Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 172827

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В то же время отмечаются черты, благоприятствующие развитию сущностных жизненных отношений, — потребность в близких друзьях и в общении с окружающими, отзывчивость (хотя и избирательная), вдумчивость, склонность к творческому мышлению, ответственность в работе. К. Леонгард указывает, что «личности этого типа по натуре серьезны», в связи с чем им свойствены «тонкие, возвышенные чувства, несовместимые с человеческим эгоизмом». Кроме того, «серьезная настроенность ведет к формированию серьезной этической позиции».
У личностей данного типа есть все предпосылки для доминирования сущностных мотивационных отношений и общей ориентации на духовно-нравственные ценности. Однако свойственные им отрицательные черты, прежде всего пессимизм, сильно затрудняют становление сущностного жизненного мира.
5. Эпилептоидный (возбудимый) тип. Резко преобладают черты, неблагоприятные для сущностного развития. Характерна склонность к властолюбию, к сведению отношений, в основном к выяснению, кто выше, кто важнее. Соответственно склонность подчиняться тем, кто сверху, к лести, к лицемерию и ханжеству. Отмечается злопамятность, мстительность, склонность к дисфориям, к ссорам. Типично грубое преследование личных интересов. Характерны также ревнивость, мелочность, придирчивость. Эпилептоиды обычно четко проводят грань, делящую мир на «мое» и «не мое».
Отмечающиеся положительные черты в связи с вышеуказанной гранью в аспекте развития сущностных мотивов также имеют отрицательный оттенок. Есть основательность, способность всегда найти пользу, но именно свою пользу. Аккуратность, бережливость проявляются по отношению к своему — своим вещам, своим порядкам. В известном смысле к положительной черте можно отнести скрупулезность, если ее очистить от мелочности и тенденции превращаться в самоцель.
А.Е. Личко отмечает у эпилептоидов тягу к спортивным занятиям, позволяющим развивать физическую силу, а также возможность увлечений прикладным искусством, ювелирной работой. Он указывает, что многие эпилептоиды любят музыку и пение, получая от занятий ими удовольствие.
Доминирующие мотивы эпилептоидов — карьера, власть, мотивы первенства. Кроме того, значимы материальные стороны жизни — достаток, богатство, ценные вещи, все формы владения и собственности. Они также часто становятся доминирующими мотивами. Сущностные мотивы возможны, но их развитие, особенно в сфере отношений между людьми, обычно затруднено свойственными личностям этого типа чертами. При достаточной выраженности данной тенденции характера общая ориентация на духовно-нравственные ценности маловероятна, жизненный мир остается сложным и трудным.
6. Психастенический (осторожный) тип. Для данного типа характерно сочетание как благоприятных, так и неблагоприятных для развития сущностных мотивов черт. К положительным относятся сильная привязанность к близким, легкая усваиваемость социально-нравственных норм, широкий круг интеллектуальных интересов и увлечений. Однако указанные благоприятные черты сопровождаются весьма существенными неблагоприятными — тревожной мнительностью и впечатлительностью, склонностью к обсессиям, пессимизмом, футуристической направленностью мнительности и тревоги, недоверием к себе, к своим собственным решениям и действиям, нерешительностью, склонностью к сомнениям и колебаниям, трудностями с контактностью.
Увлечения, как правило, интеллектуально-эстетические. А.Е. Личко отмечает «потребность» в них.
Доминирующие мотивы личностей психастенического типа связаны с сущностными сторонами жизни. Вместе с тем при общей ориентации на духовно-нравственные ценности переход к сущностному жизненному миру затруднен свойственными им отрицательными чертами, в первую очередь пессимизмом и тревожной мнительностью.
7. Лабильный тип. Этот тип характеризуется многими чертами, благоприятными для развития сущностных мотивов, и в то же время противоречивостью, наличием затрудняющих их развитие отрицательных свойств. Среди благоприятных характеристик отмечается способность к глубоким чувствам, к искренней и постоянной привязанности, преданной дружбе; повышенная синтонность; общительность, тяга к компании, легкая контактность, причем склонность к эмоциональным контактам; способность интуитивно чувствовать отношение окружающих и отвечать открытой и искренней взаимностью.
Неблагоприятными чертами являются крайняя изменчивость настроения, непостоянство увлечений, легкая внушаемость, исключительная тяжесть переживания неприятностей и несчастий, зависимость отношения к своему будущему от настроения.
Согласно А.Е. Личко, в подростковом возрасте увлечения обычно ограничиваются «общением с товарищами, художественной самодеятельностью, да еще некоторыми домашними животными... Ни одно... не длится долго и скоро сменяется другим». В то же время М.Е. Бурно отмечает, что этим личностям «свойственны глубокие, стойкие чувства привязанности».
Доминирующими обычно являются мотивы, связанные с духовно-нравственными ценностями. Однако отрицательные черты характера сильно затрудняют становление сущностной формы жизни.
8. Шизоидный (застревающий) тип. Данному типу свойственны черты, сильно затрудяющие развитие сущностных мотивов. К ним относятся замкнутость, отгороженность от окружающего, сниженная потребность в общении, низкая синтонность и низкий эмоциональный контакт с окружающими людьми, отсутствие «внутреннего единства» (А.Е. Личко), холодность и сдержанность.
В то же время этому типу свойствен и целый ряд черт, весьма благоприятных для развития сущностных сторон жизни. Это богатство внутреннего мира, способность к сильным привязанностям, сила и постоянство увлечений, их широта, богатство и значимость, высокая потребность в самовыражении, способность к творчеству, созиданию нового. Кроме того, характерны целеустремленность и склонность к организаторской деятельности.
Доминирующие мотивы этих индивидов нередко связаны с сущностными сторонами жизни, особенно в сфере увлечений и глубоких интересов (эстетические и познавательные мотивы). В то же время сущностные отношения с людьми весьма затруднены. Даже сильные постоянные привязанности, любовь часто остаются неразделенными (т.е. несущностными) вследствие замкнутости, отгороженности, низких синтонности и контактности. Постоянство отношения обусловлено в таких случаях не сущностностью, а застреваемостью. Сущностная форма жизни весьма затруднена свойственными этим личностям отрицательными чертами (отгороженностью от окружающего, сниженной потребностью в общении и т.д.).
Следует иметь в виду, что тенденции характера, как и более резко проявленные акцентуации, чаще всего образуют различные сочетания из двух или трех типов. В зависимости от входящих в эти сочетания тенденций благоприятные и неблагоприятные для сущностной мотивации черты последних могут как взаимодополняться, усиливаться, так и компенсировать друг друга. Наиболее удачными для формирования сущностных мотивов можно считать сочетания сензитивного типа с гипертимным, осторожного (психастенического) с гипертимным, вышеназванные сочетания с включением в них застревающего (шизоидного) типа, а также ряд других. При этом имеется в виду, что по своим результирующим характеристикам сочетания тенденций характера будут отличаться от соответствующих сочетаний собственно акцентуаций, в которых обычно наиболее резко проявляются отрицательные черты сочетающихся типов ( К. Леонгард: «Легкая степень отклонений связана чаще с положительными проявлениями, а высокая — с отрицательными»).
В заключение сделанного краткого обзора тенденций характера в аспекте их связей с мотивацией приведем весьма обоснованный, по нашему мнению, взгляд В. К. Вилюнаса на генезис и проявления акцентуаций. В основе всех акцентуаций (тенденций) характера лежат инстинктивные побуждения, выработанные биологической эволюцией для повышения выживаемости вида в изменчивых условиях среды. Предрасположенность к проявлению любой из тенденций в той или иной степени заложена в каждом человеке и может реализоваться в соответствующих условиях. Например, эпилептоидная тенденция в крайне жестких условиях существования (война, криминальная среда и т.п.) проявляется даже у тех, в ком степень расположенности к ней весьма слабая. Таким образом, даже сильно выраженные задатки той или иной тенденции при определенных условиях развития могут быть затушеваны, могут не найти возможностей для проявления, и, наоборот, слабо выраженные — развиться.
§ 6. Доминирующие мотивы и варианты линий онтогенеза
Закономерности и условия доминирования у человека различных по содержанию мотивов рассмотрены в концепции основателя гуманистической психологии А. Маслоу. Согласно А. Маслоу, в каждом человеке заложены от природы так называемые «инстинктоидные» базовые потребности, проявляющиеся в определенной иерархической последовательности (рис. 1.9). В основании иерархической пирамиды потребностей лежат наиболее значимые, жизненно необходимые, которые вместе с тем представляют более низкие уровни мотивации. Продвигаясь вверх по иерархическим ступеням этой пирамиды, человек растет, развивается как личность. Но каждый вышележащий базовый уровень мотивации может проявиться лишь тогда, когда удовлетворены потребности нижележащего уровня.


Рис. 1.9. Иерархия потребностей (по А. Маслоу)
Самый низший (и самый значимый) базовый уровень составляют физиологические (органические) потребности. От их удовлетворения зависит физическое выживание. К ним относятся потребности в кислороде, сне, пище и питье, нормальной (для физического выживания) температуре, отдыхе при высоких физических нагрузках и т.п. Если та или иная физиологическая потребность не удовлетворяется, то она становится доминирующей и все потребности вышележащих уровней перестают быть значимыми, отходят на задний план. Согласно А. Маслоу, хронически голодный человек неспособен к творческой деятельности, отношениям привязанности и любви, стремлению к карьере и т.д.
Следующий от основания пирамиды уровень включает потребности безопасности и защиты, связанные с долговременным выживанием. Это потребности в защите от стихийных бедствий, от хаоса и беспорядков, от болезней; потребности в законности, в стабильности жизни и т.п. Не являясь собственно биологическими, они тем не менее примыкают к самому нижнему базовому уровню мотивации, будучи в целом близким аналогом инстинктивной потребности самосохранения у животных. Эти потребности становятся актуальны тогда, когда достаточно удовлетворены и отходят на задний план физиологические потребности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Притча «Поиски во тьме»
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Мучник М.М. Время в групповом анализе
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Анна Сухова. Кризис
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет)
  • Притча «Жизнь и дела Мастеров»
  • Притча «Про любовь»
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Погодин И.А. Мы – современники конца Света
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Немировская М.А. Развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения
  • Болотова Наталья Викторовна. Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи.
  • Притча «Момент во времени»
  • Почему время ускоряется с возрастом?
  • Братченко Сергей. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА: УРОКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Данченко В. ПРОГРАММА "ДАР"
  • Мораль; Morality; Moral
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Синхрония; Synchronicity; Synchronizitat
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Тело; Body
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Егор Горд. Упражнения для развития уверенности в себе
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Андреева Юлия Александровна. Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Время, стресс и суета. Психология времени
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Исакова Ольга Валерьевна. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Казакова Алия Викторовна. Формирование временных представлений у дошкольников
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Бриггс Э., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь