|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379466
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Дискриминация (oт лат. discriminatio — различение): явление, основанное на естественном стремлении различать людей и явления, категоризи-ровать и классифицировать их для удобства обращения.
Рис. 14.1. Похоже, перед нами победитель. Но честной ли была борьба? Очевидно, что своими корнями дискриминация уходит в широко распространенные предубеждения. Как бы яростно ни охранял закон граждан от дискриминации на основе сексуальной, расовой, этнической или религиозной принадлежности, предубеждения пока берут верх. Так, работодатель, под давлением закона принявший на работу неугодного ему человека, впоследствии вынудит его уйти, предъявляя к нему непосильные требования. Самые гуманные законы не в состоянии отменить общественные предубеждения в отношении той или иной группы людей. Вспомните хотя бы Закон о гражданских правах 1964 года. Он гарантировал всем гражданам США равные возможности трудоустройства, но не смог защитить женщин от дискриминации в уровне оплаты труда и при продвижении по службе. Осмысленная дискриминация: Дискриминация, в которой деление людей на категории осуществляется на основе объективных суждений. Очевидно, что антидискриминационное законодательство само по себе не в состоянии запретить дискриминацию. Лангер, Бэшнер и Крэновиц (Langer, Bashner, Cranowitz, 1985) провели эксперимент с учениками шестых классов, в котором обучали детей производить отбор на основе объективных данных. Исследователи назвали эту процедуру осмысленной дискриминацией. Они побуждали детей к творческому мышлению и осмысленным суждениям. Ученикам предлагалось обсудить проблему физических увечий. В ходе обсуждения дети определяли, какие ограничения накладывает на человека тот или иной физический недостаток и в каких видах деятельности он может оказаться полезным. Так, например, исследователи, показав детям фотографии двух мальчиков, один из которых сидел в инвалидной коляске, а другой не имел видимых физических недостатков, спрашивали, с которым из мальчиков они предпочли бы помериться силами в шахматах, в футболе, в состязаниях «колясочников». Затем исследователи сравнили ответы экспериментальной группы детей с ответами других шестиклассников, которых не обучали методу «осмысленной дискриминации». Выяснилось, что ответы первых гораздо более адекватны, то есть основываются на объективных данных. Наверное, разработчикам школьных программ стоит обратить внимание на этот метод, позволяющий научить детей осмысленным, непредвзятым суждениям. Есть еще один творческий метод воспитания, который можно с успехом применять в начальных классах школ со смешанным этническим составом учащихся. Это разработанная Аронзоном (Aronson, 1987) методика мозаичного класса, научающая детей разных национальностей взаимодействию друг с другом. В ходе проводившегося эксперимента класс был разделен на несколько групп, в каждую из которых вошли представители разных рас и национальностей. Учитель снабжал каждого ученика какой-то важной частью информации по изучаемой теме. Чтобы выполнить задание, группа должна была свести воедино всю имеющуюся информацию — точно так же, как собираются кусочки мозаики для того, чтобы получилась картинка. Совместная работа способствовала общению и установлению взаимопонимания между детьми, дети научались ценить знания и умения людей, не похожих на них. Иногда можно наблюдать, как человек пытается побороть свои предрассудки. Он из кожи лезет, лишь бы доказать, что мыслит непредвзято. Результатом таких усилий может стать обратная дискриминация, то есть дискриминация в пользу той группы людей, которая вызывает у него негативные чувства. Представьте мужчину, неприязненно относящегося к своим чернокожим согражданам. По долгу службы ему часто приходится ездить в командировки. В самолете он предпочитает просматривать документы и бумаги, не обращая внимания на сидящих рядом с ним людей. Но однажды его соседом оказывается чернокожий американец. Хотя обычно наш герой не заводит разговоров с попутчиками, на этот раз он затевает беседу с соседом, опасаясь, что, если не выкажет своего расположения, тот может счесть его расистом. Часто случается так, что человек, старающийся преодолеть свои предубеждения, демонстрирует поведение, обычно несвойственное ему. Любопытно, что такого рода поведение в самом деле помогает преодолеть то или иное предубеждение. Так, вполне вероятно, что описанный нами человек за беседой обнаружит в своем соседе интересную личность, научится видеть в собеседнике человека, а не представителя определенной группы людей. Упражнение 14.3 Дискриминация может быть объективной, обратной или являться предубеждением. Прочтите предложенные ниже зарисовки и укажите, какой из трех факторов служит причиной дискриминации. а. Натан — новичок в этом колледже. Он не успел завязать дружеских отношений с одноклассниками. Он не хочет, чтобы его сочли слишком гордым, и каждый раз, заходя в столовую или в библиотеку, подсаживается к какой-нибудь группе одноклассников, несмотря на то, что обычно предпочитает есть и работать в одиночку. ____________ б. Летнему лагерю требуются инструктор по плаванию и спасатель. Спортивный разряд по плаванию и лицензия на спасательные работы необходимы. ____________ в. Арнольд Ливингстон Купер III не желает принимать в свое братство Джимми Коммэна, он утверждает, что родители Джимми — недоучки, они не закончили колледж. ___________ г. Эльвира отказывается принимать на работу мужчин. Она полагает, что мужчины работают хуже женщин. ____________ Методика мозаичного класса: методика, посредством которой дети разных национальностей научаются взаимодействовать друг с другом как с равными. Обратная дискриминация: нарочитое благорасположение к определенной категории людей, к которой на самом деле испытывается неприязнь. Упражнение 14.4 Есть люди, которые на словах равно справедливы ко всем, но на деле часто обнаруживают дискриминационное поведение. В чем причина такого несоответствия слов и поступков? Упражнение 14.5 Назовите три способа, с помощью которых можно искоренить предвзятость. а. ________________:________________________ б. _________________________________________ в. ___________________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК В детстве каждый из нас в той или иной степени перенимает установки и предпочтения своих родителей. Если ваши родители любили розыгрыши, рассказывали друг другу анекдоты, каждую неделю покупали новую книгу или приходили в восторг от необычной безделушки, вы, скорее всего, усвоили их пристрастия. Дом, в котором вы жили, и школа, в которой вы учились, были выбраны вашими родителями. Очень может быть, что ваши родители оказывали влияние даже на ваш круг общения — многие матери и отцы запрещают своему чаду играть с «нехорошими» детьми. Когда родители отправили вас в школу, возможность их влияния заметно уменьшилась. Теперь вы стали испытывать на себе влияние учителей, а затем — одноклассников. Поведение подростка, как правило, ориентировано на мнения и оценки сверстников, которые обычно не совпадают с установками взрослых. Желание подростка высвободиться из-под опеки и контроля старших может вылиться в разнообразные формы протеста. Подросток отказывается следовать установленным старшими порядкам и правилам, стандартам их поведения и ценностям, противопоставляя им собственные ценности и взгляды, которые формируются в значительной степени под влиянием сверстников и окружения. Ньюкомб (Newcomb, 1963) на протяжении двадцати пяти лет исследовал установки группы учащихся Бэннингтонского колледжа. Большая часть исследованных им учеников происходила из семей с консервативными взглядами. Преподаватели же, наоборот, отличались либеральными взглядами, и поэтому в колледже царил дух свободомыслия. Ньюкомб обнаружил, что ученики не только быстро перенимали новые взгляды и ценности, но придерживались их и после окончания колледжа. Подростки стремятся походить друг на друга и в манере одеваться. Мода унифицирует подростков, таким образом обеспечивая им чувство безопасности. Зайенс (Zajonc, 1968) установил, что человек, как правило, лучше относится к тем явлениям и людям, которые знакомы ему, и склонен отвергать все непривычное. Возможно, отчасти именно этим явлением объясняется стремление подростков выглядеть одинаково. Первое впечатление Зачастую первое впечатление от того или иного человека складывается у нас на основе нашего опыта. Если большинство знакомых вам женщин носят джинсы, то на улице вы, скорее всего, обратитесь с вопросом к той женщине, на которой будут джинсы, а не деловой костюм. Точно так же вы скорее доверитесь человеку, внешне похожему на вашего старого друга. Так же наверняка вам знакомо выражение «невзлюбить с первого взгляда». Если вы переживали нечто подобное, постарайтесь вспомнить, какие именно черты человека вызывали у вас негативное отношение. Замечено, что большее внимание привлекает человек, который чем-то отличен от окружающих. Хорн (Horn, 1980), например, пишет, что официантка, украсив волосы цветком, может заработать гораздо больше чаевых, а Боззи (Bozzi, 1988) указывает на то, что учителя благосклоннее относятся к высоким мальчикам и стройным девочкам, нежели к мальчикам-коротышкам и полным девочкам. Контрольные вопросы Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос. 1. Какие три компонента установки выделяет Харрисон? а. Убеждения, предубеждения и ценности б. Ценности, эмоции и предубеждения в. Убеждения, эмоции и поведение г. Убеждения, ценности и поведение 2. Владелец бакалейной лавки утверждает, что человека, пойманного за кражей, нужно сразу же сдать в участок. На чем основана его убежденность? а. На предвзятом отношении к ворам б. На исповедуемых им ценностях в. На расистских взглядах г. На чрезмерном обобщении 3. В чем разница между установкой и мнением? а. Установка предполагает наличие эмоции. б. Мнение предполагает наличие эмоции. в. Мнение обычно бывает негативным. г. Установка обычно бывает негативной. 4. Какое из следующих определений наиболее адекватно передает современное значение понятия «предубеждение»? а. Поспешное и необоснованное негативное суждение б. Незрелое суждение, как позитивное, так и негативное в. Суждение, основанное на прошлом опыте г. Негативное отношение к представителям той или иной расы 5. Хозяйка многоквартирного дома заявляет, что не подвержена предрассудкам в отношении кого бы то ни было. Однако она никогда не сдает квартиры евреям. Почему ее слова расходятся с ее поведением? а. Она может не осознавать своих предубеждений или не желает признаваться в них. б. Осуществляемая ею дискриминация объективна, она не является результатом предубеждения. в. Она пытается сопротивляться своим предубеждениям и демонстрирует обратную дискриминацию. г. Ее дискриминирующее поведение последовательно и непредвзято. 6. Какая разновидность дискриминации наиболее выражена и распространена в обществе? а. Расизм б. Сексизм в. Гомофобия г. Дискриминация по этническому признаку 7. Под чьим влиянием сформировались ваши первые установки? а. Под влиянием родителей б. Под влиянием друзей в. Под влиянием учителей г. Под влиянием братьев и сестер 8. Кто произведет на вас более благоприятное впечатление? а. Человек, который выделяется своей одеждой б. Человек, одетый модно и элегантно в. Незнакомый вам человек г. Человек, который чем-то похож на вашего друга Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы продолжить чтение этого раздела. Негативная и позитивная установки Установка не может быть нейтральной, любая установка несет в себе эмоциональный заряд, а значит, все установки, которые были привиты нам родителями, учителями или друзьями, можно подразделить на негативные и позитивные. Негативные установки содержат в себе элемент предубеждения, они часто становятся источником разногласий, споров, конфликтов и прочих способов конфронтации. И наоборот, позитивные установки побуждают человека к альтруизму, сотрудничеству, взаимопомощи. В следующем разделе мы рассмотрим некоторые факторы, влияющие на формирование предубеждений (или негативных установок), и факторы, которые способствуют формированию позитивных установок. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|