Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 38787

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Для оценки воспринятых семейных ролей обсуждаются проблемы, связанные с очередностью рождения. Участников просят разделиться по очередности рождения на однородные подгруппы, в которых обсуждают чувства, опыт, проблемы, связанные с местом в семье. Создается обобщенный портрет очередности рождения, который представляют всей группе и обсуждают, что означала для уже взрослого участника его позиция в семье. Обычно для личности старшего ребенка характерны черты, обусловленные «свержением с трона» после рождения второго ребенка: утрата доверия к миру, стремление «вернуть престол» ценой все новых достижений. Второй ребенок постоянно стремится обогнать кого-то, младший может стать «испорченным ребенком».
Перворожденным чаще снятся страшные сны, где им что-то плохо удается; младшие видят кошмарные, безнадежные сны. Старший ребенок более надежен, реалистичен, ориентирован на достижение цели, он более замкнут и сдержан. Младший нацелен на эмоциональное проживание жизни, более беспечен и оптимистичен, общителен и непосредственен. Единственный ребенок обычно считает себя любимцем; так же воспринимает себя старший ребенок, если второй ребенок младше на 5 лет и больше. Старший сын становится более доминантной личностью, старшая дочь уступает по доминантности младшим сестрам. Сыновьям кажется, что их предпочитала мать, дочерям – отец.
После завершения диагностической стадии переходят к фазе переориентации – изменения жизненного стиля. Терапевт применяет в это время специфические техники: самораскрытие, исследование родительской семьи, исследование социальной динамики и уникального жизненного стиля пациента, когнитивное реструктурирование, изменение системы убеждений. Члены группы достигают инсайта о себе; принимают ответственность за осуществление позитивных изменений; рассматривают альтернативные взгляды, цели и формы поведения.
Славсон и Байон
Самюэль Р. Славсон (Slavson, 1977) в 1930–1940-х гг. формировал группы из детей с делинквентным поведением, находящихся в психотравмирующей среде. Группы подбирались по полу и возрасту. Дети собирались в помещении, оборудованном раздвижными столами, различными инструментами, бумагой, красками, игрушками и т.п. Эти материалы использовались, чтобы на первых порах перемещать аффективные импульсы с психотерапевта и товарищей на неодушевленные предметы. Занятия длились 60–90 минут, каждому ребенку предоставлялась полная свобода, лишь бы он не ограничивал деятельность других. Психотерапевт не устанавливал никаких правил, ни во что не вмешивался, не наказывал и не хвалил детей. При этом он комментировал их поведение, используя традиционные приемы индивидуального психоанализа: свободные ассоциации, анализ словесных проявлений, сновидений, переноса и сопротивления К интерпретации сновидений привлекалась вся группа. Групповой динамике придавалось скорее негативное значение, хотя признавалась определенная роль групповой сплоченности. Таким образом, речь шла об индивидуальном анализе в контексте группы.
В то же время Славсон описал типичные роли, которые играют дети в процессе групповой психотерапии: подстрекатели, нейтрализаторы, социально нейтральные и изолированные. Дети достаточно легко меняют эти роли в отношениях друг к другу и к группе в целом; это явление автор назвал групповой подвижностью. Модификация «активной групповой психотерапии» с акцентом на свободную дискуссию применялась Славсоном (1995) также для лечения подростков и взрослых пациентов.
Автор (Slavson, 1977) считал главной ценностью группы то, что она допускает проявление инстинктивных влечений, которые усугубляются самим эффектом присутствия других членов группы. В группе, где ее члены находят друг в друге поддержку, меньше настороженности и больше непринужденности. В результате все проблемы пациентов выявляются легче и лечение ускоряется. Защитные механизмы сведены к минимуму, благожелательность обстановки и пример, подаваемый другими, позволяет каждому продвигаться вперед, не сдерживая себя соображениями самозащиты. Свободное самовыражение порождает удовлетворение. В то же время оно позволяет пациентам на самых ранних этапах лечения четко выявлять их проблемы. Опасения по поводу возможного ущерба для чьей-то самооценки также снижаются. Благожелательная атмосфера и взаимное расположение делают ненужными реакции защиты. У всех есть похожие проблемы, и никто не осуждает осуждения. Нет страха перед наказанием или унижением.
Групповая аналитическая терапия подростков по Славсону преследует следующие цели:
• усиление позитивных частей Я и с помощью этого построение здоровой самооценки;
• усиление связей с реальностью в процессе дискуссии с другими членами группы и с психотерапевтом;
• помощь в идентификации с поведением терапевта и других членов группы;
• устранение механизмов защиты в той мере, в какой они мешают процессу дальнейшего развития личности;
• уточнение ролевого поведения, направленного против взрослых, в процессе обсуждения с психотерапевтом.

Славсон разработал для подростков и пожилых людей, не нуждающихся в интенсивной глубинной терапии, методику групповой «пара-аналитической» психотерапии. Ее основные принципы таковы:
• терапевт не должен добиваться у своих пациентов регрессии к глубоким уровням бессознательного;
• интервью состоит преимущественно из совершенно реальных фактов, имеющих отношение к насущным проблемам и заботам;
• допускается минимальный уровень тревоги;
• повышение уровня тревоги необходимо предотвращать, ослабляя ее или отвлекая пациентов;
• интроспективная или раскрывающая терапия, если она вообще используется, требует достижения «психологической грамотности», подразумевающей концептуальное понимание (в отличие от эмоциональной интуиции);
• наличие свободного ассоциирования необязательно;
• преобладает, скорее, ассоциативное мышление, то есть горизонтальная ассоциация идей, мыслей, чувств и явлений (дифференцированное от вертикальной, регрессивно свободной ассоциации);
• терапевт намного более активен, нежели в аналитической психотерапии;
• и, самое главное, терапевт обращается к поведенческим паттернам пациентов и функционированию их Эго и менее озабочен либидо и Суперэго, чем это было бы в аналитической терапии.

Внутрипсихический подход Славсона разделяли Александр Вольф и Эммануэль Шварц. По их представлениям групповой аналитик «интересуется не столько тем, чтобы объединить усилия членов группы, сколько тем, чтобы укрепить здоровое «я» членов группы. Его интересуют не мистические общегрупповые переживания и иррациональные проекции, а то, что думают, чувствуют и представляют члены группы и как они себя ведут» (Wolf, Schwartz, 1962, р. 246). Группового аналитика больше интересуют реакции того участника, который предоставляет материал, чем то, как на него реагируют другие члены группы.
Авторы отводили аналитической группе роль модели первичной семьи. Группа создает уникальные возможности для проявления и анализа как детско-родительских, так и сиблинговых отношений. Необходимо с помощью интерпретаций научить каждого участников понимать суть собственных переживаний и содержание своих отношений с другими, чтобы он стал психотерапевтом самому себе и другим членам группы.
Вильфред Байон в книге «Опыт работы в группах» (Bion, 1960) описал групповое мышление, которое объединяет участников группы, хотя может ими и не осознаваться и даже вступать в противоречие с их индивидуальными мнениями и желаниями. Взаимодействие между групповым мышлением и желаниями индивидов составляет групповую культуру, которая включает: 1) структуру группы на данный момент, 2) текущую групповую задачу и 3) сформировавшуюся для ее решения организацию группы.
В соответствии с различной групповой культурой Байон выделил рабочие группы и группы базового допущения. Рабочая группа требует от участников способности к кооперации, тестирования реальности, толерантности к фрустрации, способности к рефлексии и контроля над эмоциями. Она ставит перед участниками задачи, необходимые для роста и созревания группы и ее членов, нуждается в лидере, способным эффективно руководить группой при решении таких задач и использует преимущественно вербальный диалог, направленный на развитие новых идей.
Функционирование рабочей группы затрудняют три специфических конфликта: 1) между потребностью участников раствориться в группе и сохранить свою независимость от нее, 2) между потребностями группы и отдельных участников и 3) между конструктивными и деструктивными групповыми тенденциями. Деструктивные групповые тенденции возникают под влиянием базовых стремлений. К последним Байон относил следующие феномены: 1) зависимости от руководителя для обеспечения безопасности, 2) нападения или бегства с целью ослабить чувство страха и 3) объединения в пары для обсуждения будущего, удовлетворения сексуальных и мессианских побуждений, чтобы избежать переживания сильных актуальных чувств.
Байон ввел понятие валентности, основанное на феномене проективной идентификации, описанном его личным аналитиком Мелани Кляйн. Член группы включается в нее на основе одного из трех перечисленных выше базовых устремлений. Эти устремления отчуждаются от личности и проецируются на руководителя группы и других ее членов, которые не могут удержаться от идентификации с такими проекциями. Например, ведущий начинает пристрастно относиться к определенным членам группы или фокусироваться на индивидуальных интерпретациях в ущерб групповым.
Группа в целом и каждый ее участник в процессе взаимодействий курсируют между параноидно-шизоидным и депрессивным полюсом. На первом из них группа склонна к расколу и неконтролируемой агрессии, использует примитивные психологические защиты и может объединиться только против общего врага. На депрессивном полюсе группа выдерживает амбивалентные отношения, переживает чувство вины за нанесенный человеку ущерб. Руководитель находится «на периферии» группы и контейнирует эмпатически воспринятый материал. Своими интерпретациями он помогает участникам осознать проявления свойственных им базовых устремлений и связи последних с ранними отношениями. Благодаря этому члены группы устраняют чрезмерную зависимость от авторитетов и строят равноправные и гармоничные взаимоотношения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Юлия Устинова. Онкологический больной в семье (Ю. Устинова)
  • Упражнение, формирующее навыки слаженных действий внутри команды и избирательного восприятия информации в массе информационного шума «Кошки и собаки».
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Редактор. Детские праздники в семье
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Варга А.Я. Психотерапия коммуникаций в супружеской паре
  • Упражнение для разогрева, сплочение команды, обучения пониманию намерений других людей и действиям в быстро меняющихся ситуациях «Отбери шарик»
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Клаус Фопель. Групповая сплоченность
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Игра «Разотождествление».
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень 2.
  • Кольцова Ирина Александровна. Лекционно-практическое занятие «Семейное счастье, в чём оно?»
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Малимонова С.Н. Эхо травм прошлого в психологическом консультировании
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Арт-терапевтическая техника работы психолога с ребёнком. Реабилитация через рисунок
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Сатир Вирджини. Почему семейная терапия
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг «Мои изменения». ЗАНЯТИЕ 3
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Долматова Ольга Алексеевна. Настольные игры в жизни дошкольника
  • Браун Дж. Структурная семейная психотерапия
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Ю. Н. Емельянов. О сущности лидерства. Лидер и группа. Из цикла "Психология лидерства"
  • Величко Н. Краткосрочная работа с проблемами коммуникации у пациентки с хроническими соматическими заболеваниями
  • Сценарные игры «сильных женщин» и «слабых мужчин».
  • Черников А.В. Эмоционально фокусированная терапия супругов. Руководство для психотерапевтов
  • Родительское собрание «Психологический климат в семье. «Взаимоотношения в семье»
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Игра «Алкоголик».
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Панов М.К. Фокусированные генограммы в практике психотерапевта
  • Джойс Миллс, Ричард Кроули. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка".
  • Упражнение. «Польза курения»
  • Как влияет на наш характер порядок рождения
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • К чему снится начальник
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Тренинговые занятия с родителями первоклассников испытывающих трудности адаптации
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Кейсмент П. Ненависть и контейнирование



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь