Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57102

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Кросс-культурное исследование взаимодействия с детьми русских и немецких матерей (Л. Анерт, В. А. Доскин, Т. Майшнер, Л. Шмидт, 1994) показало, что в вопросах воспитания российская семья центрирована на ребенка, именно к нему в той или иной степени приспосабливаются семейная жизнь и функциональные процессы в семье. В противоположность этому немецкие семьи стараются максимально прагматически интегрировать ребенка в каждодневную жизнь семьи. Русские матери во взаимодействии с ребенком чаще выходят за рамки актуальной ситуации (например: «Ну, ты просто молодец!») и чаще применяют эмоциональные и гуманизирующие средства взаимодействия, чем немецкие матери. Высказывания немецких матерей в адрес детей носят исключительно конкретный характер, нацелены на практическое содержание.
В ряде исследований сделана попытка проанализировать раннее взаимодействие младенца с взрослым как социализацию, осуществляющуюся в свойственных данной культуре паттернах. Исследования в Японии и Америке показывают, что в домашних условиях японские матери вовлекаются в особенно близкие и заботливые отношения со своими младенцами — успокаивают их, уте -шают, умиротворяют (W. A. Caudill, 1969). Младенцы при этом проявляли относительное спокойствие и эмоциональное благополучие. Американские матери активно стимулировали взаимодействие со своим ребенком посредством оживленной вокализации, стремясь вывести его из спокойного состояния. Данный контраст предвосхищает паттерны взаимодействия в последующие годы. С точки зрения культурных ценностных ориентации, в сознании японской матери отражена потребность поддерживать социальную интеграцию и взаимозависимость, тогда как американские матери
78
видят свою цель в том, чтобы способствовать индивидуализации своего ребенка.
Культурные различия в развитии социальных отношений часто либо противоречат теории привязанности, либо серьезно дополняют ее. Исследования, проведенные в Африке, позволяют утверждать, что матери в традиционных сельскохозяйственных обществах не проявляют к ребенку открытой привязанности, считающейся в европейских странах «инстинктивно материнской» (R. A. LeVine, 1974). Эта тенденция связывается с адаптивными потребностями иерархических общин: прямое выражение аффекта не допускается, а взаимодействие один на один избегают. Интервью и наблюдения за африканскими матерями выявили у них относительно низкий уровень эмоционально-личностного взаимодействия с детьми.
Идея Дж. Боулби о важности для младенца единственного объекта привязанности не согласуется с некоторыми сообщениями о формировании множественной привязанности. Исследования показали успешность группового ухода за младенцами в израильских кибуцах, а также осветили тот факт, что мать и групповой опекун обычно обеспечивают равный комфорт.
Супружеские отношения как фактор родительского поведения
Доминирующими в структуре семьи являются именно супружеские отношения (как подсистема или субсистема семьи). Успешность субсистемы супругов зависит от адекватного выбора парой ролей, что предполагает также согласование и взаимное приспособление. Именно от характера и состояния супружеских отношений зависит психологический и нравственно-эмоциональный климат семьи, а следовательно, и воспитательные возможности.
В. Сатир обращала особое внимание на дисфункциональные структуры взаимоотношений, которые, по ее мнению, неосознанно заимствуются ребенком (преимущественно в возрасте от 0 до 5 лет)
79
от родителей и «записываются» в его психике. Впоследствии они порождают основные проблемы в его собственной семье.
Качество супружеских взаимоотношений непосредственно вли -яет на желание супругов иметь детей. В сплоченных семьях, где менее выражено расхождение ценностных ориентации и установок супругов, ориентация на детей в пять раз сильнее.
Результаты исследований Ф. А. Кован, К. П. Кован (1989) показывают связь между качеством супружеских отношений и родительским стилем:'большинство пар, удовлетворенных супружеством, проявляют больше теплоты в отношениях, меньше конфликтности и больше взаимопомощи при совместной с ребенком работе и игре по сравнению с неудовлетворенными.
Л. Л. Баз, О. В. Баженова (1996) отмечают, что в семьях с нарушенной супружеской коммуникацией более вероятно развитие нарушений общения у детей в виде аутистического и некритичного типов общения.
Конфликтные отношения между родителями отрицательно влияют на отношение родителей к детям. Последствия таких отношений — непонимание детей, неадекватное оценивание их и т. д., а также гипертрофированные формы эмоциональной связи с ребенком.
Влияние личностных особенностей родителей на отношение к ребенку
В современных источниках по проблеме детско-родительских отношений выделяется четыре аспекта, в рамках которых принято рассматривать взаимосвязь психического здоровья родителя и его отношения к ребенку.
Во-первых, это изучение психических состояний в связи с фрустрацией родительских чувств. К этой категории относятся реакции на потерю ребенка, переживание рождения ребенка с отклонениями в развитии, невротические состояния, связанные с рождением нежеланного ребенка и т. д. Рождение «особогоребенка», «нетакогокакувсех» (по родительскому выражению), является для семьи критическим

травмирующим событием, когда не только утрачиваются устоявшиеся семейные отношения и ценности, но еще и рушатся надежды и планы, связанные с будущим. Со временем травматические переживания у родителей не уменьшаются, а могут даже увеличиваться. Многие исследователи и специалисты помогающих профессий такие жизненные испытания, как рождение неполноценного ребенка, мертворож-дение или рождение ребенка раньше срока, по степени тяжести приравнивают, например, к смерти супруга или тюремному заключению. Переживание кризиса затрагивает значимые для матери ценности, фрустрирует ее базовые материнские и личностные потребности. Исследования показывают, что матери умственно отсталых детей чаще находятся в подавленном состоянии, более заняты с детьми и имеют большие трудности с самоконтролем негативных эмоций по отношению к детям, нежели матери нормально развивающихся детей или детей с эмоциональными расстройствами. Фиксация ребенка на роли маленького не дает возможность семье пройти нормальный семейный цикл.
Во-вторых, это исследования проблем родительства у акцентуированных личностей. Этот вопрос чаще всего обсуждается при исследованиях, касающихся девиантного и делинквентного поведения матери / отца по отношению к ребенку, и связи с их личностными особенностями (В. И. Гарбузов, 1977; А. И. Захаров, 1998).
Ещев 1930-егг. уженщин, отвергающих своих детей, были обнаружены психологическая незрелость, эмоциональная неустойчивость и эгоцентризм. Чаще подобное состояние встречается у женщин, которые в детстве сами подвергались психологической депривации и агрессии или которым не удалось разрешить свои воз -растные конфликты.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Силяевой Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под редакцией
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Елизаров А.Н. - Основы индивидуального и семейного психологического консультирования
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Анастасия Зубаирова. Сотрудничество детского сада и семьи в развитии «особого» ребенка
  • Харина Елена Георгиевна. «Наша дружная семья». Сценарий праздника, посвящённый Дню семьи, любви и верности
  • Васильева Галина Валерьевна. Мир «неблагополучной семьи» глазами самого ребенка
  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • Денисова Галина Петровна. Проект «Наша дружная семья»
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Асевова Лайла. Проект «Моя семья» старшая группа
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Михайлова Ольга Владимировна. Конспект НОД детей в 1 младшей группе «Моя семья»
  • Лариса Смирнова. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология нейтрализации и разрешения семейных конфликтов
  • Калашникова Юлия. Взаимодействие семьи детского сада
  • Пустовая Елена Николаевна. Сценарий мероприятия «Семья – место, где ценят, любят, берегут»
  • Непомнящая Ирина Николаевна. Методические рекомендации по взаимодействию ДОУ с семьёй «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ»
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.
  • Шовадаева Мария Ивановна. Практическое пособие по гармонизации детско-родительских отношений «Семья – территория счастья»
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Проект на тему: «Семейные традиции»
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Наделяева Галина. Конспект ООД: «Семья и семейные ценности»
  • Малахова Надежда Викторовна. Конспект НОД в старшей группе. Тема 'Я и моя семья'
  • Маргарита Исакова. Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Социализация» средняя группа «Моя дружная семья»
  • Старкова Светлана Николаевна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Богданова Элла Геннадьевна. Проект «Семейный досуг»
  • Хайрутдинова Наталья Вячеславовна. Формы активизации потенциальных возможностей семьи в художественно-эстетическом развитии дошкольников (из опыта работы)
  • Наталья Козлова. Педагогический проект для детей и родителей 'Семья - это счастье, любовь и удача!'
  • Иванова Любовь Анатольевна. Информационно-творческий проект 'Моя семья'
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология профилактики семейных конфликтов
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Щелканова Ольга Алексеевна. Мастер-класс для родителей на тему «Семейные праздники»
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь