Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии. | Психодиагностика | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 21 страница



Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 42394

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Уклонения от этого требования могут идти в различных направлениях. Иногда обращают внимание только на те стороны личности, которыми она выделяется среди других, которые прежде всего попадают на глаза наблюдателю, пренебрегая всем остальным содержанием. Мы думаем, что такая характеристика недостаточна для надлежащей обрисовки личности. Она не дает, во-первых, полного представления о психологическом лице [взрослого] человека или ребенка. Ее можно было бы сравнить с таким портретом, который местами продырявлен или на котором художник во всех тех местах, которые казались ему не имеющими значения, оставил провалы, незакрашенное полотно. Но это не только некрасиво, но может внушить иногда зрителю прямо неверное представление о том, что должно было бы быть на месте этих голых пятен, если бы их зарисовать. Так и подобная характеристика или оставляет нас в недоумении по поводу недостающих в ней черт, или внушает то или иное общее представление о данной личности, которое не всегда будет совпадать с подлинником* К сожалению, наука о личности еще не достигла той высоты развития, на которой наше знание всех связей и отношений между различными психологическими качествами было бы так полно, что позволяло бы на основании какого-нибудь одного признака безошибочно представить себе всю структуру личности.
Другим недостатком характеристик, не менее значительным и тоже наблюдающимся иногда в действительности, является такое усиленное внимание ко всем деталям структуры личности и такая, в конце концов, мозаичность ее, что становится не видно, где главные, наиболее характерные, индивидуальные черты, а где второстепенные, малохарактерные, общие. Из-за деревьев не видно леса. Из-за этого в характеристике утрачивается живое лицо подлинника, то, что делает его самим собой, единственным и неповторимым.
Надо уметь избежать и этого недостатка, хотя для этого каждая характеристика потребует очень большой работы над собой. Прежде всего надо следить, очевидно, за тем, чтобы были правильно переданы соотношения между составными
76
частями характеризуемой личности. То, что ярко, что выделяется, то, очевидно, должно быть подчеркнуто в Характеристике и поставлено на первый план; менее яркое, невыделякн щееся, следует отодвинуть.
Но особенно сильно и наиболее часто портит психологические характеристики пренебрежение тем обстоятельством, что каждая форма активности тесно связана с соответствующим ей содержанием* Нет памяти просто, а есть память на те или иные содержания; можно говорить не о восприятиях вообще, а о восприятиях определенных содержаний; не о внимании просто, а о внимании к какому-то «нечто» и с какой-то определенной целью и т.д. В порядке обще психологических анализов мы отделяем форму активности от содержания и делаем тс или иные общие выводы относительно каждой части особо, но там мы оговариваем всегда, что делаем это по праву абстракции, что в действительности живой процесс поведения представляет всегда единство формы активности с ее содержанием.
Можно ли допустить то же самое при составлении характеристики индивидуальной личности? Конечно, нет. Мы должны передать характеристикой все краски, которыми пестрит поведение ребенка, все его содержание, не только скелет, но и ткани, одевающие этот скелет, — словом, нужно сделать характеристику личности ее психологическим портретом...
Итак, очевидно, что, для того чтобы составленная на основании наблюдений характеристика удовлетворяла всем изложенным выше требованиям и была живым портретом личности, а не мертвой схемой ее, она должна составляться на основании всех данных, имеющихся у нас о структуре личности, как последняя проявляется в своем поведении. Характеристика составляется на основании анализа данных поведения и является, в сущности, не чем иным, как общим выводом из этих последних. Каждое ее положение должно являться общей формулой однородных данных поведения и потому всегда быть фактически обоснованным.
Чтобы характеристика правильно передавала соотношения между отдельными сторонами личности *и была портретной, если можно так выразиться, надо исходить при ее составлении от целого, а не от частей. Другими словами, нужно помнить, какое действительное значение в жизни ребенка имеют те или иные черты и как они обычно проявляются в общей совокупности его поведения. В целях такого постоянного общения с живым образом ребенка при составлении его характеристики мы считаем
77
очень полезным чаше обращаться к записям наблюдений в их цельном виде, к поведению ребенка, как таковому; продукты анализа, распределенные по отдельным графам, располагают к мозаинности в характеристике и к схематизации ее. Путь анализа всегда есть путь научного исследования, что бы мы ни изучали; думать, что при изучении личности можно идти каким-то другим путем, минующим всякий анализ, значит не понимать самой сущности научного исследования...
Но вслед за тем должно последовать обратное движение — синтетического воссоздания целого.
Составление характеристики является как раз этим звеном общего исследовательского пути. Мы сделаем только половину дела, если не сумеем на основе аналитического исследования дать синтетический образ личности в ее общей характеристике. И хотя, как сказано было, продукты анализа сами по себе могут иногда давать те или иные ответы на вопросы педагогической практики, их значение неизмеримо возрастет, когда они будут приведены в связь друг с другом, в стройную и цельную систему.
Синтетической роли характеристики должно в сильной степени содействовать правильное уяснение сущности творческой деятельности как синтетического понятия. Пока мы искусственно сводим творчество к одной функции («творческое воображение»), особенностями которой объясняем все индивидуальные различия, до тех пор и здесь мы находимся в плоскости исключительно аналитического исследования (и притом неверного по самому подходу к предмету); и только тогда, когда творческая деятельность ребенка или взрослого уясняется как некая координация всех частных форм активности личности и его внутренних сил в едином целостном процессе, достигается возможность путем изучения ее со стороны содержания, развития и различных индивидуальных особенностей подойти к синтезу личности,
Таким образом, путь составления характеристики будет таков: разложив все поведение ребенка на последние элементы, тщательно изучив каждый элемент в отдельности, мы следим затем и показываем в характеристике, как все эти элементы вплетаются в живую ткань личности ребенка, обусловливая своими всевозможными комбинациями и переплетениями, а равно взаимным влиянием друг на друга ее общие особенности в детском возрасте и индивидуальные различия отдельных детей.
78
Эрнст Кречмер
[Клиническое наблюдение:
экспертиза]1
Здесь мы собираемся рассмотреть общие основания для выработки серьезного медицинского суждения. Ярче всего они проступают там, где от врача требуется, чтобы он высказал свое мнение, В идеале следовало бы рассматривать каждый случай из медицинской практики так, как если бы относительно него надо было бы дать экспертное заключение.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Наталья Сысолятина. Памятка для родителей 'Как правильно говорить с детьми'
  • Каменских Ольга Михайловна. Проект «Моя мама лучше всех»
  • Асевова Лайла. Проект «Моя семья» старшая группа
  • Худякова Вера Анатольевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. «ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Косенкова Надежда Владимировна. Консультация для родителей 'Роль родителей в развитии речи детей!'
  • Как влияет на наш характер порядок рождения
  • Дудкина Елена Викторовна, Николаева Галина Петровна. Консультация для родителей детей с ОВЗ «Играем дома с детьми аутистами»
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».
  • Корнева Татьяна Александровна. Развитие ребёнка в семье и важные моменты семейного воспитания
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Желтова Светлана Александровна Шагинова Елена Александровна. Консультация для родителей: «Как научить ребёнка хорошим манерам».
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Замятина Александра Владимировна. Гиперактивный ребенок в семье
  • Закономерности психических систем
  • Казакова Елена Андреевна. Консультация для родителей «Вежливые дети»
  • Почему родители живут дольше бездетных?
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Кудинова Ирина Борисовна. Сказкотерапия как средство формирования семейных ценностей
  • Редактор. Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка
  • Рудакова Елена Владимировна. Совместные занятия физическими упражнениями детей и родителей
  • Родительское собрание «Психологический климат в семье. «Взаимоотношения в семье»
  • В поисках спутника жизни не пропустите близнеца
  • Дятлова Марина Георгиевна. Жестокое обращение с детьми
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Как общаются дошкольники?
  • Кравцова М.М. Дети-изгои. Помощь родителей
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Новикова Олеся Николаевна. Как сделать ребенка послушным
  • Писарева Людмила Викторовна. Практическое руководство для родителей: «Безопасность Вашего ребенка»
  • Кандакова Любовь Александровна. «Совместный отдых – путь к семейной гармонии»
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Авакян Лариса Васильевна. Пути повышения педагогической культуры родителей
  • Небогатых Наталья Ивановна. «Страхи детей, что прячется за ними?»
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Хрыкина Александра Викторовна. Консультация для родителей «Как проявляется застенчивость у детей старшего дошкольного возраста?»
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Ковина Юлия Викторовна. Родитель — ребенок — педагог
  • Белан Юлия Александровна. Консультация для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».
  • Жила-была одна девочка... от админа.
  • Ирина Петракова. Консультация для родителей «Как организовать летний отдых с ребенком»
  • Рапелова Мая. Консультация для родителей 'Капризы и их предупреждения'
  • Редактор. Как научить ребенка общаться
  • Панкова Екатерина Сергеевна. Патриотическое воспитание в семье



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь