|
Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165069
Автор: Деркач А., Зазыкин В.
Название: Акмеология: Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Естественный процесс формирования методов акмеологических исследований и решения практических задач привел к необходимости их целенаправленной интеграции для достижения наибольшей эффективности. Это, в свою очередь, привело к созданию научных подходов, позволяющих решать задачи прогрессивного развития личности и профессионализма. Они объединились под общим названием — акмеологический подход. Акмеологический подход является базисным и обобщающим и представляет собой, как нами отмечалось в разделе 1.1.5, совокупность принципов, приемов и методов, позволяющая решать акмеологические проблемы и задачи. В то же время широта акмеологической проблематики привела к тому, что в рамках данного подхода сформировались и иные, ориентированные с преимущественной опорой на конкретные акмеологические методы. Среди них в первую очередь хотелось бы назвать акмеоцентрический и акмеографический.
Акмеоцентрический подход ориентирован на принцип системности и предусматривает согласованное использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе и принадлежащих другим наукам, при приоритете в исследованиях и анализе собственно акмеологических. Возможности акмеоцентрического подхода были показаны при изучении и описании устойчивости деятельности государственных служащих, деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. Акмеографический подход — обобщающий психолого-акмеологический метод, позволяющий решать задачи развития профессионализма личности и деятельности. По своему содержанию он является развитием профессиографического подхода. Ядром акмеографического подхода является разработка акмеографических описаний (на уровне общего и особенного) и акмеограмм субъектов труда (на уровне единичного). Акмеограмма — основной метод акмеографического подхода, представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Является развитием профессиограммы и психограммы. Если рассматривать развивающуюся личность в основном как субъекта труда, с точки зрения акмеологического и акмеографического подходов речь идет уже не о достижении субъектом общественно-приемлемого качества труда, а о предпосылках, условиях и факторах, способствующих достижению высокого уровня профессионализма. В этом и состоит коренное отличие данных подходов от профессиографического. Таким образом, с акмеологической точки зрения профессиография и профессиографический подход решают главным образом задачи начального этапа становления профессионализма и поэтому их можно рассматривать как базис, составную часть акмеографии. Разработка акмеологического, акмеоцентрического и акмеографических подходов логически привела к созданию собственно акмеологических методов. Акмеологический метод — это совокупность приемов, способов действия, позволяющих эффективно решать задачи продуктивного личностно-профессионального развития до уровня профессионализма. Особенным видом акмеологического метода является акмеографический метод, так как он был разработан в рамках акмеографического подхода. Применение акмеографического метода позволяет получать научные результаты на уровне общего, особенного и единичного. На первых двух уровнях с помощью акмеографического метода разрабатываются акмеографические описания. Если речь идет о прогрессивном личностно-профессиональном развитии, акмеографическое описание является предваряющей базисной частью акмеограммы и соответствует уровню общего и особенного в структуре и содержании профессионализма. Данные акмеографические описания должны основываться на концепциях профессионализма деятельности и личности. Такие описания обычно представляются в дескриптивной форме (качественно строгое описание) с выделением и описанием существующих функциональных связей. В то же время они должны иметь внутреннюю структуру, отражающую теоретические представления об описываемом явлении. В частности, обобщение акмеологических исследований по проблеме развития профессионализма деятельности позволяет утверждать, что в таком акмеографическом описании следует выделять следующие компоненты, отражающие: • повышение профессиональной компетентности; • совершенствование профессиональных навыков и умений; • освоение новых способов принятия и реализации эффективных решений; • освоение новых высокопродуктивных алгоритмов и технологий решения профессиональных задач; • совершенствование системы самоконтроля; » освоение новых технических средств деятельности. Описание содержания данных компонентов должно включать в себя и нормативные показатели степени их выраженности. Аналогично в подструктуре развития профессионализма личности следует описывать: • формирование и развитие общих акмеологических инвариантов профессионализма; • развитие личностно-деловых и психологических профессионально важных качеств; • повышение потребности в самореализации и достижениях, расширение кругозора; • раскрытие творческого потенциала личности. Основными инструментальными методами, применяемыми для разработки акмеографических описаний, являются экспертные опросы и оценки, собеседования со специалистами, анализ документов, профессиографические описания, результаты сравнительного анализа, психологическое тестирование, анализ динамических изменений в личностно-профессиональном развитии. Описание на уровне единичного связано непосредственно с разработкой акмеограммы как системы акмеологических индивидуально ориентированных требований, условий и факторов, способствующих развитию профессионализма конкретных субъектов труда. В отличие от акмеографических описаний, осуществляемых на уровне общего и особенного, акмеограмма отражает исключительно уровень единичного и требует весьма кропотливой индивидуальной работы. Иными словами, акмеограмма — всегда индивидуальна, она «чья-то», то есть принадлежит конкретному субъекту и не пригодна для другого. Акмеограмма является основой для индивидуального личностно-профессионального развития, ведь профессионал высокого класса — это обычно «продукт единичного производства». Содержательно акмеограмму можно представить как индивидуальный срез потенциального у субъекта труда, его возможностей, перспектив, оценку компенсируемых и некомпенсируемых свойств. Акмеограмма высвечивает в первую очередь то, над чем необходимо работать субъекту труда, что необходимо развивать, чтобы достичь высокого уровня профессионализма. Любая акмеограмма всегда индивидуальна, однако ее разработка все же должна осуществляться по единой типовой методической схеме. В разработанной типовой схеме акмеограммы имеются разделы, относящиеся к уровням: • общего (подструктуры профессиональной квалификации, общих акмеологических инвариантов профессионализма), оценивающие соответствие их требованиям конкретного субъекта; • особенного (подструктуры направленности личности специфических акмеологических инвариантов профессионализма); • единичного (подструктуры способностей, характерологических особенностей, нравственных качеств и пр.), составляющего главную ее часть. В этом смысле акмеограмма частично пересекается с акмеографическим описанием, но данные пересечения так же «индивидуальны» по отношению к субъекту развития. Разработка акмеограмм требует от специалиста очень высокой квалификации. Акмеолог, ее разрабатывающий, должен в совершенстве владеть многими методами инструментальной и неинструментальной психодиагностики, быть опытным практическим психологом с развитой интуицией, помогающей «прочувствовать» динамические характеристики развивающейся зрелой личности, уважительно относиться к личности обследуемого, ведь задачи для него решаются чрезвычайно важные и ответственные, можно сказать, судьбоносные. В настоящее время в акмеологической практике применяется следующая типовая схема разработки акмеограммы субъекта личностно-профессионального развития. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|