Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19806
Автор: Айламазьян А.М. (ред.)
Название: Метод беседы в психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 1. Запишите ваши первые впечатления от состоявшегося фрагмента беседы на бумагу или магнитофон. Только после этого приступайте к следующему заданию.
2, Представьте себя в роли консультанта «Телефона Доверия» (Вы спокойно сидите в кресле, перед вами — стол, на нем лист бумаги и ручка. Вы спокойны и сосредоточены* Это место, где вы работаете)* 3* Прочтите внимательно фрагмент не более двух раз. (Идеальным вариантом было бы прослушивание аудиозаписи беседы-) 4, Закройте фрагмент протокола- 5, Ответьте на следующие вопросы (ответы зафиксируйте на листе или запишите на магнитофон): а) Как бы вы могли охарактеризовать те отношения, которые складываются в беседе; уровень контакта на данном этапе? 115 б) Какие чувства у вас вызывает то, что рассказывает абонент? в) Как бы вы могли описать те чувства, которые испытывает абонент? г) Попытайтесь сформулировать (домыслить) «проблему» абонента- Будет лучше, если вы это сделаете от лица абонента: — «Я.., у меня».» — и на его языке, д) Ваши представления о возрасте абонента? е) В чем вы видите усилия консультанта на данном этапе? ж) Ваши общие представления о том, как будет складываться беседа дальше. Ниже приводится попытка ретроспективно смоделировать тот образ, который сложился в сознании консультанта на данном этапе- 1, Консультант по поводу складывающихся отношений и уровня контакта. В целом равные (?) (если не принимать во внимание первые фразы «Вы чем-то обеспокоены...»), партнерские, дружеские. Позиция «старшего брата*. В разговоре я достаточно активен, много задаю вопросов, поощряю ее высказывания. А как ее разговорить-то? Тактика * чистого» выслушивания неуместна, повисают дискомфортные паузы, неуютные для нас обоих. Странные выстраиваются отношения с самого начала: «А что, Вам все рассказывать?*. Я-то тоже хорош, не смог сдержать иронию: «Кто этот счастливчик?»». Слегка заигрываю, «облегчаю* разговор. Явно форсирую контакт, «переключаю * на себя* Так и не понял, приняла она иронию? 2. О чувствах по поводу истории абонента- «Боже, как надоели эти банальные истории! Каждый день одно и тоже. Кто в 16 лет (или в 15?) не влюблялся и не страдал. Классический любовный треугольник»» 3* Проблема абонента «его глазами» (точнее, «устами» )* «Ну,., значит.,, я влюбилась! Познакомилась с мальчиком. Он очень хороший?,,. Приехала с подругой к ее сестре* Там он был, Это было месяц назад, он тогда поругался со своей с„. со 116_________„_^___ своей женщиной, с которой раньше жил. Ну вот.*, ну как, у нас было все хорошо», А теперь они помирились». Далее — «гипотезы* консультанта, формулируемые на языке абонента: «И получается, что я теперь осталась одна. Я не могу так!» «Я его страшно (кет, лучше «очень & — К,)3 очень ревную: не могу смотреть на них, когда они рядом». «Он меня бросил (разлюбил). Как мне вернуть его?* 4. О чувствах абонента: — одиночество; — ревность; — уязвленное самолюбие; т — страх утраты близкого человека; — горечь утраты близкого человека; — растерянность. 5, О языке абонента. Немногословна, Темп рваный, перебивает, паузы.» Многое хочет сказать? Язык подводит: «корявый», бедный, неинтересный, наивно-детский, уличный. Плохо раскрывается. Неожиданные интонационные подъемы и спады. От этого некоторое ощущение странности — театральности. «Необычные» выражения в лексике: «А что. Вам все рассказывать?», «Я влюбилась!», «Как кто, мальчик— кто!» Общее, что связывает эти выражения — субъективно оцениваемая консультантом необычность, странность, непривычность. «А что, Вам все рассказывать?» — свидетельствует о том, что абонент впервые обращается в службу. Возникает ощущение спонтанности и даже случайности такого звонка* За этим можно ожидать непродуманность сюжета обращения, неподготовленность к беседе и отсутствие представлений о * правилах игры», «Я влюбилась!» — выделяется исключительно интонационно; сказала — будто отрезала - Фраза — заявление* Метафора: одинокий столб в степи — странно, необычно и приковывает внимание. Сказала так, будто бы этим сказано ВСЕ! «Как кто, мальчик — кто!»: а) Субъективная ассоциация на фразу: ощущение «беззащитной инфантильности». Комплиментарным дополнением к ___________________________________________111 слову «мальчик* является «девочка** Неосознаваемая демонстрация собственной инфантильности как средство привлечения внимания окружающих. б) Ощущение «сленгового аромата»* Такое ощущение возникает при попадании человека в незнакомую субкультурную социальную общность, члены которой выработали свой «язык*. При этом слова, несущие общеупотребимые значения, окрашены оттенками узкогрупповых значений* «Неофит* ощущает эту необычность, не раскрывая всей полноты значений. в) «Мальчик* — слово, окрашенное индивидуальным смыслом* Уменьшительно-ласкательные определения типичны для некоторых пар («мой котик*, «малыш*). Их употребление в более отдаленной социальной среде вызывает у свидетелей дискомфорт («неприличной); словно оказался наблюдателем сцены, не предназначенной для широкой публики. 6. По поводу возраста: пятнадцать—шестнадцать лет* Инфантильна, детский голос, все звучит очень наивно. 7. Прогноз в отношении беседы. Превратится в «дружес-кую*, «приятельскую*, хотя, возможно, с высоким уровнем откровенности. Ассоциация: «хронотоп случайного попутчика» . Поддерживать линию, связанную с историей их взаимоотношений для нее очень значимо и болезненно. Здесь быть «помягче*. Постараться, чтоб больше рассказала о своих переживаниях (но язык!); сравнила то, что испытывает сейчас, с похожими ситуациями из ее опыта или опыта подруг. Расширить социальный горизонт. Как минимум, разговорить. 8. Субъективная оценка трудности беседы для консультанта: «легкий разговор** 9- Эмоциональное состояние абонента (экстренный характер оказания психологической помощи по телефону заставляет уделять этому аспекту внимание): обычное, нормальное, не вызывает опасений* 10. Об усилиях консультанта на данном этапе беседы. Снизить эмоциональное напряжение, связанное с самим фактом обращения в службу. Для абонента — это первый опыт обращения к психологу. Работать над установлением таких отношений, которые позволили бы свободно обсуждать значимую 118_______________„_._____„____ тему. «Облегченный* вариант взаимодействия («счастливчик»), кажется, не принимается. Быть «посерьезнеем и «постарше** Следствием доступности и демократичности оказания психологической помощи по телефону является интересная проблема — появление запроса на психологическую помощь в телефонном консультировании и готовность абонента к психологическому взаимодействию. Назовем такую ситуацию — «Появление Клиента*, Клиент — человек, нуждающийся в определенных услугах, в данном случае — психологических. Клиент есть результат определенных отношений, возникающих в процессе консультирования. Другой, более широкий аспект этой проблемы — осуществление «первичной категоризации абонента и проблемной ситуации» , Однако обращение на «Телефон Доверия* отнюдь не обязательно должно означать наличие запроса на психологическую помощь («А можно с Вами просто поговорить?»). Звонок может быть делом сиюминутным, остроэмоциональным, малопродуманным. Вероятно, что и в анализируемом фрагменте мы сталкиваемся с похожей картиной- Решение позвонить возникло спонтанно» и абонент не имеет четких представлений о деятельности службы. Трудностиу связанные с вступлением в контакт с консультантом («А что, Вам все рассказывать?»), могут быть проинтерпретированы как свидетельства неподготовленности к звонку, низкой мотивации и ориентации на получение готового, тотчас выдаваемого * рецепта». На данном этапе утверждать это не можем, но основания для выдвижения такой «гипотезы* имеются. Вследствие этого консультант оказывается в зоне притяжения трех альтернатив. Перечислим их* Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|