|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57102
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Кросс-культурное исследование взаимодействия с детьми русских и немецких матерей (Л. Анерт, В. А. Доскин, Т. Майшнер, Л. Шмидт, 1994) показало, что в вопросах воспитания российская семья центрирована на ребенка, именно к нему в той или иной степени приспосабливаются семейная жизнь и функциональные процессы в семье. В противоположность этому немецкие семьи стараются максимально прагматически интегрировать ребенка в каждодневную жизнь семьи. Русские матери во взаимодействии с ребенком чаще выходят за рамки актуальной ситуации (например: «Ну, ты просто молодец!») и чаще применяют эмоциональные и гуманизирующие средства взаимодействия, чем немецкие матери. Высказывания немецких матерей в адрес детей носят исключительно конкретный характер, нацелены на практическое содержание.
В ряде исследований сделана попытка проанализировать раннее взаимодействие младенца с взрослым как социализацию, осуществляющуюся в свойственных данной культуре паттернах. Исследования в Японии и Америке показывают, что в домашних условиях японские матери вовлекаются в особенно близкие и заботливые отношения со своими младенцами — успокаивают их, уте -шают, умиротворяют (W. A. Caudill, 1969). Младенцы при этом проявляли относительное спокойствие и эмоциональное благополучие. Американские матери активно стимулировали взаимодействие со своим ребенком посредством оживленной вокализации, стремясь вывести его из спокойного состояния. Данный контраст предвосхищает паттерны взаимодействия в последующие годы. С точки зрения культурных ценностных ориентации, в сознании японской матери отражена потребность поддерживать социальную интеграцию и взаимозависимость, тогда как американские матери 78 видят свою цель в том, чтобы способствовать индивидуализации своего ребенка. Культурные различия в развитии социальных отношений часто либо противоречат теории привязанности, либо серьезно дополняют ее. Исследования, проведенные в Африке, позволяют утверждать, что матери в традиционных сельскохозяйственных обществах не проявляют к ребенку открытой привязанности, считающейся в европейских странах «инстинктивно материнской» (R. A. LeVine, 1974). Эта тенденция связывается с адаптивными потребностями иерархических общин: прямое выражение аффекта не допускается, а взаимодействие один на один избегают. Интервью и наблюдения за африканскими матерями выявили у них относительно низкий уровень эмоционально-личностного взаимодействия с детьми. Идея Дж. Боулби о важности для младенца единственного объекта привязанности не согласуется с некоторыми сообщениями о формировании множественной привязанности. Исследования показали успешность группового ухода за младенцами в израильских кибуцах, а также осветили тот факт, что мать и групповой опекун обычно обеспечивают равный комфорт. Супружеские отношения как фактор родительского поведения Доминирующими в структуре семьи являются именно супружеские отношения (как подсистема или субсистема семьи). Успешность субсистемы супругов зависит от адекватного выбора парой ролей, что предполагает также согласование и взаимное приспособление. Именно от характера и состояния супружеских отношений зависит психологический и нравственно-эмоциональный климат семьи, а следовательно, и воспитательные возможности. В. Сатир обращала особое внимание на дисфункциональные структуры взаимоотношений, которые, по ее мнению, неосознанно заимствуются ребенком (преимущественно в возрасте от 0 до 5 лет) 79 от родителей и «записываются» в его психике. Впоследствии они порождают основные проблемы в его собственной семье. Качество супружеских взаимоотношений непосредственно вли -яет на желание супругов иметь детей. В сплоченных семьях, где менее выражено расхождение ценностных ориентации и установок супругов, ориентация на детей в пять раз сильнее. Результаты исследований Ф. А. Кован, К. П. Кован (1989) показывают связь между качеством супружеских отношений и родительским стилем:'большинство пар, удовлетворенных супружеством, проявляют больше теплоты в отношениях, меньше конфликтности и больше взаимопомощи при совместной с ребенком работе и игре по сравнению с неудовлетворенными. Л. Л. Баз, О. В. Баженова (1996) отмечают, что в семьях с нарушенной супружеской коммуникацией более вероятно развитие нарушений общения у детей в виде аутистического и некритичного типов общения. Конфликтные отношения между родителями отрицательно влияют на отношение родителей к детям. Последствия таких отношений — непонимание детей, неадекватное оценивание их и т. д., а также гипертрофированные формы эмоциональной связи с ребенком. Влияние личностных особенностей родителей на отношение к ребенку В современных источниках по проблеме детско-родительских отношений выделяется четыре аспекта, в рамках которых принято рассматривать взаимосвязь психического здоровья родителя и его отношения к ребенку. Во-первых, это изучение психических состояний в связи с фрустрацией родительских чувств. К этой категории относятся реакции на потерю ребенка, переживание рождения ребенка с отклонениями в развитии, невротические состояния, связанные с рождением нежеланного ребенка и т. д. Рождение «особогоребенка», «нетакогокакувсех» (по родительскому выражению), является для семьи критическим 8о травмирующим событием, когда не только утрачиваются устоявшиеся семейные отношения и ценности, но еще и рушатся надежды и планы, связанные с будущим. Со временем травматические переживания у родителей не уменьшаются, а могут даже увеличиваться. Многие исследователи и специалисты помогающих профессий такие жизненные испытания, как рождение неполноценного ребенка, мертворож-дение или рождение ребенка раньше срока, по степени тяжести приравнивают, например, к смерти супруга или тюремному заключению. Переживание кризиса затрагивает значимые для матери ценности, фрустрирует ее базовые материнские и личностные потребности. Исследования показывают, что матери умственно отсталых детей чаще находятся в подавленном состоянии, более заняты с детьми и имеют большие трудности с самоконтролем негативных эмоций по отношению к детям, нежели матери нормально развивающихся детей или детей с эмоциональными расстройствами. Фиксация ребенка на роли маленького не дает возможность семье пройти нормальный семейный цикл. Во-вторых, это исследования проблем родительства у акцентуированных личностей. Этот вопрос чаще всего обсуждается при исследованиях, касающихся девиантного и делинквентного поведения матери / отца по отношению к ребенку, и связи с их личностными особенностями (В. И. Гарбузов, 1977; А. И. Захаров, 1998). Ещев 1930-егг. уженщин, отвергающих своих детей, были обнаружены психологическая незрелость, эмоциональная неустойчивость и эгоцентризм. Чаще подобное состояние встречается у женщин, которые в детстве сами подвергались психологической депривации и агрессии или которым не удалось разрешить свои воз -растные конфликты. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|