|
Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117080
Автор: Карабанова Ольга Александровна.
Название: Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Лекция 5. Концепция психического.развития ребенка 3. Фрейда ■ 75
Развитие сексуальных объектов предполагает три ступени: ауто-эротизм и два выбора сексуального объекта на фаллической и ге-нитальной стадиях. Первый выбор в два года — пять лет связан с рождением и формированием Эдипова комплекса и осуществляется по принципу опоры, т. е. выбор сексуального объекта связан со стремлением к получению поддержки, заботы, внимания, протекции. Первым сексуальным объектом становится поэтому родитель противоположного пола. Второй выбор сексуального объекта происходит в пубертатный период полового созревания, где фиксируется тип ориентации на партнера. Здесь выбор сексуального объекта может осуществляться двумя способами. Во-первых, по принципу опоры, когда в партнере человек ищет заместителя отца или матери. Во-вторых, по нарциссическому типу, когда в партнере ищут частицу Я, свои качества, особенности, взгляды, ценности, т. е. выбор объекта по образцу отношения субъекта к самому себе. 5.3. Развитие структуры личности Структура личности включает в себя «Оно» (Id), «Я» (Ego), «Сверх-Я» (Super-Ego). Каждая из структур личности имеет свою природу, генезис и содержание. Id или Оно — врожденно и наследственно зафиксировано. Составляет область бессознательного. Включает врожденные влечения, а также вытесненное и приобретенное. Снабжено энергией либидо. Находится в конфликте с Я и Сверх-Я, которые возникают из Оно. Ego или Я — возникает и дифференцируется из Оно на оральной стадии развития как приспособительный аппарат. Основная функция — посредник, «слуга двух господ» Оно и Сверх-Я, задача удовлетворить и тех и других с учетом требований Оно, императивов Сверх-Я и требований реальности. Следует цели, чтобы «волки были сыты и овцы целы». Super-Ego или Сверх-Я — возникает на фаллической стадии в результате преодоления Эдипова комплекса и интериоризации родительских требований и запретов. Включает компоненты врожденного — комплекс кастрации и чувство вины. Объективирует в себе систему идеалов, социальных норм, стандартов, ценностей, правил. Выступает как цензор и судья по отношению к Я. Регулирует поведение и активность человека на основе нравственного сознания и самонаблюдения. 76 ■ Возрастная психология. Конспект лекций 3. Фрейд основное внимание в своей теории уделял структурам Оно и Сверх-Я. В дальнейшем в психодинамическом подходе возникает направление «эгопсихология», где главное внимание уделено генезису, функциям и судьбе развития структуры Эго (А. Фрейд, Г. Хартман, Э. Эриксон). 5.4. Развитие защитных механизмов Защитные механизмы представляют собой совокупность действий, направленных на уменьшение или устранение угрозы целостности индивида и нарушения баланса психодинамических сил. Механизмы защиты преимущественно интегрированы в структуре Я. Они различаются по особенностям выражения в поведении и типу возникающего расстройства личности, по генетической стадии, по конструктивности переработки конфликта. Проблему защитных механизмов разрабатывала А. Фрейд [92]. Наиболее значимыми защитными механизмами являются: ■ вытеснение — вытеснение в бессознательное, отстранение и удер жание вне сознания; ■ регрессия — возвращение на более ранние стадии развития к предыдущим формам поведения и мысли, объектным отноше ниям; ■ уход — физическое бегство или внутренний мысленный уход; ■ реактивное образование — бессознательная маскировка трево ги, связанной с желаниями и мыслями, осуждаемыми Сверх-Я, обращением к прямо противоположному желаемому поведению; ■ проекция — приписывание другому лицу желаний и мыслей, осуждаемых и недопустимых для самого себя; ■ идентификация — инкорпорирование ценностей, установок и взглядов других людей, более могущественных и облеченных властью; у детей — идентификация себя с родителями; ■ изоляция — совокупность приемов, позволяющих прервать вре менную последовательность мыслей или действий (например, с помощью ритуалов); ■ замещение (смещение) — замена действительного источника тревоги или негативного аффекта менее могущественной и опас ной фигурой; ■ рационализация — искажение реальности с помощью ложной аргументации; Лекция 5. Концепция психического развития ребенка 3. Фрейда ■ 77 ■ сублимация — смещение инстинктивных врожденных влечений на социально желаемые и социально приемлемые цели. Генетически ранними являются такие способы защиты, как вытеснение, регрессия, уход, более поздними — рационализация, сублимация. 5.5. Стадии психосексуального развития Критериями выделения стадий стали сексуальные цели (эрогенная зона), характеристика процессов развития, источник конфликта. В концепции 3. Фрейда много эвристических, точно выделенных механизмов развития, к одному из них следует отнести конфликт. Переход на новую стадию и формирование новых структур личности связаны с конфликтом между влечением ребенка и невозможностью его удовлетворить, между наследственностью и средой. Идея противоречия, конфликтности как основы развития является центральной для понимания развития. Если возможности личности всегда будут соответствовать ее желаниям, то развития не будет. На оральной стадии (0-1,5 года) эротическое влечение связано с пищевой функцией, с удовлетворением потребности в пище. Эрогенная зона — рот, губы, язык. Включает две фазы. Орально-инкорпоративная фаза (1-6 месяцев) характеризуется аутоэротизмом (отсутствием нужды во внешних объектах для удовлетворения сексуального влечения) и глобальным нарциссизмом, т. е. полной обращенностью либидо ребенка на самого себя. Ребенок не отделяет себя от матери. Доминирует принцип удовольствия. Сосание материнской груди является поведением, доставляющим наслаждение. Искусственное вскармливание, согласно психоанализу, являясь источником конфликта, может приводить к невротиза-ции ребенка. Процессы инкорпорации (питания) представляют собой прообраз или модель двух важных в развитии личности процессов: инт-роекции (вкладывание, перенос из вне во внутрь, интериоризация как преобразование внешнего во внутреннее) и идентификации. Орально-садистическая фаза (6-12 месяцев) характеризуется началом отлучения ребенка от груди. Увеличиваются интервалы между кормлениями. Мать начинает регулировать пищевое поведение ребенка, навязывая нормы и препятствуя получению наслаждения. Отсюда вытекают два следствия. Во-первых, ребенок уже не Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|