|
Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 32169
Автор: Талайко С.В.
Название: Психология личности. Курс лекций. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Этапы развития личности по Э. Эриксону:
Стадия Возраст, лет Психосоциальный кризис Сильная сторона Орально-сенсорная 0-1 Базальное доверие-базальное недоверие Надежда Мышечно-анальная 1-3 Автономия – стыд и сомнение Сила воли Локомоторно-генитальная 3-6 Инициативность-вина Цель Латентная 6-12 Трудолюбие-неполноценность Компетентность Подростковая 12-19 Эго-идентичность-ролевое смешение Верность Ранняя зрелость 20 – 25 Интимность - изоляция Любовь Средняя зрелость 26-64 Продуктивность - застой Забота Поздняя зрелость 65 и выше Эго-интеграция - отчаяние Мудрость Зрелость личности Э. Эриксон понимает как ее идентичность . Это очень обобщенное понятие, которое включает в себя проявление психического здоровья человека, принимаемый им образ самого себя и соответствующую окружающему миру форму поведения. Идентичность связана с чувством личной тождественности и исторической непрерывности. Идентичность придает психической жизни ее целостность как форму, которая будет сохранять и направлять все динамические изменения, вызываемые условиями, которые всегда конкретны и исторически обусловлены. В определении идентичности , данном Э. Эриксоном, можно выделить три элемента: 1) молодые люди должны постоянно воспринимать себя "внутренне тождественными самим себе". В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ самого себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим; 2) значимые другие люди также должны видеть "тождественность и целостность" в индивидууме, то есть юным нужна уверенность в том, что выработанная ими внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них; 3) молодые люди должны быть уверенными, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи. Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Э. Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис идентичности или ролевое смешение характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Э. Эриксон подчеркивает, что жизнь - это постоянные изменения. Благополучное разрешение проблем на одной жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем. Эго-идентичность - это борьба "на всю жизнь". В отечественной психологии дается следующее определение кризисы возрастные - особые, относительно непродолжительные во времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями [9, C. 180]. В детском возрасте обычно выделяют "кризис первого года жизни", "кризис трех лет", "кризис 6-7 лет" и "подростковый кризис (10-11 лет). Для периодов кризисов в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при котором учитываются новые, возросшие возможности ребенка, изменение "социальной ситуации развития", смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающими людьми, с одной стороны, и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями, с другой. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и, напротив, смягчаются при правильном воспитании. Значительно менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрытно, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности. 2.2. Гипотетическое построение периодизации развития зрелой личности в ходе жизни ( В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева). Авторы периодизации исходят из того, что для периодизации развития зрелой личности нужны не новые образования, а переиерархизация и более детальное рассмотрение старых. По мере становления личности, по мере того, как индивид из "объекта" формирования превращается в сознательное саморегулируемое существо, то есть становится зрелой личностью, значимость критериев периодизации оборачивается, и на первый план выступают личностные новообразования. Иерархия критериев в детском возрасте имеет следующий вид: 1) социальная ситуация развития; 2) ведущая деятельность; 3) личностные новообразования. Иерархия критериев в зрелом возрасте имеет следующий вид: 1) личностные новообразования; 2) ведущая деятельность; 3) социальная ситуация развития. Таким образом, то, что раньше было определяемым (личность ребенка), становится определяющим (личность взрослого). Авторы периодизации выделили три переломных возраста (около 30, около 40 и около 50 лет) и связали их с переходами между эпохами: молодостью, расцветом и зрелостью. Динамика стабильных и переходных периодов зрелой личности не настолько отчетлива, как в детстве, поэтому вопрос о времени наступления и длительности того или иного периода очень сложен. Зрелая личность - это самовоспитывающаяся система, осуществляющая переход от объекта воспитания к субъекту воспитания, осознающая себя целостностью, включенной в систему общества, в систему деятельности. Зрелость начинается с этапа юности. I. Юность (18-23 года) можно охарактеризовать следующими особенностями: 1) социальную ситуацию развития можно назвать порогом взрослой жизни. Именно с этого возраста начинается развитие личности как настоящее саморазвитие, как сознательное самосовершенствование; 2) это возраст реализации потребности в самореализации, но не в таком обобщенном виде, как у подростков. Эпоха юности делится на два периода: На первом этапе происходит преимущественное личностное самоопределение через установление дружеских связей, поиск "alter ego", слияние своего "я" с "ты" в межличностном общении. На втором этапе ведущей деятельностью является конкретное профессиональное самоопределение: выбор специальности, места работы. Основной смысл этого периода - самоопределение, поиск своего места в жизни. II. Молодость (24 - 30 лет). Первый этап - "время путешествий", поиска себя, выработки индивидуальности, окончательного осознания себя как взрослого человека со всеми правами и обязанностями, переход от "кочевого" образа жизни к "оседлости" (женитьбе), то есть ко второму периоду. Ведущая деятельность - профессиональная. Профессиональная деятельность ставит перед личностью задачу специализации в избранной профессии, приобретения мастерства. В более сложных ситуациях человек решает профессию, вуз. Переход к расцвету (около 30 лет) характеризуется у ряда авторов как сильнейший нормативный кризис). На этом этапе представления о жизни, сложившиеся между 20 - 30 годами, оказываются не совсем верными, жизнь перестает казаться легкой и понятной, иногда рушатся основы образа жизни, перестраивается вся личность. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|