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Внутрипсихический уровень проблемы. Психологические защиты
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. - Словарь-справочник по психодиагностике
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Романовский В.А. Психогении. Невротические реакции, неврозы, невротические развитие.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция борьбы.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Механизм формирования психологических проблем



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь