Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61483

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

riencing Tibetan Buddhist Meditation. Chicago: Open Court, 1998).
мович, специализирующейся на исследовании азиатских культур, и начал преподавать в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре, где разработал программу по тибетской культуре, религии и языку. Со временем благодаря этой программе он возглавил учрежденную Далай- Ламой XIV профессорскую кафедру по исследованию тибетского буддизма и культуры. После четырех лет преподавания в Санта-Барбаре он вернулся в высокогорную пустыню Калифорнии для шестимесячного отшельничества. По сегодняшний день Алан продолжает писать о потенциальной пользе сотрудничества между современной наукой и буддизмом — главной теме своей собственной жизни — и надеется основать институт, где будут проводиться экспериментальные и теоретические исследования методик созерцательной тренировки.
Философское начало
«Доброе утро, — начал Алан. — Сегодня мы начинаем очередную конференцию Разума и Жизни точно так же, как начинали все наши конференции — с самой первой в 1987 году. Несмотря на то что общей темой этих конференций является сотрудничество между буддизмом и наукой, мы с самого начала посчитали необходимым включать в состав участников каждой встречи философа — человека, способного обращать внимание на вопросы, которые могут непосредственно не входить в сферу интересов науки.
Есть несколько причин этого. Наука не является обособленной сферой, даже в пределах нашей собственной цивилизации, хотя в наши дни, похоже, она действует самостоятельно, якобы независимо от философии или религии. Однако в действительности любой критический обзор истории науки доказывает, что это явно не так. Наука — продукт цивилизации, и ее корни уходят вглубь
западной философии, ко временам Платона, Аристотеля, и даже к более ранним. Кроме того, фундаментом науки являются наши религиозные традиции — иудаизм и христианство. Так было всегда, хотя в двадцатом веке эта связь была выражена не так явно. В этом одна из основных причин обязательного привлечения философии к нашей работе.
Есть еще и другая причина, которая становится очевидной, когда мы пытаемся вникнуть в суть отношений между научными теориями, научными исследованиями и самой реальностью. Когда мы, представители Запада, впервые знакомимся с буддизмом, то почти неизбежно извлекаем на свет один из наших привычных стереотипов, называя это учение „религией". Это выглядит так, словно мы пытаемся поженить науку с религией, а очень многим людям такой союз кажется мезальянсом. Но буддизм никогда не был просто религией в западном понимании этого слова. С момента своего зарождения он включал в себя элементы философии, а также эмпирические и рациональные элементы, которым больше подошло бы определение „наука".
Таким образом, как у западной, так и у буддийской стороны есть веские основания пригласить сюда философа, и сегодня в этом зале присутствует не один философ, а представители обеих традиций: профессор Фла- наган, представляющий философскую традицию Запада, и Маттье Рикар, буддист».
Что есть деструктивные эмоции?
«Меня попросили дать определение деструктивным эмоциям, и я могу сделать это в одном предложении: деструктивными эмоциями являются те, которые причиняют вред самому человеку и другим людям». Такое простое определение было единодушно принято нашей
группой после дней жарких дискуссий на предварительной встрече в Гарварде несколько месяцев назад.
«Но что именно мы понимаем под словом „вред"? Каковы особенности воздействия того, что может показаться вредным, но на самом деле не быть таковым? Вот вопросы, которые мы будем обсуждать в последующие дни. Нас интересует не только природа деструктивных эмоций, но и факторы, которые служат их катализаторами: события, генетическая предрасположенность, мозговая активность, а также любые другие факторы, которые могут быть связаны с этим процессом. Что является источником деструктивных эмоций? Откуда они появляются?
Буддизм считает эти вопросы очень интересными. Каковы последствия воздействия деструктивных эмоций на самого человека, на его окружение, на других людей? Когда мы дадим определение природе деструктивных эмоций и выясним причины их возникновения и вредные последствия, то сможем перейти к следующим вопросам, которые можно сформулировать так: что может стать противоядием от этих напастей? Какое лекарство может нам помочь? Что мы можем им противопоставить? Следует ли нам прибегнуть к помощи медицинских препаратов, хирургии, генной терапии, психотерапии или лучше использовать медитацию?
И наконец, мы обратимся к вопросу, который является основополагающим для буддизма: можно ли полностью освободиться от отдельных деструктивных эмоций или от всех подобных эмоций в целом? Этот вопрос настолько важен, что поиском ответа на него следует заняться каждому из нас.
Эти вопросы одинаково важны как для западной, так и для буддийской традиции. На Западе эти вопросы поднимаются со времен античности: в Библии, работах Платона, Аристотеля. В буддизме они были в центре внима
ния всегда. Общая основа сходных проблем свидетельствует о важности темы, однако существует ряд очень важных различий в подходах, которые каждая из традиций использует для изучения и решения этих проблем. Я считаю, что и сходство, и различия представляют для нас одинаковый интерес и что нам необходимо разобраться в причинах и того и другого».
Новое поколение в философии
Далее Алан перешел к представлению первого презентатора: «После такого вступления я хотел бы представить вам профессора Оуэна Фланагана, профессора философии кафедры Джеймса Б. Дьюка в университете Дьюка. Возвращаясь к основной мысли своего предисловия, хочу подчеркнуть, что он не просто профессор философии как отдельной дисциплины, но еще и профессор нейробиологии, профессор экспериментальной психологии, профессор когнитивной нейронауки и — что, наверное, особенно важно — профессор литературы».
Оуэна Фланагана можно с полным правом назвать философом нового поколения. Оставаясь экспертом в своей основной области, он превосходно разбирается во всех научных областях, где можно почерпнуть информацию для профильной специализации. А поскольку его основной специальностью является философия сознания, то это означает, что Оуэн прекрасно осведомлен о последних открытиях в психологии, когнитологии и нейронауке. Именно поэтому его участие в диалоге об эмоциях так важно для нас.
Во время учебы Оуэна в колледже Фордхэм его в равной степени привлекали как психология, так и философия. В этом смысле он похож на своего кумира Уильяма Джеймса, который никак не мог решить, кто он —
психолог или философ, и поэтому стал родоначальником американских научных школ в обеих областях.
Со временем Оуэн выяснил, что доминирующее направление в психологии того времени, бихевиоризм, делавшее акцент на исследовании стимулов и реакций у крыс, кажется ему малопривлекательным, а свобода и ригоризм интеллекта в философии достаточно интересным, чтобы стать аспирантом кафедры философии Бостонского университета.
Интерес Оуэна к роли эмоций в жизни разума выкристаллизовался в 1980 году, когда он решил преподавать курс эмоций в рамках программы философии сознания в колледже Уэллесли. Однажды ему в руки попала научная работа Пола Экмана и его коллег на тему выражения эмоций на человеческом лице — одно из первых эмпирических исследований в области, которая сегодня стала главным полем научных поисков. Эта работа увлекла его тем, что в ней содержались первые достоверные доказательства универсальности эмоций. Это открытие помогало ответить на философский вопрос: наделены ли люди от природы склонностью к любви и состраданию или к эгоизму, или же они действуют в пределах спектра, который включает обе эти склонности?
Эмоции стали основной темой работы, которую Оуэн считает самым важным своим трудом. Опубликованное в 1991 году исследование «Разновидности духовной индивидуальности» посвящено роли эмоций в человеческой природе, значению этики и условности морали. Ключевая глава этой работы посвящена связям между добродетельностью, счастьем и психическим здоровьем. Фланаган убедительно доказывает, что только добропорядочность помогает обрести счастье и психическое благополучие. В противном случае мораль и эмоции вступают в конфликт. Вопрос в том, до какой степени они могут помогать друг другу.
Делайте свою жизнь лучше



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь