Томашек Нино. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 12863

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Фигуры имеют только глаза и нос, но не имеют рта. Поэтому клиента стимулирует, чтобы он уже в то время, когда он вводит свою систему, говорил вместо своих фигур. То есть при вводе он должен объяснять, кто есть кто и в дальнейшем отвечать вместо отдельных фигур на целенаправленные, прежде всего, рефлексивные вопросы коуча. Как мы уже упоминали, можно считать большим преимуществом то, что клиент может принять другие взгляды и поэтому становится чувс-

твительным к тому, как другие видят различные ситуации. Смысл в работе со сценой отношений заключается, с одной стороны, в том, чтобы визуализировать мысли, представления и фантазии, а с другой стороны, отстраниться и освободить голову для новых перспектив и изменений. Так, на сцене отношений можно обсудить и «понять» разные «реальности». Можно вместе создать новое видение, выяснить ожидания и желания и уже найти и согласовать первые небольшие шаги к изменениям.
В принципе, на сцене отношений можно представить или «выставить» все ситуации. Особенно подходят для этого социальные ситуации, в которых участвует большое количество людей. Если коучу сложно понять ситуацию клиента, то сцена отношений будет как нельзя кстати. Кроме того, сцена отношений дает ему возможность самостоятельно персонифицировать или объективировать большое количество составляющих ситуации клиента и прояснить их на сцене отношений.
5.6. Метадиалог
Особый метод системно-конструктивистского консультирования - это «метадиалог» между двумя консультантами, как его определил Уве Грау в

Кильской модели консультирования. Его следует понимать как процесс взаимного и пересекающегося слушания и участия в диалоге (вопросы и рассуждения).
«При этом мы всегда каждому присутствующему объясняем два параллельных и скоординированных процесса - во-первых, речь идет о том, чтобы слушать других («внешний диалог»), во-вторых, мы находимся в непрерывном процессе «внутреннего диалога», говорения с и к самому себе. (...) Все формы диалога влияют на истории, которые конструируют нашу действительность и поэтому являются для нас в равной степени значащими и должны быть общеприемлемы. Метадиалог... —по сути, открытое рассуждение специалистов над протекающим диалогом в присутствии клиента, который сам себя может в него включить — при этом стоит уважать и выражать свою осведомленность (свои экспертные знания)».
В коучинг-процессе, который ведут два консультанта, метадиалог служит для обмена представлениями между консультантами о ходе консультирования, собственных мнениях и идеях решения. Необычно во всем этом - присутствие клиента. То есть, метадиалог встроен в консультирование, где два консультанта по согласию клиента общаются друг с другом в его присутствии. Причем клиент свободен выбирать - слушать или не слушать, как консультанты вместе рассуждают о

процессе, или он может в любое время прервать их, чтобы прокомментировать сказанное. Преимущество метадиалога заключается в том, что консультанты с большим уважением говорят о клиенте и его проблемной ситуации, ориентируясь на решение и ресурсы, высказывают «комплименты» в адрес клиента и в конструктивистском сослагательном наклонении могут ввести в консультирование новые потенциальные подходы к решению, прямо не обращаясь к клиенту. Формулировки должны быть в сослагательном наклонении, как полагают Харгенс и Грау, «... чтобы контекстуализировать их как одну из возможностей среди множества других». Чтобы подчеркнуть отличие идей, консультанты в метадиалоге «отворачиваются» от клиента и обращаются друг к другу:
«И мы рассуждаем друг с другом, глядя друг на друга и
таким образом, предоставляя клиенту возможность
отделиться от нас - оставить наши истории как
«наши» и не иметь обязательства «покупать» их».
Эта основополагающая возможность отвлечься, то есть, дать клиенту возможность сказать «нет», представляет собой главное условие. Поскольку это безмерно стимулирует собственную компетенцию в решении проблем, если мы сами решаем, что наиболее рационально для нас и в отношении нашей проблемы. Ведь экспертом в сво-

ей проблеме всегда является сам клиент. По этому поводу Том Андерсон высказался так:
«Поскольку это слишком непривычное может угрожать целостности человека, мы считаем, что крайне важно организовать свою работу так, чтобы те, кто приходит, чтобы поговорить с нами, всегда имели возможность сказать «нет» - форме общения, его содержанию, его контексту или чему бы то ни было».
Кроме того, метадиалог предоставляет консультанту возможность получить поддержку от своего коллеги (другого консультанта) и вместе с ним обнаружить и поразмышлять над вопросами, сомнениями, ассоциациями, скрытыми смыслами, встречными вопросами и идеями. Как это выразили Грау и Меллер: «Консультанты могут -учитывая способность к контакту - высказывать перед клиентом свои идеи, чувства и фантазии...» При этом очевидно также главное положение, которое легло в основу этой модели и обусловливает профессиональные действия консультантов: уважать, сотрудничать, рефлексировать и говорить открыто.
«При этом (в ходе метадиалога) мы ставим под сомнение наши собственные предрассудки — если один из членов (консультирующей) команды настаивает на том, чтобы подчеркивать дефициты и дисфункции,

то его можно спросить, что его побудило к этому - обнаруживать такие, скорее негативные истории - и какую пользу он или клиент может из этого извлечь. Метадиалог задает также условия для того, чтобы порассуждать над собственным душевным состоянием, «пожонглировать» с ним, не стараясь обусловить его определенным пусковым стимулом. На практике мы снова и снова устанавливаем, как эта возможность помогает нам рассказывать и конструировать ориентированные на решение и на компетенции истории и какое облегчающее воздействие оказывает эта возможность метадиалога на протекающую беседу».
Метадиалог предоставляет также возможность, не требуя больших человеческих затрат, в нормальном ходе беседы создать своего рода «рефлексивную команду» и таким образом обеспечивает высокую степень прозрачности и открытости.

«Рефлексивная команда» или возможность для внешнего наблюдения
Идея «рефлексивной команды», как ее представил норвежский терапевт Том Андерсон, сформировалась на основе предположения о том, что возможности для изменений лучше всего удается выявить тогда, когда «... есть свободное пространство для обмена мыслями между двумя или большим количеством человек и когда обеспечивается их индивидуальная целостность».
«Рефлексивная команда» образует «наблюдающую» систему, которая наблюдает за процессом консультирования, то есть за коучем и клиентом. В начале консультирования консультант старается

с помощью ««уместно необычных» вопросов генерировать информацию»; информацию о клиенте, его ситуации и его системе. Как правило, спустя некоторое время - через 25-30 минут - с согласия клиента коуч прерывает консультирование и предлагает присутствующей, как правило, сидящей в стороне, где-нибудь на «заднем плане», «рефлексивной команде» сделать паузу для рассуждений.
«Рефлексивная команда», которая состоит из консультантов, коллег коуча, рассуждает около 5-10 минут, отвернувшись от клиента и коуча, открыто взаимодействуя друг с другом в метадиалоге о клиенте и его ситуации. В форме свободной дискуссии они просто высказывают комплименты, мысли и идеи и таким образом предлагают их клиенту как «яркие букеты цветов». Задача команды - вести независимый диалог о диалоге между клиентом и коучем. Смысл состоит в том, что клиент не принимает участия в диалоге «рефлексивной команды», но может слушать, как говорят о нем и его ситуации.
«Мы можем представить себе это так, как будто мы проходим мимо открытой двери и слышим собственное имя: намного интереснее остановится и послушать, чем войти и «вмешаться в разговор». Очевидно, между направленной коммуникацией, которая обращена к конкретному человеку и тут же стимулирует его к реакции, и не направленной коммуникацией, которая предоставляет возможность «воспользоваться» ей, не испытывая необходимость тут же занять определенную позицию, существует большая разница».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Феденых Наталья Владимировна. Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР
  • Королёва Татьяна Евгеньевна. Собственная методическая разработкаРеализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ
  • Поповичев С.В. Легко солгать тяжело
  • Татьяна Костина. Занятие в старшей группе 'Пейте, дети, молоко - будете здоровы'
  • Щеголихина Ольга Яковлевна. Новогодние шары
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • Немирко Елена Анатольевна. Краткосрочный проект «За животным я понаблюдаю»
  • Абрамова Г. С. - Графика в психологическом консультировании
  • Войнич Наталья Юрьевна. Творческо-информационный проект «Осень-чудная пора…» в средней группе
  • Смирнова Ксения Викторовна. Проект для средней группы дошкольного возраста «Ветеринарная станция «Котофей»
  • Притча «Решение проблем»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Актуальность проблемы полового воспитания. Формирование гендерных стереотипов.
  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Татарников Е.А., Богатырева Н.А., Бутова О.Ю. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы
  • Суховарова Наталья Александровна. Творческий проект «Разноцветные носочки»
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Прохорова Олеся Викторовна. Рабочая программа по курсу «Экологическое воспитание»
  • Ломакина З.В. Смоловская И.В. Федосова С.Ю. Использование интегративного театра в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ
  • Игнатьева Т.В. Тренировочные вопросы (500 вопросов) для проверки готовности ребенка к школе. В 2-х частях
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Винер Дж., Майзен Р., Дакхэм Дж. - Супервизия супервизора. Практика в поиске теории. Supervising and Being Supervised: A Practice in Search of a Theory
  • Ермолаева Алла Александровна. Система адаптационных мероприятий в ДОУ
  • Нельсон-Джоунс Р. - Теория и практика консультирования
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Протасов В.Н. Теория права и государства. Вопросы и ответы
  • Рязанова Юлия Константиновна. Организация инновационной деятельности в дошкольном образовании
  • Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент. В 2 томах
  • Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике
  • Британ Нина Васильевна. Конспект нетрадиционного (КВН викторина) родительского собрания во второй младшей группе «Семейный КВН»
  • Главный Редактор. Сценарий 23 февраля - викторина для будущих защитников Отечества
  • Лапина Светлана Алексеевна. Карандашница-подставка
  • Трубецкова С.В. Физика. Вопросы - ответы. Задачи - решения
  • Лисина-Бабарик Наталья Леонидовна. Занятие по математике в подготовительной группе «Путешествие к королеве Математике»
  • Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования
  • Абдулаев М.И. Теория государства и права
  • Баутина Елена Александровна. Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ
  • Трапезникова Ольга Сергеевна. Конспект ННОД Тема: «Птицы города - воробьи»
  • Гуревич А. М. - Ассессмент: принципы подготовки и проведения
  • Геллерт Манфред, Новак Клаус - Все о командообразовании: руководство для тренеров
  • Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. Под редакцией
  • Михляева Дарина Владимировна. Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»
  • Притча «Человек, который жаждал знания»
  • Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований
  • Маслова В.М. Управление персоналом
  • Бурлачук Л.Ф. - Психодиагностика: Учебник для вузов
  • Technique decision. Descartes Square
  • Джон Уитмор Коучинг высокой эффективности
  • Языкова Ольга Юрьевна. Мастер класс 'Пасхальные капанки'
  • Людмила Менькова. Конспект занятия по развитию связной речи



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь