Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения. | Возрастная психология, Психоанализ | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 21 страница



Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения.

Категория: Возрастная психология, Психоанализ | Просмотров: 13129

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Каковы же причины возникновения агрессии к матери и страха перед женщиной, которые, по-видимому, взаимосвязаны? С одной стороны, склонность к агрессии следует рассматривать как последствие неизбежной и необходимой фрустрации и тем самым давней нарциссической травмы, полученной в раннем детстве. Таким образом, направленные на мать реактивно-агрессивные побуждения формируют имаго "злой" матери. С другой стороны, нет оснований усомниться в гипотезе, что у маленького ребенка с самого начала, во всяком случае в его фантазмах, возникает желание присваивать или поглощать, а также измениться, стать взрослым и независимым. Это желание, которое мы позднее обнаруживаем у ребенка в его динамическом стремлении к новому, в его любопытстве, осуществлении всех возможностей, в самораскрытии и жажде большей свободы и автономии в индивидуальном самовыражении, противостоит регрессивным стремлениям и потребности в зависимости28. В своем осуществлении оно определенно апеллирует к отцу. Поскольку в переживании всякое изменение является устранением некоей неполноценности, а любое приращение и новое приобретение означают отнятие чего-то у матери, то есть агрессивное побуждение по отношению к ней, то в результате мобилизуются глубоко укоренённые страхи и чувства вины. Раскрытие собственной личности становится для психического события чрезмерной агрессией, сопровождающейся едва выносимыми страхами возмездия и наказания с полной утратой любви. Вполне вероятно, что "первопричину чувства вины" следует усматривать в том, "что в детстве любой процесс созревания, любое "взросление" переживается как агрессивное присвоение сначала материнской, а затем отцовской власти" (Mendel 1969a, нем. изд., 127).
В боязни зависимости от женщины, в агрессивных побуждениях, направленных против этой зависимости, которые неизбежно сопровождаются переживанием фрустрации и процессом индивидуации, можно увидеть также и более глубокую причину страха перед женщиной. В переживании мужчины этот страх, по-видимому, имеет гораздо большее значение, чем то, которое обычно за ним признают. Так, все большее число исследователей-психоаналитиков полагают, что именно в нем следует усматривать причину страха кастрации или уничтожения и что классический страх кастрации со стороны отца представляет собой лишь трансформацию этих первичных страхов (Lederer 1968, Leuba, Rheingold).
"Добрую" и "злую" архаическую мать не следует понимать как две отдельные сущности; нельзя желать одну, не имея другой. Собственно говоря, как раз стремление к зависимости от "доброй" матери с всемогущим притязанием на вечное удовлетворение потребностей и создает "злую" мать, поскольку именно из-за этого притязания и возникают агрессивные побуждения - во-первых, вследствие реальности, которой не ведома мать, способная всегда удовлетворять все потребности, и, во-вторых, из-за желания присвоить себе и поглотить мать.
Эта активная и реактивная агрессия, направленная на первый объект любви, в свою очередь вызывает чувство вины и страх возмездия в форме уничтожения или лишения любви. В бинарных отношениях между матерью и ребенком страхи и чувства вины ведут обратно ко все большей зависимости, поскольку любовь и защищенность должны быть сохранены любой ценой, а альтернативного выхода из этого порочного круга не существует. В этом смысле тоска по имаго "доброй" матери, не опосредствованная отцом, с внушающим ужас образом злой матери представляет собой чреватый пагубными последствиями круг отношений, из которого нет иного выхода, кроме как через имаго отца. Поэтому слияние и страх тесно взаимосвязаны.
Вспомним вышеупомянутую пациентку. Она могла существовать только в тесном симбиозе со своей матерью, инцестуозное желание как выражение стремления к возврату противостоит, как следует из сновидения, ужасу и отвращению перед возможным насилием со стороны матери, перед инцестом с ней. Однако страх инцеста снова и снова порождает страх оказаться покинутой и тем самым кумулятивно вызывает еще более интенсивное инцестуозное желание. И только через два месяца, снова в связи с "матерью с пенисом" и инцестуозной проблематикой, во сне впервые появляется отец в форме парциального объекта, мыши, которая с садистской жестокостью уничтожается матерью. Мы не можем здесь перечислять отдельные шаги последовательного появления отца в мире фантазий пациентки, сначала как объекта матери, затем как злого объекта, о котором нельзя думать, чтобы не впасть в грех. После того как ее состояние заметно улучшилось, месяцем позже в терапии вновь произошел важный поворот, когда пациентка внезапно воскликнула: "Это удивительно. Какое прекрасное чувство - иметь отца. Я полностью забыла о нем".
На этом фоне, в контексте "злой" и "доброй" матери и соединяющего оба материнских образа порочного круга отношений только и можно, по нашему мнению, говорить о принципе отца и его функции в раннем развитии ребенка.
Мы уже не раз отмечали, что отец занимает позицию третьего, альтернативного объекта, способного помочь ребенку выйти из диады с матерью, избавиться от зависимости от нее. В качестве третьего лица он создает необходимую дистанцию по отношению к образам матери, обеспечивая тем самым возможность свободного личного развития. Вместе со способностью производить разделение на субъект и объект и устанавливать дистанцию между матерью и ребенком появляется своего рода фильтр, то есть система символов. Отец выступает здесь в роли того, кто скажет "нет" зависимости ребенка от первого объекта любви.
С этой позиции отец предстает творцом символа отрицания и обеспечивает то, что Фрейд в статье "Отрицание" называет "первой ступенью независимости... с т гнета принципа удовольствия" (XIV, 15). ""Нет" в жесте и слове... это первая абстракция, которую образует ребенок, первое абстрактное понятие в смысле взрослой психической деятельности" (Spitz 1965, нем. изд., 204). Благодаря способности употреблять отрицание ребенок может отойти от первичного процесса и обретает доступ к вторичному процессу. С этого начинается "очеловечивание рода" (там же). Отрицая принцип удовольствия, отец противостоит безграничному "вовлечению в Я", "подтверждению как замене соединения" и тем самым "эросу", а отрицанием создает "выталкивание из Я" и привносит деструктивное влечение (Freud, XIV, 15).
Ни Фрейд, ни Шпиц не связывали способность к отрицанию с отношением к отцу и его ролью в переживаниях маленького ребенка. Они также не занимались и динамикой отрицания, представляющей собой необычайно драматический процесс. И только тяжелые психотические, психосоматические и психопатические нарушения личности позволили нам понять это психическое событие, лежащее в основе развития зрелой личности. Вместе с отрицанием в ответ на принуждение со стороны материнского образа отец привносит большой риск - риск утраты любви и риск мести "злой" матери, поскольку этим он совершает "наказуемое освобождение от вечного бытия" (Nietzsche 1922, 443) и открывает человеку альтернативный путь к индиви-дуации. Поэтому неудивительно, что в последнее время два исследователя-психоаналитика (Lederer 1968,207 и 222; Mendel 1969a, нем. изд., 189 и 259) независимо друг от друга и с разных исходных позиций пришли к выводу, что наилучшее определение отца в бессознательном ребенка таково: "Отец - это тот, кто не испытывает страха перед матерью, кто может избежать воздействия воображаемого всемогущества материнского образа, кто свободен" (Mendel 1968, нем. изд., 259).
Таким образом, Эдгар Морин, развивая тезис Фрейда о праотце, вправе сказать: "Поразительный феномен, подготовивший и завершивший становление человека, - это не убийство отца, а его рождение" (Morin 1973,186).
В отношении матери Винникотт (Wmnicott 1959) пишет: "Важная роль отца состоит в том, что он создает в матери нечто человеческое, отнимая у нее тот элемент, который в противном случае становится магическим, остается всемогущим и уничтожает материнские качества".
Важным моментом наших рассуждений и, в конечном счете, той точкой, в которой, согласно этим представлениям, должна проявиться функция отца, является страх перед матерью и перед женщиной. Еще в 1932 году К. Хорни выражала удивление по поводу того, что так мало внимания уделяется тайному страху перед женщиной, а Ледерер (Lederer 1968,11) добавляет: если не считать работы Мелани Кляйн, это положение сохраняется и сегодня, что кажется странным. В последнее время усиливаются голоса тех, кто придает большее значение данной проблеме.
В этой связи Юнг (Jung 1952, 721) писал: "Так называемый эдипов комплекс с его инцестуозной тенденцией на этой ступени превращается в комплекс Ионы и кита, который имеет множество вариантов, как, например, ведьма, пожирающая детей, волк, чудовище, дракон и т.д. Страх инцеста превращается в боязнь быть проглоченным матерью".
Однако, по-видимому, это не является вопросом приверженности той или иной школе, поскольку также и Рейнгольд пишет: "Классическая теория утверждает, что мальчик воспринимает своего отца как кастрирующего, когда проявляет сексуальный интерес к матери. В своем клиническом опыте я не нашел подтверждения этому. Я видел только мальчиков, испытывающих страх перед матерью... Некоторые больные отводят отцу определяющую роль, поскольку пытаются сместить источник угрозы. Мужчина всегда боится быть кастрированным женщиной, а не мужчиной". Лейба же добавляет: "Страх кастрации со стороны отца быстро исчезает, но не страх кастрации перед матерью; кастрирующая или фаллическая мать представляет собой основную угрозу в комплексе кастрации у мужчины". Эти же мысли разделяет и Ледерер, который подчеркивает, что ему никогда не доводилось обнаружить противоположную ситуацию. Далее он заключает: "Во враждебности между мальчиком и отцом нет ничего плохого, поскольку они сражаются на одной территории, тогда как борьба между мужчиной и женщиной, напротив, не является равной, особенно если эта женщина - его мать, поскольку он находится в нестабильной ситуации. Угнетающий отец всегда может оказаться уязвимым, не с одной, так с другой стороны; его тирания открывает двери для внутреннего протеста, и только подавление, осуществляемое женщиной, нацелено на то, чтобы сокрушить мужчину. Он боится нанести ответный удар, и в конченом счете у него не остается ни малейшего побуждения к сопротивлению" (Lederer 1968, 201, см. также Ehrenzweig 1967).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Малер М. Сепарация-индивидуация в перспективе
  • Арутюнова Н.С. Влияние кесарева сечения на сепарационные процессы у близнецов
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Симбиоз; symbiosis
  • Доэдипов; preoedipal
  • Анаклитическая (депрессия)
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Аутоэротизм, аугоэротический; auto-erotism, -erotic
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Психологические защиты. Причины проблем взрослых родом из детства
  • Мать; mother
  • Хамитова И.Ю. Семейная история и её влияние на переживание беременности
  • Госпитализм; hospitalism
  • Первичный; primary
  • Воронина Ксения Михайловна. «Мамочка любимая, самая красивая!» Краткосрочный проект ко дню Матери во второй младшей группе
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Анохина Наталья Николаевна. Педагогический проект «Для милой мамочки»
  • Сепарция, мать – ребенок; separation, mother – child
  • Орехова Ирина Григорьевна. Методическая разработка: краткосрочный проект «День мамы» старшая группа
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Самарина Н.П. Взаимодействие матери и ребенка в первые месяцы после рождения
  • Марс Д. Случай инцеста между матерью и сыном: его влияние на развитие и лечение пациента
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Казакова Светлана Анатольевна. КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА
  • Психическая компенсация «неполноценности органа» по Альфреду Адлеру
  • Шпиц Р. - Психоанализ раннего детского возраста
  • Клемешова Ольга Юрьевна. Образовательный проект на тему «Мама милая моя»
  • Инстинкт-теорияи объект-теория; instinct theory and object theory
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Храмова Любовь Юрьевна. Адаптация детей раннего возраста
  • Кольчинаева Екатерина Алексеевна. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста
  • Великая мать; Great Mother; Grosse Mutter
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Балзам Р. Мать внутри матери
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Коростелева И.С. Психосоматическое измерение: процесс сна как нормативный психосоматический феномен и его изменение в ходе развития психики
  • Партиципация Sch0-
  • Развитие эго; ego development
  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • Либидное инфантильное развитие; libidinal infantile development
  • Интеграция; Integration
  • Дубасова Людмила Владимировна. Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми
  • Трансфер; перенос; transference
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Параноидно-шизоидное состояние; Paranoid-schisoid position; Paranoid-schizoide Position
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Морено Дж.Л. Социометрия. Экспериментнальный метод и наука об обществе.
  • Маккаллоф К. Использование ребенком переходных объектов в процессе арт-терапии в ситуации развода родителей
  • Объект; object
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь