Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 156227

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

- Второй основной барьер для общественной интеграции неполноценных людей заключается в высоком (выше среднего) уровне безработицы. Хотя закон об инвалидах в Германии предусматривает, что 6% рабочих мест на предприятиях с более чем 16 сотрудниками должны предоставляться неполноценным людям, тем не менее вплоть до сегодняшнего дня многие предприятия, а также общественные работодатели используют всякую возможность уклониться от этой обязанности с помощью выплаты компенсации (общественные работодатели выплачивают ее из налоговых денег). Так, Нихаус (Niehaus, 1994) сообщает, что по первой общенемецкой статистике 1991 г. насчитывалось 158 000 работодателей, обязанных предоставлять рабочие места для неполноценных людей. 75% работодателей не установили для инвалидов ни одного рабочего места или лишь малую часть всех рабочих мест. Из 1,3 млн обязательных рабочих мест в 1992 г. лишь 838 000 были заняты инвалидами (Stadler, 1995). Из 6,3 млн людей с физической и/или умственной недостаточностью в 1989 г. насчитывалось лишь 1,7 млн работающих. При этом женщины-инвалиды по сравнению с мужчинами значительно чаще не работают. Так как участие неполноценных лиц в трудовой жизни сильно зависит от конъюнктуры, то можно сказать, что при господствующей в настоящее время высокой безработице в населении в целом ситуация для таких людей еще более неблагоприятна.
- Самым большим барьером при интеграции неполноценных людей, пожалуй, являются личные установки и способы поведения «нормальных» людей по отношению к ним. В анализе отдельных исследований по этой тематике (Cloerkes, 1980) был сделан вывод, что установки «нормальных» людей по отношению к неполноценным людям колеблются от в общем негативных до ярко выраженных позитивных. В этих исследованиях выявляется очень стабильная «иерархия популярности» различных видов недостаточности. Те группы неполноценных людей, которые больше всех других соответствуют социальным нормам «полноценных» (люди с повреждениями межпозвоночного диска, астматики), ранжируются наиболее высоко; люди с нарушениями, которые, по мнению большинства, не могут следовать нормативным требованиям, такие как психически больные или умственно неполноценные, занимают самое низкое место. В целом предубеждения против неполноценных людей сильнее всего проявляются тогда, когда возрастают предубеждения против проблемных групп любого рода в обществе (Markowetz, 1993).
Как показало исследование, негативные установки не обязательно выражаются в дискриминирующем поведении. Люди без ограничений нередко пребывают по отношению к людям с таковыми в некой дилемме. С одной стороны, существуют негативные установки, которые не в последнюю очередь определяются образом неполноценных людей, созданным самим обществом. С другой стороны, существует социальное давление вести себя «справедливо с неполноценными людьми» (вспомните хотя бы о «годе неполноценных людей» или таких телепередачах, как «Большой приз» за акцию заботы о трудных детях). Клоеркес (Cloerkes, 1984) говорит о «нормативном конфликте», в котором пребывает каждый «полноценный» человек. Из-за парадоксальной констелляции, выражающейся в неуверенном поведении и амбивалентных чувствах, естественное, без лишних осложнений общение между людьми с какой-либо недостаточностью и людьми без нее очень затруднено. Попытка по возможности избегать таких контактов — следствие этого. Возникающая в результате социальная изоляция неполноценных людей представляет собой самый большой барьер при их общественной интеграции. При этом ориентированная на недостаточности политика хотя и облегчает во многих отношениях жизнь неполноценных людей и их родственников, однако приводит к тому, что образ неполноценного человека не может измениться в своей основе. Как правило, не оказывается помощь в дошкольной и школьной интеграции (Markowetz, 1993). Согласно классификации дискриминирующего поведения (Pettigrew, 1985), наряду с вербальными оскорблениями и физическими нападениями одним из способов дискриминирующего поведения можно считать и избегание контактов.

2.4.2. Изменение установок по отношению к неполноценным людям

Прежде всего подчеркнем, что вопреки надеждам некоторых специалистов нельзя устранить предубеждения и негативные установки по отношению к неполноценным людям путем детального информирования населения (von Bracken, 1976), просветительные кампании почти не влияют в этом отношении на изменение установок. Одно эмпирическое исследование показало, что широкие просветительные кампании в «год неполноценных людей» не дали какого-либо эффекта примерно у 40% населения (IMW, 1982). С точки зрения социальной психологии можно назвать здесь некоторые причины этого, правда, лишь кратко.
- Прежние негативные установки стабилизируются избирательным восприятием.
- Информация, возможно, вызывает страх, который может привести к защите и тем самым к еще более высокой ригидности.
Также наивное предположение, что для ликвидации негативных установок по отношению к неполноценным людям нужно установить контакт между ними и «нормальными» людьми, никак нельзя поддержать. Конечно, как в случае информационной кампании, здесь можно сказать: без контакта и без информации не может быть смены установок, но информация и контакт — еще не достаточные условия для общественной интеграции неполноценных людей. Подобно тому как это бывает при хорошо задуманной попытке информирования, контакт между людьми с какой-либо недостаточностью и людей без нее может оказаться бумерангом. Так, например, при увеличении числа контактов с детьми с затруднениями в обучении нормальные дети стали избегать контактов с ними гораздо чаще (Kniel, 1979). Приведенная здесь общая картина не радует. Воодушевляет то, что некоторые американские исследования приходят к позитивным результатам посредством дифференцированного способа рассмотрения качественных условий контакта (ср. Sandler & Robinson, 1981).
Позитивной смены установки по отношению к неполноценным людям, скорее всего, можно ожидать, если общественность начнет формировать их новый позитивный образ. Так, например, в 1996 г. впервые была проведена Олимпиада для неполноценных людей в тех же спортивных залах, что и Олимпийские игры в Атланте. Соответствующие объединения впервые получили денежную помощь от телевидения и спонсоров. Если готовность сменить установку налицо, то самый благоприятный путь для изменения поведения видится в комбинации информирования и конкретного контакта с неполноценными людьми.
Наконец нужно подчеркнуть, что все без исключения усилия по интеграции могут потерпеть крах оттого, что интеграции противостоит структура общественных ценностей и норм. Пока для «полноценных» членов общества в качестве нормы существуют идеалы достижений, экономического роста, здоровья, красоты и т. д., люди с умственной и/или физической недостаточностью лишь с трудом находят свое место, потому что они не могут выполнять многие из этих норм. Поэтому для всерьез задуманной интеграции неполноценных лиц наряду с устранением барьеров мобильности для физически и умственно неполноценных, наряду с улучшенным информированием и усилиями вступить в контакт должны быть критически осмыслены и в данном случае изменены общественные идеалы. Если не учитывать социокультурных аспектов проблемы интеграции, соответствующие усилия будут напрасны.

3. Оценочное исследование в реабилитации

Под влиянием США в Германии оценочное исследование существует уже примерно 15 лет (ср. Wittmann, 1985). Цель оценочного исследования — способствовать принятию решений при планировании и осуществлении проектов в сфере образования и здравоохранения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Четик М. Лечение ребенка с пограничным расстройством
  • Этапы телесно-ориентированной терапии
  • Романовский В.А. Методология клинического диагноза в психиатрии и психотерапии.
  • Тенчикова Ольга Николаевна. Современные направления арт-терапии, как способы развития детей дошкольного возраста
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Патнем Ф.В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности
  • Под редакцией Скотта Даулинга. Психология и лечение зависимого поведения.
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Крамер Б. Помощь маленьким детям посредством коррекции родительских отношений: модель материнско-младенческой психотерапии
  • Психология запахов
  • Шевченко Ирина Николаевна. Арттерапия как средство укрепления здоровья дошкольников
  • Бундало Н. Л. Психотерапия посттравматического стрессового расстройства
  • Освобождение от симптома в переносе
  • Заростова Елена Михайловна. АРТ-ТЕРАПИЯ В ДОУ
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Глотова Раиса Владимировна. Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей
  • Вишняков Алексей. Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей.
  • Наталья Зорина. Тема: «Возможности логоритмики в развитие речи детей»
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Редактор. Права рожениц
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Мовчан Анна Игоревна. Психологические особенности гиперактивных детей
  • Бушмарева Вера Алексеевна. Рекомендация книги для родителей по основам формирования безопасного поведения детей
  • Лечение; Cure; Kur
  • Четик Мортон - Техники детской терапии
  • Так называемое «проветривание», как способ успокаивающего поведения
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Главный Редактор. Неусидчивость
  • Бондарева Александра Федоровна. Диагностика детей с диагнозом ЗПР психогенного генеза
  • Георгий Почепцов. Управление массовым сознанием как цель социоинжиниринга
  • Даулинг Скотт - Психология и лечение зависимого поведения
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Геннадий Иванов. Гипноз: лечение аллергии и фобий
  • И.В. Копьева А.Абрамович Б.Д. Григорян. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
  • Шабельникова Татьяна. Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста по средствам арт-терапии
  • Шарфф Д.Э. Процесс диагностической оценки в парной терапии объектных отношений
  • Георгий Почепцов. Мигель Сабидо как пионер эстетического программирования поведения
  • Использование невербального поведения для улучшения своей жизни
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Притча «Лечение человеческой кровью»
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Эбич А. В. Применение методик транзактного анализа для дифференцированного назначения биологически активных добавок
  • Перлз Фриц. Гештальт-Подход. Свидетель Терапии.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь