Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 71762

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Не исключена возможность возникновения галлюцинаций при раздражении периферических рецепторов, например слуховых при заболеваниях уха (В. М. Бехтерев, 1954), или корковой части анализатора (С. Ф. Семенов, 1965), что может быть использовано в выявлении очага поражения. Однако в том и другом случае предполагается наличие особого функционального состояния корковой зоны одного или нескольких анализаторов. Доказательством этого являются достижения учения о функциональных системах. В частности, Д. М. Менде-левич (1980), проводя ЭЭГ-исследования у больных с вербальным галлюцинозом, показал, что в патогенетический механизм вовлечены не только локальный патологический очаг в отдельных областях полушарий большого мозга, но и нижележащие структуры соответствующей функциональной системы. По нашим данным (исследования Ю. А. Елизарова, 1973), при галлюцинациях грубо нарушены адаптационные способности как данного, так и других анализаторов.




52
53

К предрасполагающим, провоцирующим и определяющим появление и существование галлюцинаторных переживаний факторам относится сенсорная депривация и так называемый сенсорный вакуум, сопровождающиеся тревожными опасениями и ожиданием угрозы (О. Н. Кузнецов, В. И. Лебедев, 1972). В галлюциногенезе имеет значение общая установка и направленность внимания, что доказал В. Милев (1979) с помощью ассоциативно-галлюцинаторного эксперимента.
В последнее время отмечен ряд особенностей галлюцинаторной симптоматики в зависимости от локализации поражения. Так, Н. Н. Бра-гина, Т. А. Доброхотова (1981) и В. Я. Смирнов (1976) указывают, что лишь при поражении правого полушария наблюдаются обонятельные и вкусовые галлюцинации. Предпочтительнее зрительные и невербальные слуховые обманы. Они нечетки, смазаны, лишены пространственной и временной определенности, проецируются в темное поле зрения закрытых глаз, их видят во внешнем пространстве, но «внутренним оком» или во внутреннем поле зрения, нередко затушевывают реальные предметы (С. Ф. Семенов, 1965). При поражениях левого полушария преобладают вербальные слуховые галлюцинации, а зрительные наделены конкретной пространственной и временной ориентацией (экстрапроекцией).
Е. А. Попов (1941) разрабатывал теорию происхождения галлюцинаций с позиций физиологического учения И. П. Павлова, объясняя феномен наличием в коре парадоксальной фазы и инертного возбуждения. Однако в целом патофизиологические механизмы галлюцинаций остаются недостаточно изученными.
Расстройства памяти
Память — психический процесс, выполняющий функцию накопления, сохранения и воспроизведения опыта (представлений) чувственного и рационального познания человеком окружающей среды и самого себя, что обеспечивает дифференцированное его приспособление. Основными функциями памяти являются запоминание (запечатление), сохранение (объем памяти), воспроизведение и забывание. По характеру преобладающей активности память делят на образную (зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и осязательную), двигательную (моторную), эмоциональную и логически-смысловую (словесно-логическую); по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную; по продолжительности закрепления и сохранения материала — на кратковременную и долговременную (П. И. Зинченко, Г. К. Середа, 1977).
При запоминании происходит фиксация, закрепление нового путем связывания, консолидации его с ранее приобретенным. Сохранение в памяти ранее воспринятых образов в значительной степени зависит от значения этого материала для личности и участия его в деятельности. В процессе воспроизведения происходит актуализация материа-


54

ла долговременной памяти и перевод его в оперативную память. При этом существенную роль играет узнавание, то есть воспроизведение чего-то в условиях повторного восприятия. Воспроизведение (репродукция) тесно связано с процессами сохранения материала в памяти и забывания. Последнее больше затрагивает давно воспринятый и не вовлекаемый в активную психическую деятельность материал, однако установлено, что он «не стирается» полностью, а переходит из актуальных в латентные слои запечатления. Забывание рассматривают как результат торможения, в том числе проактивного (со стороны предшествующего возбуждения) и ретроактивного (со стороны последующего возбуждения), и торможения интерферирующими (побочными) воздействиями.
По современным данным, процессы памяти осуществляются при участии не только модально-специфических корковых центров анализаторов, но и неспецифических структур, в том числе образований так называемого круга Пейпеца (гиппокампа, мамиллярных тел, зрительного бугра и поясной извилины), а также ретикулярной формации.
А. Р. Лурия (1974) отмечал, что память — это не простое запе-чатление образов, а активная мнестическая деятельность, которая обеспечивается сложной системой совместно работающих отделов мозга. Взаимодействие модально-специфическнх гностических отделов коры с речевыми зонами обеспечивает включение приходящей информации в смысловую систему языка и в словесно-логическую систему памяти, то есть переход памяти на более высокий уровень организации. Активная избирательная мнестическая деятельность является результатом функций лобных долей. Стволовые отделы и ретикулярная формация создают необходимые для этого тонус коры большого мозга и оптимальную подвижность нервных процессов.
В закреплении образов в долговременной памяти большое значение отводят функциям синаптического аппарата нейронов, циркуляции возбуждения по нейронально-глиальным функциональным системам, перестройке молекул нуклеиновых кислот в этих гистоструктурах. Установлено, что с раннего детского возраста способности запоминания постепенно совершенствуются (вначале образная, затем смысловая память), достигая своего оптимального развития к 20—25 годам. На этом уровне память сохраняется до 40—45 лет, после чего постепенно ухудшается, особенно механическое запоминание нового материала. В пожилом и старческом возрасте заметно страдает запоминание нового и текущих событий, хорошо сохраняется способность воспроизведения впечатлений детства (закон обратного хода памяти, по Th. Ribot, 1881). Длительное время могут сохраняться навыки логически-смыслового запоминания и профессиональные, за счет чего компенсируется недостаточность других мнестических функций.
Мнестические функции колеблются в определенных пределах под влиянием различных факторов повседневной жизни — утомления, недосыпания, эмоций, соматических заболеваний. Поэтому к врачам неред-

55

ко обращаются здоровые люди с жалобами на дефекты памяти (забывчивость, затруднение в срочном припоминании). Отмечено, что преобладание механической памяти далеко не всегда сочетается со способностями творческого использования ее запасов, что может быть причиной обращения практически здоровых людей за медицинской помощью.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кровяков В.М. Психотравматология.
  • Иванец Н. Н. - Психиатрия и наркология
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Овсянников С.А., Цыганков Б.Д. Пограничная психиатрия и соматическая патология. Клинико-практическое руководство.
  • Каннабих Ю.В. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ
  • Редактор. ЭНДОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
  • Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Ягнюк К.В. Формулировка случая психотерапии: значение для клинической практики
  • Пустовойт М.М. О целесообразности интеграции психоаналитического и психопатологического методов исследования в психиатрии
  • Шнайдер Курт. Клиническая психопатология. 14-е неизменное издание с комментариями Герда Хубера и Гизеллы Гросс.
  • Завилянский И.Я., Блейхер В. М., Крук И. В., Завилянская Л. И. - Психиатрический диагноз
  • Серебрийская Л.Я. Реформа психиатрии в Москве
  • Романовский В.А. Методология клинического диагноза в психиатрии и психотерапии.
  • Нейропсихиатрия; neuropsychianry
  • Грин А. Психиатрия.
  • Обухов С.Г. Общая психопатология и психические расстройства детского и подросткового возраста.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Александер Франц. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение.
  • Ракитин Михаил Михайлович. Клиника и диагностика психопатий.
  • Горшков А.В. Краткий курс по судебной психиатрии
  • Юнг Карл Густав. Работы по психиатрии. Психогенез умственных расстройств.
  • Орто психиатрия; оrthо psychiatry
  • Душевная болезнь; психическое расстройство; Mental illness; Geistkrankheit
  • Кронфельд Артур. Психология в психиатрии.
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Меграбян А. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
  • Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов.
  • Мелихов Д. М. Психиатрия и проблема духовной жизни.
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Паттерсон Сесил, Уоткинс Эдвард. Транзактный анализ: Берн
  • Исагулова Е.Ю. Особенности формирования, клинической динамики, диагностики и коррекции нарциссического расстройства личности (на примере рассмотрения клинического случая)
  • Вроно Е.М. Суицидология в России - немного истории
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Александер Франц - Психосоматическая медицина: Принципы и практическое применение
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Виггинс О., Шварц М., Норко М. Прототипы, идеальные типы и личностные расстройства.
  • Виггинс О., Шварц М., Норко М. Прототипы, идеальные типы и личностные расстройства.
  • Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.
  • Кондратьев Ф. В. Современные культовые новообразования.
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Области человеческого бессознательного - Данные исследований ЛСД
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Соколова Людмила Викторовна. Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Васильева Александра. Консультация для родителей «Помогите ребенку расти здоровым!»
  • Романовский В.А. Психогении. Невротические реакции, неврозы, невротические развитие.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь