|
Клюева Н.В.. под ред Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений.Категория: Библиотека » Педагогическая психология | Просмотров: 67254
Автор: Клюева Н.В.. под ред
Название: Педагогическая психология. Учеб. для студ. высш учеб заведений. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Практико-методические знания непосредственно обслуживают практическую деятельность. Они ориентированы на получение определенного продукта и организованы так, чтобы обеспечить построение индивидом практической деятельности в виде предписаний для нее.
Инженерно-конструкторские знания центрированы на объекте преобразований, они указывают на то, что с ним происходит или может происходить, и появляются по мере того, как создаются и реально осуществляются новые виды и типы практического преобразования объектов. Возникновение собственно научных знаний связано с появлением в деятельности практика разрывов между целями и тем, что получается в реальности, с необходимостью объяснить причины расхождений между целями деятельности и ее результатами. Научные знания перерабатываются в практико-методические и инженерно-конструкторские знания. Психологи, работающие в образовании осознали, что становление педагога не может быть организовано и управляемо извне, не является результатом прямого непосредственного воздействия. Психолог может способствовать личностному росту и профессиональному развитию педагога, создавая принимающие межличностные отношения. Работа психолога с педагогом имеет смысл в том случае, если, во-первых, она помогает и педагогу и психологу обрести смысл своей профессиональной деятельности, если, во-вторых, психолог создает знания внутренние, личностные и, если, в-третьих, во взаимодействии психолога и педагога конструируются процедуры, создающие оптимальную ситуацию для самопонимания и саморазвития. При таком подходе взаимодействие осуществляется в условиях неопределенности, когда вводится запрет на проектирование результата, как свобода от заранее заданного идеала. Важно культивирование авторской позиции как реального условия познавательной, ценностно-смысловой и в целом духовной работы. Это является основанием работы не исследующего, а «помогающего» психолога. Одно из направлений современной отечественной психологии, реализующее данные идеи на практике, - рефлексивная психология (Е.П. Варламова [1], С.Ю. Степанов [9] и др.). В работе с педагогами представители этого направления ставят перед собой следующие задачи: - создание условии для осмысления, анализа и переосмысления педагогом своего эмпирического опыта; - настройка на конструктивную ассимиляцию достижений мировой культуры, науки и практики в сфере образования в педагогическую деятельность; - концептуализация и развитие гуманистических ценностей, реализуемых в сотворчестве с педагогами и психологами; - проживание и рефлексия различных педагогических ситуаций; - обнаружение ограничений старых способов решения проблем и создание новых средств; - культивирование рефлексивных способностей у педагогов. Следствием вовлечения педагога в работу с самим собой через событийность, экзистенциальную коммуникацию, диалог является возрастание субъектности, способности педагога к рефлексивности и осознанности как основам профессионально-педагогической деятельности. Вопросы и задания 1. Попытайтесь сформулировать понятие «психологическая компетентность педагога». 2. Могут ли знания психологии существенно повысить эффективность деятельности педагога? 3. Почему студенты, закончившие педагогический вуз, психологически не подготовлены к работе в школе? 4. В чем суть проектирования деятельности педагога? 5. К психологу обратился молодой человек с просьбой помочь ему определиться в выборе профессии. У него есть желание поступить в педагогический вуз, но он не уверен, что это соответствует его способностям. Что психолог может ему порекомендовать? 6. Проанализируйте систему подготовки педагогов, сложившуюся в вашем вузе, с точки зрения формирования психологической компетентности будущих педагогов. План семинара «Пути совершенствования психологической подготовки учителя» 1. Роль обучения в вузе в повышении психологической компетентности учителя. 2. Рефлексивная психология и ее возможности в работе с педагогами. Основная литература 1. Варламова Е.Л., Степанов С.Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования // Вопросы психологии. 1996. № 4. 2. Вербицкий АЛ. Теория и практика контекстного обучения в вузе. М., 1984. 3. Клюева H.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000. 4. Слободчиков В.И., Исаева НА.. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. №4. Дополнительная литература 5. Анисимов О.С. Основы методологического мышления. М.,1989. 6. Климов ЕА. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам? // Вопросы психологии. 1998. № 2. 7. ОлъшанскийВ. Е. Практическая психология для учителей. М.,1994. 8. Мастеров Б.М. Соотношение академического и практического подходов психологической подготовке студентов педвуза // Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузе. Новосибирск. 1998. 9. Степанов С.Ю. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. 1991. № 5. 10. Щедровицкий ГЛ. Избранные труды. М., 1995. Педагогическое общение Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют педагогическую работу, часто вызывают острое чувство неудовлетворенности, а порой и сомнения в своей профессиональной состоятельности. Современному учителю очень трудно идти в ногу со временем. Стремительно изменяются условия обучения, по некоторым школьным предметам имеется от 5 до 14 учебников разных авторов. Ученическая среда характеризуется дифференциацией: один полюс образуют дети, которые знают, чего хотят в своей жизни и как этого можно достичь, а на другом полюсе - дети, которые живут одним днем: ничего не хотят и ни к чему не стремятся. Общение с учащимися усложняется как объективными, так и субъективными факторами, что вынуждает учителя вновь и вновь возвращаться к размышлениям о сложных сторонах общения. Какова же психологическая сторона педагогического общения? Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. Педагогическое общение - многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности (В.А. Сластенин и др.). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|