Томашек Нино. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 12869

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

5.4.1. Приемы экстернализации
Как мы уже упоминали, в результате экстернализации проблем клиент может освободиться от описаний проблем, которые, возможно, в настоящее время отягчают его жизнь и его отношения с другими. Если клиент освободится от этих убеждений о проблеме, он сможет распознать некоторые аспекты пережитого опыта, которые он до сих пор не воспринимал. Они попросту не были видны при господствующих тогда взглядах на проблему. Эти аспекты Михаэль Вайт обозначил ключевым понятием - «единственный выход», то есть неповторимые, единственные в своем роде события. В соответствие с этим, способы действий в консультировании можно классифицировать следующим образом:
1. Расспросы о «единственном выходе»:
Посредством прямых вопросов:
♦ Можете ли Вы вспомнить ситуацию, когда Вы могли «уступить» проблеме, но не сделали этого?
♦ Может быть, Вы можете назвать случаи, когда Ваши отношения с коллегами были более
рый гласит: «человек, у которого есть проблема, сам является проблемой»».

крепкими и здоровыми и едва ли «страдали» от проблемы?
Посредством непрямых вопросов:
♦ По каким признакам я, на Ваш взгляд, узнаю из событий, о которых Вы мне рассказали, что вы все еще имеете определенное влияние на существующую проблему?
♦ Как Вы думаете, какие аспекты этих событий мои коллеги посчитают наиболее интересными?
2. Расспросы о прежних интерпретациях:
Посредством прямых вопросов:
♦ Когда Вы в первый раз осознали, что Вы решили попробовать для себя что-то новое?
♦ Если это был перелом для Ваших отношений с другими, какие новые события могли бы тогда указать на то, что Вы взяли новый курс?
Посредством непрямых вопросов:
♦ О чем, по Вашему мнению, говорят мне эти усилия, которые Вы прилагаете, чтобы двигаться в новом направлении?
♦ Вы можете себе представить, почему мои коллеги рассматривают эти усилия как перелом?

3. Расспросы о бывших/новых определениях:
Посредством прямых вопросов:
♦ Что говорит Вам самое важное о себе самом?
♦ Вы полагаете, что новый образ Я, который пришел с новым направлением, подходит Вам лучше, чем прежний? Если да, то почему?
Посредством непрямых вопросов:
♦ Что важное говорят мне эти изменения о Вас, как человеке?
♦ Какие аспекты Ваших отношений с другими сейчас очевидны для других, которые мы, впрочем, оставили без внимания?
4. Вопросы об отношении к самому себе:
♦ Как это знание о самом себе влияет на Ваше самосознание?
♦ Как Ваше решение не «сотрудничать» с проблемой влияет на Ваше отношение к самому себе?
5. Вопросы об отношениях с другими:
♦ Как Ваши точки зрения влияют на продолже
ние существования проблемы, на Ваши отно
шения с другими?

6. Расспросы о прежних возможностях:
Посредством прямых вопросов:
♦ Как Ваше знание о самом себе влияет на Ваш
следующий шаг?
Посредством непрямых вопросов:
♦ Как Вы думаете, какие возможности я вижу
для Вас в ближайшем будущем с теми знани
ями, которые я имею о Вас?
Из этого следуют:
7. Повторные вопросы об отношении к самому
себе:
♦ Как это повлияет на Ваше отношение к самому себе, если Вы воспользуетесь некоторыми из этих новых возможностей?
♦ Как это повлияет на Ваше самопонимание, если Вы обнаружите новые шансы, которые предлагает новое направление?
8. Повторные вопросы об отношениях с другими:
♦ К каким отличиям Ваше новое самопонима
ние приведет в Ваших отношениях?
Таким образом, процесс экстернализации проблем и интернализации ресурсов можно разделить на 3 этапа:

1. Расспросы о значимом влиянии проблемы на жизнь людей и их отношения с другими;
2. Расспросы о значимом влиянии человека и его отношений с другими на «жизнь» проблемы;
3. Создание нового экстернализованного описания проблемы клиентом и коучем.
5.5. Возможность (ре-)конструкции системы: сцена отношений
Сцена отношений, как ее используют в системно-конструктивистском коучинге, изначально пришла в него из системной семейной терапии, где она обозначается как «семейная сцена». При этом речь идет о деревянной доске размером 50*50 см с набором фигур различной величины и цвета, которые позволяют «ввести» членов системы (организаций, отделов, команд и т. д.) и «... символически представить отношения с близи и дистанцировавшись». В процессе консультирования коуч спрашивает клиента о том, интересно ли ему представить свою проблемную ситуацию наглядно на сцене. Как правило, клиенту любопытен этот метод, и он, при чутком руководстве коуча, отваживается на символизацию проблем и отношений. Коуч презентует сцену отношений и,

например, объясняет так: «Это - сцена отношений, так мы ее называем. Прежде всего, она служит для того, чтобы представить отношения разных людей друг с другом. Также можно сказать, что в данный момент это - сцена, которая означает ВАШ МИР. Теперь я хотел бы попросить Вас ввести на эту сцену людей, которые играют какую-то роль в Вашей проблемной ситуации».
Искусство консультирования, прежде всего, заключается в том, чтобы осторожно обращаться с клиентом и его установками и не испугать его плохо подготовленными и не нужными ему вопросами и интервенциями. При работе со сценой отношений коуч должен действовать не менее осторожно. Главное правило при выводе на сцену системы клиента - это должна быть система клиента. То есть, консультант никогда не должен «прикладывать руку» к тому, что касается персонифицированных фигур на сцене. Он должен действовать с ориентацией на процесс с крайним уважением и почтением к «режиссеру», который инсценирует свою тему на сцене отношений, используя для этого конструктивно-конструктивистскую беседу. Его функция здесь - с помощью (рефлексивных) вопросов дать возможность клиенту образно/наглядно «увидеть», как с его точки зрения сконструирована его собственная система и как отдельные люди относятся друг к другу. Цель консультанта - распознать взаимосвязи и выяснить субъективную точку зрения клиента.
Сцена отношений помогает клиенту опредмечивать свою проблемную ситуацию, которая, как правило, прямо или косвенно связана с другими людьми, то есть, с одной стороны, образно представить ее и, с другой стороны, сделать доступной влиянию и, вместе с тем, обработке. Даже сам ввод фигур влияет на устоявшиеся взгляды на проблемную ситуацию и ее участников. Ведь сцена в большинстве случаев стоит на небольшом столе между клиентом и консультантом, и клиент имеет возможность рассмотреть свою систему с птичьего полета и вместе с тем еще больше стать наблюдателем самого себя и ситуации.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Феденых Наталья Владимировна. Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР
  • Королёва Татьяна Евгеньевна. Собственная методическая разработкаРеализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ
  • Поповичев С.В. Легко солгать тяжело
  • Татьяна Костина. Занятие в старшей группе 'Пейте, дети, молоко - будете здоровы'
  • Щеголихина Ольга Яковлевна. Новогодние шары
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • Немирко Елена Анатольевна. Краткосрочный проект «За животным я понаблюдаю»
  • Абрамова Г. С. - Графика в психологическом консультировании
  • Войнич Наталья Юрьевна. Творческо-информационный проект «Осень-чудная пора…» в средней группе
  • Смирнова Ксения Викторовна. Проект для средней группы дошкольного возраста «Ветеринарная станция «Котофей»
  • Притча «Решение проблем»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Актуальность проблемы полового воспитания. Формирование гендерных стереотипов.
  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Татарников Е.А., Богатырева Н.А., Бутова О.Ю. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы
  • Суховарова Наталья Александровна. Творческий проект «Разноцветные носочки»
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Прохорова Олеся Викторовна. Рабочая программа по курсу «Экологическое воспитание»
  • Ломакина З.В. Смоловская И.В. Федосова С.Ю. Использование интегративного театра в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ
  • Игнатьева Т.В. Тренировочные вопросы (500 вопросов) для проверки готовности ребенка к школе. В 2-х частях
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Винер Дж., Майзен Р., Дакхэм Дж. - Супервизия супервизора. Практика в поиске теории. Supervising and Being Supervised: A Practice in Search of a Theory
  • Ермолаева Алла Александровна. Система адаптационных мероприятий в ДОУ
  • Нельсон-Джоунс Р. - Теория и практика консультирования
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Протасов В.Н. Теория права и государства. Вопросы и ответы
  • Рязанова Юлия Константиновна. Организация инновационной деятельности в дошкольном образовании
  • Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент. В 2 томах
  • Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике
  • Британ Нина Васильевна. Конспект нетрадиционного (КВН викторина) родительского собрания во второй младшей группе «Семейный КВН»
  • Главный Редактор. Сценарий 23 февраля - викторина для будущих защитников Отечества
  • Лапина Светлана Алексеевна. Карандашница-подставка
  • Трубецкова С.В. Физика. Вопросы - ответы. Задачи - решения
  • Лисина-Бабарик Наталья Леонидовна. Занятие по математике в подготовительной группе «Путешествие к королеве Математике»
  • Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования
  • Абдулаев М.И. Теория государства и права
  • Баутина Елена Александровна. Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ
  • Трапезникова Ольга Сергеевна. Конспект ННОД Тема: «Птицы города - воробьи»
  • Гуревич А. М. - Ассессмент: принципы подготовки и проведения
  • Геллерт Манфред, Новак Клаус - Все о командообразовании: руководство для тренеров
  • Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. Под редакцией
  • Михляева Дарина Владимировна. Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»
  • Притча «Человек, который жаждал знания»
  • Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований
  • Маслова В.М. Управление персоналом
  • Бурлачук Л.Ф. - Психодиагностика: Учебник для вузов
  • Technique decision. Descartes Square
  • Джон Уитмор Коучинг высокой эффективности
  • Языкова Ольга Юрьевна. Мастер класс 'Пасхальные капанки'
  • Людмила Менькова. Конспект занятия по развитию связной речи



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь