Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 14293

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Сагитталь в речи Приведем слова и выражения, обозначающие сагиттальные действия и ассоциации.
ФРОНТ или ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД: будущее, будет; предстоять; притягательно; привлекательно; возможность, можно, да; быстро, коротко; долго, длинно; вперед; идти, стремиться к намеченной цели; близость; доступно; достижимо.
ДВИЖЕНИЕ НАЗАД или ОТСУТСТВИЕ ДВИЖЕНИЯ: отстраненность; нельзя, постой; воротить, вернуть, возвратить; отступить [от намеченной цели]; попятиться [отказаться]; отталкивающе [безобразно]; недоступно; недостижимо.
ТЫЛ: прошлое; былое; прошедшее; оглянуться [сверить с личным опытом]; обернуться (1) [превратиться]; незащищенность [возможность нападения сзади]; оглянуться, обернуться (2), вернуться назад [пересмотреть свое решение].
Очевидно, что круг ассоциаций со вторым вектором психологического пространства приведенным перечислением не ограничивается.
66
Вот совершенно сагиттальное стихотворение Ф.И.Тютчева.
Из края в край, из града в град
Судьба, как вихрь, людей метет.
И рад ли ты или не рад,
Что нужды ей?.. Вперед, вперед!

Знакомый звук нам ветр принес:
Любовь последняя прости...
За нами много, много слез,
Туман, безвестность впереди!

«О, оглянися, о, постой,
Куда бежать, зачем бежать?...
Любовь осталась за тобой,
Где ж в мире лучшего сыскать?

Любовь осталась за тобой,
В слезах, с отчаяньем в груди...
О, сжалься над своей тоской,
Свое блаженство пощади!

Блаженство стольких, стольких дней
Себе на память приведи...
Все милое душе твоей
Ты покидаешь на пути!».

Не время выкликать теней:
И так уж мрачен этот час.
Усопших образ тем страшней,
Чем в жизни был милей для нас.

Из края в край, из града в град
Могучий вихрь людей метет,
И рад ли ты или не рад,
Не спросит он... Вперед, вперед!

Некоторые итоги
В сагиттальный период, так же как и в вертикальный, в подсознании каждого из нас формируется некоторая совокупность общих (стереотипных) ассоциаций, связанных с конкретным и ограниченным набором однотипных по содержанию проявлений внешнего мира.
Часть этих ассоциаций относится к набору под условным названием «фронт», другая — «тыл». Вместе они объединены тем, что можно назвать сагиттально-ассоциативным комплексом, т.е. подсознательной сагитталыо.
Этот комплекс начинает возникать с первых дней самостоятельных, целенаправленных движений ребенка и находит свое подкрепление со временем в его партнерских взаимоотношениях с предме-
67
тами, со взрослыми и, особенно, со сверстниками, а позднее со всеми элементами внешней среды, включая сферу культуры.
Мы определили здесь три основные этапа.
Первый этап начинается с периода активного ползанья и ощущения своей все возрастающей независимости от взрослого, заканчиваясь началом самостоятельного и уверенного прямохожде-ния. К этому моменту все ассоциации, связанные с вертикалью, уже вошли «в плоть и кровь», а сагиттальные только начинают формироваться. Поэтому естественно, что некоторые формы приобретения пространственного опыта переносятся из вертикального в сагиттальный период.
Главная из них — импульсивность поступков и иерархический принцип значимости: далеко — близко, доступно — недоступно, достижимо или недостижимо и т.д.
В сагиттали, так же как и в вертикали, иерархичность значений тесно связана с количеством затраченной энергии. Разница заключается в том, что если в вертикальном периоде энергия — это конкретная физическая сила воздействия, то в сагиттали — это внутренняя, эмоционально-образная сила действия.
На втором этапе сагиттальные ассоциации закладываются на уровне спонтанного неориентированного маршрута и потому есть не более, чем ощущение своего иррационального сагиттально-динамического Я (в отличие от социального вертикально-статического).
«Освобождение от родительского влияния становится возможным только тогда, когда человек достигает независимости, т.е. приобретает умение жить "включенным" в настоящее, действовать спонтанно и достигать близости с другими людьми. Некоторые счастливые люди обладают свойством, которое выходит за пределы всех классификаций поведения. Это свойство "включенности" в настоящее. Другое их свойство, гораздо более важное, чем любое предварительное планирование, — спонтанность», — пишет Э.Берн [4].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Ценность спора»
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Фокина Мария Николаевна. Жизнь ребенка в детском саду.
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Редактор. Что такое дисциплина?
  • Сидякина Ольга Анатольевна. Работа педагога дошкольного общеобразовательного учреждения по взаимодействию с семьей
  • Закономерности психических систем
  • Ульцинова Марина Олеговна. Ребенок от 2 до 3 лет.
  • Редактор. Сценарий дня рождения для малыша 1-2 лет.
  • Отт Эрика Викторовна. Пожелание всем родителям
  • Притча «У каждого свое место»
  • Редактор. Как преподнести подарок ребенку?
  • Загайнова Лариса. Картотека подвижных игр
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Консультация для родителей на тему: 'Кризис трех лет'
  • Акопян Рузанна. Ребенок, который захотел жить.
  • Селюкова Наталья Александровна. Основные направления экологического воспитания детей дошкольного возраста.
  • Притча «Белый свет»
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».
  • Адаптация младших школьников к учебным требованиям и режиму
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Как влияет на наш характер порядок рождения
  • Степанова Татьяна Петровна. Малыш учится говорить
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Притча «Я ее лучше знаю»
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Антонова Светлана. Формирование коммуникативных умений дошкольников посредством игры
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Пчелина Татьяна Дмитриевна. Сценарий урока: «Трудолюбивая пчелка»
  • Крымова Ирина Юрьевна. Проектирование игры драматизации «Заюшкина избушка» в подготовительной группе
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 9-е
  • Средства успокаивающего поведения. Комфорт и дискомфорт
  • Заговор, чтобы ребенок хорошо спал избавит от бессонных ночей
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Гладченко Анастасия Александровна. Дидактическая игра «Предлоги» для детей от 3 до 5 лет
  • Корнева Татьяна Александровна. Развитие ребёнка в семье и важные моменты семейного воспитания
  • Папуш М. П. Забота о Внутреннем Ребенке: метод, техника и контекст
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Задорожная Татьяна Владимировна. Календарно-тематическое планирование в старшей группе
  • Котова Ольга Александровна. Проект по охране безопасности жизни детей «Чтобы не случилось беды…»
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Галина Мехоношина. Консультация для родителей «Научи ребенка трудиться»
  • Зиянчурина Елена Владимировна. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь