Крайг Грэйс. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 142796

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

КОНТРОБУСЛОВЛИВАНИЕ методика устранения выработанной ранее отрицательной условной реакции путем замещения ее новой условной реакцией в той же самой стимульной ситуации.

При контробусловливании одновременно происходят два процесса. Старая реакция постепенно исчезает, поскольку не получает активного подкрепления, а испытуемый научается новой, конкурирующей реакции условнорефлекторным путем.
Волпи, Салтер и Рейна (Wolpe, Salter, & Reyna, 1964) использовали систематическую десенсибилизацию, в виде обучения релаксации, для лечения распространенных фобий, таких как боязнь летать на самолете, страх перед начальством и боязнь больниц, когда в качестве условных раздражителей выступают такие факторы, как высота, форменная одежда, больничные запахи и начальник. Участников тренинга обучают глубоко расслабляться и, находясь в этом состоянии, воображать приближающимися к пугающей их ситуации.
67
Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ в поведенческой терапии — методика постепенного уменьшения тревоги человека по поводу конкретного объекта или ситуации.
Как только человек сообщает о возникновении напряжения, ему сразу же рекомендуют прекратить представлять пугающие картины и вернуться в расслабленное состояние. После многократных повторений новая реакция расслабления замещает старую реакцию тревоги, сначала на воображаемый образ, а затем и на реальное событие или объект.
Оперантное обусловливание. Приведенные выше примеры служили иллюстрацией классического обусловливания. Однако методика выработки условных рефлексов неприменима для освоения более сложных форм поведения, таких как вождение автомобиля, игра в бейсбол или декламация стихов. Все это примеры преимущественно произвольного или оперантного поведения. Главное различие между классическим и оперантным обусловливанием заключается в том, что при оперантном обусловливании поведение нельзя вызвать автоматически.

ОПЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ -Поведение, при котором индивид произвольно воздействует на внешнюю среду или совершает какое- либо действие.

Поведение должно иметь место до того, как оно может быть подкреплено обусловливанием, то есть до того, как оно может быть связано с вознаграждением. При оперантном обусловливании тенденцию повторяться имеет именно то поведение, которое подкрепляется или вознаграждается.
Э. Торндайк (Thorndike, 1911) провел классические эксперименты по изучению произвольного поведения кошек. Кошки, помещенные в так называемую проблемную клетку, самостоятельно научались выбираться из нее или получать пищу, манипулируя щеколдой, которая открывала дверцу. В этом явлении научения Торндайк увидел то, что он назвал законом эффекта: последствия поведения определяют вероятность его повторения,

ЗАКОН ЭФФЕКТА Принцип теории научения, утверждающий, что последствия поведения определяют вероятность его повторения. Впервые попав в клетку, кошки обычно изучали ее и нажимали на педаль, связанную со щеколдой, только случайно. Однако подкрепление в форме пищи усиливало это поведение, и в конце концов кошки начинали открывать дверцу сразу же, как только попадали в клетку. Через много лет Б. Ф. Скиннер продолжил работу Торндайка и Уотсона и вместе с другими теоретиками научения расширил систему законов поведения.
Скиннер. Один из главных апологетов бихевиоризма, Б. Ф. Скиннер (1904-1990), широко известен тем, что изобрел специальное исследовательское оборудование для изучения поведения животных — так называемый «ящик Скиннера», — которое позволяло точно измерять поведение и автоматически подавать подкрепле-
68
Глава 2. Теории развития человека: введение
ние. В ящике Скиннера, напоминающем клетку для крысы или голубя, имеется металлическая педаль, нажав на которую, животное получает порцию пищи в кормушку. С помощью этого очень простого устройства Скиннер мог проводить систематические наблюдения за поведением животных при различных условиях подкрепления. Оказалось, что поведение крыс, голубей, а иногда и людей вполне предсказуемо, поскольку они следуют определенным законам поведения, по крайней мере, в этой ситуации. В экспериментах Скиннера (как и в экспериментах Торндайка) подкреплением обычно служила пища, но в ситуациях повседневной жизни положительным подкреплением могут быть одобрительный кивок, улыбка, интересное зрелище или успех в телеигре.
Типичная модель Скиннера обычно включает в себя следующие компоненты:
различаемый стимул, реакцию индивида и подкрепление. Различаемый стимул обычно сигнализирует индивиду о наступлении научения. В экспериментах Скиннера в качестве различаемых стимулов использовались световые и звуковые сигналы, а также слова. Реакцией служит появление оперантного поведения. Скиннер назвал свой тип обусловливания оперантным обусловливанием, потому что реакция индивида приводит в действие (operate) механизм подкрепления. В завершение подкрепляющий стимул подается за адекватной реакцией. Поэтому подкрепление увеличивает вероятность последующего оперантного поведения.

ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ - тип обусловливания, которое имеет место, когда организм получает подкрепление за произвольно реакцию, в этом случае происходит научение только потому, что подкрепляется.

Это означает, что в присутствии данного различаемого стимула данный индивид будет склонен повторять данную реакцию,
Например, трехлетний ребенок рассматривает (реакция) книжки (стимул). Для увеличения вероятности такого поведения в будущем необходимо, чтобы за реакцией последовало подкрепление. В данном случае эффективным подкреплением является похвала, интересная картинка или наклейка, которую дают ребенку, когда он рассматривает книжку. Наконец, родители или учителя могут захотеть, чтобы чтение ассоциировалось у ребенка с определенным местом, например с классной комнатой или уголком для чтения в гостиной. Это место становится различаемым стимулом. Ребенок получает подкрепление за рассматривание книжек только тогда, когда они находятся в соответствующем месте.
Оперантному поведению можно также научить путем обусловливания избеганием, когда подкрепление состоит в прекращении воздействия неприятного стимула. Например, яркий свет может быть выключен, громкий звук — приглушен, рассерженный родитель — успокоен. Таким образом, при оперантном обусловливании индивид научается реакции, когда подкрепление состоит в
прекращении воздействия неприятного стимула.

ОБУСЛОВЛИВАНИЕ ИЗБЕГАНИЕМ - Вид оперантного обусловливания,
-на определенный стимул (или набор стимулов) благодаря многократному сочетанию этого стимула с положительным подкреплением.
Как можно использовать оперантное обусловливание для обучения сложным действиям? Очень часто конечная форма поведения должна строиться шаг за шагом, или формироваться. При таком поэтапном формировании реакции вознаграждаются последовательные приближения к конечной задаче.
69
Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека
Например, предположим, что ребенок учится надевать носки- cнaчaлa родитель надевает ему один носок почти полностью, ребенку остается только натянуть его, за что малыша похвалят. На следующий день родитель может надеть носок до половины, и ребенок выполнит несколько большую часть задачи. Довольно скоро ребенок будет надевать носки без посторонней помощи. Аналогичные принципы можно использовать, приучая маленьких детей пользоваться туалетом, обучая детей постарше плаванию или помогая подростку преодолеть застенчивость в ситуациях, когда он оказывается в центре внимания окружающих.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Куашева Татьяна Александровна. Риторика как технология развития речи дошкольников.
  • Журавлева Елена Викторовна. Конспект НОД по познавательному развитию «Легенды о первоцветах»
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Отказ от изучения математики негативно влияет на мозг и когнитивное развитие подростков
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Шестакова Юлия Ивановна. Особенности и закономерности развития детей раннего возраста
  • Буянова Марина Николаевна. Тема педагогического опыта: 'Развитие мелкой моторики рук у детей с ТНР'
  • Чернова Наталья Михайловна. Памятка для родителей - Коротко: ФГТ по дошкольному образованию
  • Османова Гульнара. Физическое воспитание дошкольников
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Краснова Надежда Владимировна. Обобщение опыта «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста»
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Хасимова Рузиля Рамилевна. Использование подвижных игр в современном образовательном пространстве.
  • Феликс Божонка. Что такое раннее развитие ребенка?
  • Шабловская Елена Викторовна. Опыт работы по формированию основ Валеологии у младших дошкольников
  • Туркина Ольга Владимировна. Конспект с использованием ИКТ по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в научную лабораторию» Старшая группа.
  • Менщикова Марина Александровна. Развитие речи: игры в кругу семьи
  • Соколова Алевтина Анатольевна. Развитие мелкой моторики рук у детей
  • Клочко Наталья Николаевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
  • Шишко Алеся Евгеньевна. Развитие мелкой моторики у детей с ОНР.
  • Главный Редактор. Развитие речи
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Медкова Екатерина Сергеевна. Статья на тему: Развитие речи на занятиях по физической культуре в ДОУ
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Желтова С.А, Шагинова Е.А.. Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей».
  • Шабардина Елена Геннадьевна. Роль и влияние общения в семье на развитие ребёнка
  • Александра Викторовна Чеканова. Влияние предметно – развивающей среды на личностное развитие ребенка раннего возраста
  • Меняйло Юлия Геннадьевна. «Русское народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Людмила Николаевна Выжанова. Развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста посредством использования степ - платформ
  • Юналиева Татьяна Александровна. Роль, значение и влияние социальных ситуаций в подвижной игре на физическое развитие старших дошкольников
  • Головина Светлана Владимировна. Конспект комплексного занятия по математике «Путешествие на поезде»
  • Арбузова Виолетта Генриховна. «Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи»
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»
  • Леонова Ольга Михайловна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
  • Хрыкина Александра Викторовна. Папка передвижка для родителей «Влияние арт-терапии на развитие детей шестого года жизни»
  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Свинцова Наталья Александровна. Развитие речи дошкольников с ОНР с использованием средств ОТСМ-РТВ-ТРИЗ»
  • Самигина Гульнара Тагировна. Сенсорное воспитание (развитие) детей 2-3 года жизни.
  • Солдаткина Светлана Вениаминовна. Родительское собрание в старшей группе «Калейдоскоп эмоций» или «Развитие речи старших дошкольников»
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь