Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58377

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

4.3. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, СТРАХИ
Негативные эмоциональные переживания, страхи возникают вследствие противоречий между:
• потребностью ребенка в положительном эмоциональном отношении взрослых и его отсутствием;
• непредсказуемостью среды, поведения окружающих, новой, незнакомой обстановкой, несущей тревожные сигналы (громкие звуки, крики, быстро двигающиеся предметы и т. п.), и потребностью в безопасности;
• внезапным изменением окружения при болезни взрослых, их отъезде и потребностью в стабильности.
Существует довольно устойчивая связь между привязанностью к близким и страхом перед незнакомыми людьми: чем сильнее привязанность, тем больше страх. Страх появляется к 7-ми месяцам, когда в сознании малыша есть схемы-образы знакомых людей, в результате чего к новым людям они привыкают с трудом. Чтобы страх не перерос в постоянно проявляющееся чувство, взрослые должны осторожно относиться к появлению всего, что его вызывает.
Младенец рано усваивает, что с помощью определенных способов (крика, плача, двигательной активности) он может привлечь внимание. И это единственный путь к сближению со взрослыми. Если взаимопонимание, или близость, наступает, то младенец не использует эти способы в необходимых случаях. Но при несформированности доверия, он становится манипулятором, который даже при отсутствии необходимости в удовлетворении той или иной потребности будет «требовать» определенного поведения со стороны взрослых. Так уже в первый год жизни появляются трудные дети.
Последствия наличия страхов, продолжительных негативных переживаний:
90
формирование новых отрицательных переживаний на основе длительного переживания страха в отсутствие помощи со стороны взрослых;
переход от ситуативной тревожности к личностной; развитие манипулятивного поведения при положительном подкреплении отрицательных эмоций.
Зарисовки из жизни
Проявления страха у младенца
8-месячный мальчик спокойно спит в коляске в многолюдном вагоне метро. Но вот он просыпается и по мере пробуждения глаза его наполняются ужасом: он внизу, а вокруг над ним стоят незнакомые люди, вагон грохочет. С широко раскрытыми от страха глазами, осознав, что все чужое и незнакомое, малыш разразился громким плачем. Мать стоит за коляской, и он ее или не видит, или видит в таком ракурсе, при котором он ее не узнает. Отец пытается успокоить малыша и приседает к нему, но, увидев его, ребенок кричит еще сильнее (видимо, отца он видит редко): вид встревоженного, а не спокойно улыбающегося отца не успокаивает его. Состояние переживания страха продолжается, родители не могут понять, что нужно сделать, чтобы успокоить ребенка, пока пожилая женщина не подсказывает матери, чтобы та заняла место отца перед ребенком, присела к нему и погладила его. Ситуация сразу изменилась: спокойное лицо знакомого человека, поглаживание быстро успокоило малыша.
Переживание страха
Ребенок 9-ти месяцев стал бояться собственного отца. При его появлении начинает сильно плакать, не идет к нему на руки, тянется к матери, в глазах ужас. Страх этот появился после визита дедушки, которого ребенок видит очень редко и который в последний визит вел себя шумно.
91
Последствия пережитого сильного страха в младенчестве
Возраст 7—9 месяцев — это период повышенной чувствительности к переживанию тревоги и страха. Насколько он важен для последующего психического развития, показывает наблюдение за мальчиком 7 лет, самым тихим и незаметным в школе, который панически боялся нового для него человека — учителя. Он также боялся оставаться дома один, поэтому был вынужден посещать группу продленного дня. К вечеру у него болела голова. Со слов матери, в 8-месячном возрасте он заболел астматическим бронхитом. В этот момент, да и раньше мать была занята своими делами и не могла уделить ребенку достаточного внимания. Он часто плакал (как потом поняла мать, от беспокойства). На этом фоне простуда способствовала появлению типичных для астматического бронхита затруднений в дыхании и кашля. Вскоре вместе с матерью мальчик был помещен в больницу, где ему делали внутривенные инъекции лекарства. Кричал он больше от страха при виде внезапно появляющихся незнакомых в белых халатах, уносящих его от матери, или от боли при проведении крайне болезненных процедур, мы не можем сказать точно. Несомненно одно: беспокойство, связанное с отлучением от матери, и страх перед заменяющими ее чужими людьми у эмоционально чувствительного и впечатлительного мальчика явились толчком для развития в дальнейшем страха одиночества и страха общения в новой, непривычной обстановке.
Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2004. С. 40.
4.4. ОТСУТСТВИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СПОНТАННОЙ АКТИВНОСТИ
Имея очень незначительный арсенал средств для выживания, в отличие от животных, которые наследуют системы ин-
92
стинктов, позволяющих самостоятельно существовать с первых дней жизни, ребенок человека, тем не менее, имеет врожденную активность. Она проявляется не только в средствах общения, с помощью которых он привлекает помощь взрослых (плач, крик, улыбка), но и в двигательной активности, проявлениях ориентировочного рефлекса.
Именно в младенчестве закладываются основы активной, самодостаточной личности через поддержку этой естественной
его потребности.
Если стиль воспитания направлен на поддержание и поощрение этой естественной потребности в активности, то достигаются соответствующие положительные результаты.
Напротив, довольно часто в семьях встречается стиль воспитания, при котором каждая попытка ребенка сделать что-то самому пресекается. Ребенок тянется за игрушкой, но она далеко, нужно приложить усилия, чтобы достать. «Заботливая» мама тотчас подает игрушку малышу. Начинающий активно двигаться 11—12-месячный ребенок встает, держась за диван, и хочет влезть на него. Это для него представляет большую трудность, но он полон энтузиазма: поочередно подтягивает то одну, то другую ногу, кряхтит, очень хочет влезть на диван и он почти у цели, но мама берет на руки и сажает на диван. Малыш же тут же с него сползает: его цель была не в том, чтобы сидеть на диване, а в том, чтобы влезть на него самому. Если мама таким образом поступает постоянно, изо дня в день, при каждой попытке ребенка удовлетворить потребность в активном поведении, то можно предположить, что уже к концу первого года жизни ребенок потеряет очень много шансов и возможностей для своего развития, многому не научится.
93
Данные исследований
Воспитание, поощряющее активность младенца (воспитание в Новой Гвинее — народ манус, живущий на воде)
Родительская бдительность и опека сопровождается вместе с тем и требованиями к ребенку, чтобы он сам прилагал максимальные усилия, вырабатывая у себя максимально возможную физическую ловкость. Здесь отмечается каждое достижение ребенка, и от ребенка неумолимо требуют, чтобы он шел дальше. Среди манус нет таких детей, которые, сделав два-три первых неуверенных шага, упали бы, разбили себе нос, а потом отказывались бы ходить в течение трех последующих месяцев. Суровый образ жизни требует, чтобы дети становились самостоятельными как можно раньше.
Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 180.
Диссертационные исследования
Подобина О. Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2005.
Хаймовская Н. А. Зависимость между характером взаимодействия и особенностями привязанности ребенка к взрослому. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1998.
Литература
Авдеева Н. Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 3-12.
Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 39-48.
Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до 3-х лет в семье и доме ребенка. М.: Смысл, 2003.
94



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Ispanka Anna. Актуальные проблемы развития речи дошкольника.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Прошина Анна Ивановна. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы готовности ребёнка к школе.
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Кистярева Татьяна Евгеньевна. Проблемы современного ребенка.
  • Аксёнова Ирина Александровна. Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
  • Баллон Анри. Психическое развитие ребенка.
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Земскова Людмила Анатольевна. Индивидуальный план профессионального роста педагога ДОО на период (2019 — 2020)
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Храмова Любовь Юрьевна. Адаптация детей раннего возраста
  • Миронова Мария Алексеевна. Статья 'Как помочь ребенку в сенсорном развитии'
  • Галдаева Юлия Олеговна. ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Аксёнова Ирина Александровна. Развитие речи детей раннего возраста
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Три стороны психологической адаптации в ДОО
  • Кузнецова Анна Алексеевна. Проблемы реализации ФГОС по основным направлениям развития образование детей дошкольного возраста
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Прокопичева Ольга Владимировна. «Здоровье детей в наших руках»
  • Волкова Ольга Александровна. Конспект коррекционного часа в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития «Клуб знатоков»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Божерянова Наталья Сергеевна. «Успешная адаптация — залог психического и физического развития детей раннего возраста»
  • Селищева Татьяна Викторовна. Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Оржинская Неля Ивановна. Организация работы с детьми по познавательно – речевому развитию детей в летний период
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Байбулатова Гулия Вакилевна. Развивающий коврик «СКАЗКИ»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь