Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25946

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Кстати отметим, что становление социальной группы подлинным субъектом коллективной деятельности также достигается при условии включения в регуляцию этой деятельности совместного фонда смысловых образований. В исследованиях А.В.Петровского доказано, что совместная деятельность характеризуется наибольшей продуктивностью, если в социальной группе установилось ценностно-ориентационное единство [176]. Высокая продуктивность совместной деятельности указывает на функционирование группы как коллектива, а точнее сказать - как коллективного субъекта, в котором преодолена разобщенность индивидуальных субъектов деятельности. С позиций смыслового подхода ценностно-ориентационное единство - это психологический показатель того, что группа наработала общий фонд смысловых образований, которые регламентируют ее деятельность. В этих условиях группа способна быть настоящим субъектом совместной деятельности потому, что, реализуя общую смысловую необходимость, отдельные члены получают возможность оптимального согласования и координации своих действий. Коллективный субъект - это всегда ассоциация индивидуальных субъектов, у которых оптимальным образом совмещены, унифицированы системы осознанной саморегуляции деятельности. Слаженные процессы целеполагания, планирования, программирования, корректирования совместной деятельности способствуют успешной конвергенции усилий индивидуальных субъектов в деятельности коллективного субъекта. При этом необходимо помнить, что в группе, достигшей ценностно-ориентационного единства, индивидуальные системы саморегуляции деятельности становятся скоординированными, сбалансированными благодаря подведению под единую смысловую основу, за счет общего фонда смысловых образований.
Из этих положений логически вытекает, что от сформированное™ и сохранности смысловой регуляции во многом зависит полноценность всех функциональных структур осознанного регулирования деятельности. Более того, дифференциальные особенности смысловой регуляции, индивидуализирующие «мощность» основных ее функций, также существенным образом воздействуют на полноценную работу всех звеньев системы осознанного регулирования. Например, такой параметр смысловой регуляции,
89
как степень осознанности смысловых структур личности, неизбежно обусловливает параметры точности и полноты выдвигаемых личностью целей, аутентичности вырабатываемых критериев успеха. Временная локализация ведущих смысловых структур личности - это индивидуальный параметр смысловой регуляции, который непосредственно отвечает за долгосрочность целей, стратегичность программ исполнительских действий и, тем самым, детерминирует регуляторный потенциал всего контура осознанного регулирования деятельности.
Необходимо отдавать отчет, что система осознанной саморегуляции подчинена субъектной активности личности. Любое функциональное звено этой системы тем или иным образом обслуживает функциональные потребности субъекта. С учетом высказанных положений представляется необходимым детализировать понятие саморегуляции, уточнив его применительно к понятию субъектной активности. Личностная осознанная саморегуляция — это система психических феноменов, структур и механизмов сознания, обеспечивающая реализацию субъектной активности личности. Соотношение субъектной активности и саморегуляции личности диалектично. С одной стороны, система осознанной саморегуляции должна обеспечивать осуществление субъектной активности личности, с другой стороны, эта система является продуктом указанной активности в том смысле, что именно субъект конструирует и настраивает систему осознанной регуляции своей деятельности.
Нельзя сбрасывать со счетов еще одно важное обстоятельство: личность может осознанно регулировать свою деятельность, но при этом не быть ее субъектом, то есть порождающей причиной. Как отмечалось ранее, по отношению к реализуемой деятельности личность может занимать две принципиальные позиции - исполнителя и создателя деятельности. Настоящим субъектом личность является только тогда, когда она вступает в преобразующее познавательно-практическое отношение к собственной деятельности. Можно утверждать, что личность как носитель деятельности при помощи функциональных возможностей своего сознания обеспечивает ее осознанную произвольную саморегуляцию, а личность как создатель деятельности не просто регулирует, но к тому же детерминирует ее. В данном контексте важно на теоретическом уровне развести саморегуляцию и самодетерминацию личности. В структуре саморегуляции «регуляторами могут выступать
90
интроецированные нормы, конвенции, мнения и ценности авторитетных других, социальные или групповые мифы и т.п.; контролируя свое поведение, субъект не выступает его автором, как при подлинной самодетерминации» [143, с. 17]. Представление о самодетерминации органично встроено в методологический принцип детерминизма. Концептуальное значение этого представления заключается в «подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения внешнему. Только внешняя детерминация влечет за собой внутреннюю пустоту» [192, с. 382]. Самодетерминация не сводится к произвольной саморегуляции поведения и деятельности личности. По нашему мнению, самодетерминация - это качественный уровень саморегуляции, на котором автором целей и способов построения, регуляторных программ и схем и, главное, решений о коррекции деятельности является сама личность.
Высшим уровнем саморегуляции следует признать самодетерминацию, при которой личность не просто транслирует аккумулированный социальный опыт, а самостоятельно строит весь контур саморегуляции, творчески модифицирует усвоенные регуляторные механизмы на основе собственного субъектного опыта. В этой связи весьма перспективной является разработка понятия «субъектный опыт», введенного в исследованиях А.К.Осницкого [169; 170]. По нашему мнению, субъектный опыт - это смысловой по своей природе опыт личности в области организации и налаживания субъектной активности, то есть в создании и поддержании контура личностной осознанной саморегуляции деятельности. Проще говоря, это опыт психической организации субъектной активности или опыт самодетерминации личности. Субъектный опыт, по определению И.С.Якиманской, есть опыт пережитого и переживаемого поведения, в котором сам человек может дать себе отчет о своих возможностях, который фиксирует значимые для него ценности и иерархию смысловых предпочтений. При этом подразумевается, что человек как субъект хотя бы приблизительно знает правила организации собственной деятельности [250, с. 74]. Основное содержание субъектного опыта наполняет личностное знание о способах эффективной организации деятельности путем создания оптимальных динамических систем сознательной саморегуляции. А.К.Осницкий выделяет компоненты субъектного опыта - ценностный опыт, опыт рефлексии, опыт привычной активизации, операциональный опыт и опыт сотрудничества, полагая, что ценностный
91
компонент играет среди них центральную роль [169, с. 17-18]. Резюмируя вышеизложенное, дадим субъектному опыту следующую формулировку: субъектный опыт - это знание об эффективных способах организации системы осознанного регулирования субъектной активности, обеспечивающее способность личности к самодетерминации.
Самодетерминация - не просто качественно отличный, а качественно более высокий уровень саморегуляции. Саморегуляция может осуществляться личностью под наставничеством и с помощью другого человека, а самодетерминация всегда предпринимается личностью самостоятельно. «Впервые мы наталкиваемся на явление само детерминации, услышав от ребенка знаменитое «Я сам!» [170, с. 27]. Именно в самодетерминации экстериоризируется весь «фонд» внутренних условий, который был накоплен в процессе интериоризации и социализации личности. По этому поводу Б.Ф.Ломов пишет: «В процессе развития на определенной его стадии она (личность) начинает сама организовывать свою собственную жизнь, а значит, и определять свое собственное развитие, в том числе и психическое» [153, с. 310].
Магистральная линия развития субъектности в онтогенезе пролегает через три основных этапа. На первом этапе, условно называемом досубъектным, собственная активность личности сравнительно низкая, в силу чего деятельность управляется в основном внешними факторами. Эти внешние факторы включены в контекст взаимодействия ребенка и взрослого по ходу выполнения совместной деятельности. На втором этапе личность выступает как субъект-исполнитель различных видов человеческой деятельности, что генетически связано со становлением и консолидацией внутренней системы психической саморегуляции. На этой условно выделяемой стадии в состав регуляторов преимущественно включены интериоризированные культурные образцы деятельности, отложившиеся благодаря участию индивида в совокупной деятельности группового субъекта. Роль собственной активности личности в построении деятельности по индивидуальным меркам относительно мала. В полную силу субъектная активность разворачивается тогда, когда личность начинает реформировать деятельность в соответствии со своей смысловой необходимостью. На этом этапе наблюдается переход к самодетерминации личности, вызванный возрастанием роли ее смысловых структур в саморегуляции деятельности. Обобщая сказанное, необходимо пометить ключевые «вехи» психического
92
развития субъекта: 1) индивид как участник совместной деятельности коллективного субъекта, еще не ставший индивидуальным субъектом; 2) индивид как субъект-носитель деятельности, овладевший культурными средствами и способами ее психической саморегуляции и экспроприировавший деятельность; 3) индивид как субъект-создатель деятельности, творящий ее по образу собственной смысловой необходимости в процессе самодетерминации. Подчеркнем, что психическое развитие субъекта пересекается с общей линией формирования личности, поскольку смысловые структуры личности вносят решающий вклад в порождение внутренней субъектной активности. Можно предполагать, что общий уровень зрелости субъекта коррелирует с общим уровнем развития и индивидуально-личностными особенностями смысловой регуляции.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Земскова Надежда Александровна. Ознакомление детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности
  • Ванцына Наталья Витальевна. Доклад на тему: «Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС»
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Гулюза Хазиева. Отчет по самообразованию
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Ледовских Марина Александровна. Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Не огнем горит она, батарейками полна»
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Конструктивное
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Вохмянина Наталья Сергеевна. Организация простейших опытов в процессе исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Савельева Галина Сергеевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
  • Кальчик Лариса Александровна. Как развить творческие способностей у детей дошкольного возраста через театральную и досуговую деятельность
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Емельянова Наталья Александровна. Конспект образовательной деятельности «Превращения воды»
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь