Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218077
Автор: Сонди Леопольд.
Название: Учебник экспериментальной диагностики влечений: Глубинно-психологическая диагностика и ее применение в психопатологии, психосоматике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакологии, профессиональном, семейном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ГЛАВА 5
СУЩНОСТЬ ТАНАТОС-ФАКТОРА S Сущность фактора s заключается в потребности разрушения и саморазрушения, в садизме и мазохизме, в активности и пассивности. Это садомазохистский фактор в судьбоаналитической системе влечений, это — радикал деструкции. Само обозначение фактора s происходит от слова «садизм». Сила, которая способна разрушать даже прочно сложившиеся связи, безвозвратно уничтожать более крупные жизненные структуры, разрушать прекрасные эротические союзы, постоянно противодействовать любой устремленности к единству и целостности, разъединять единое, которая символизирует гибель для всего живого, именно эта брутальная, мертвящая сила влечения и пребывает в факторе s. Все, что приходит в упадок и исчезает, что разрушается и распадается, что страдает и умирает, что связано со смертью и самоубийством, не может обходиться без содействия фактора s. Этот фактор отличается наибольшей мощностью среди всех элементов, приводящих к упадку и распаду; это наиболее ужасный среди всех «вызывающих панику призраков»; он наиболее брутален среди всех сил, приводящих к смерти; испокон веков именно он подстрекал к разбойничным набегам и войнам в жизни народов и к любым внутренним войнам в душе конкретных людей. Фактор h является фактором эроса, а фактор s — танатоса. Греческое слово «танатос» означает: • естественную смерть; • насильственную смерть, убийство; • смертную казнь; • непосредственно труп, мертвое тело. Как фактору h в учении о влечениях 3. Фрейда соответствует влечение к жизни, так фактору s — влечение к смерти. В нашей системе влечений оба этих фактора являются не влечениями, а просто латентными движущими силами, потребностями, из которых потом и образуется сексуальное влечение, вектор S. (См. далее объяснения, касающиеся вектора S). Особой энергией влечения фактора h является либидо, а энергией фактора s — мортидо; последний термин Пауль Федерн* советовал применять для названия специфической энергии влечения к смерти". Известно, что 3. Фрейд после довольно длительных размышлений и колебаний*" решился ограничиться лишь двумя основными влечениями, а именно эросом в качестве влечения к жизни и танатосом как влечением к смерти****. Все другие противоположности в жизни влечений — например, стремление к самосохранению и сохранению рода, любовь к Я и любовь к объекту, определенные Фрейдом в его более раннем учении о влечении, в новой концепции системы влечений попадают у основателя психоанализа в область эроса. Целью эроса является связывание (соединение), а танатоса — разрушение (разъединение). * При рассмотрении сущности этого фактора необходимо помнить о том, что в работе «По ту сторону принципа наслаждения» (1920) Фрейд оперирует следующими тождествами: «Мы исходили, — пишет Фрейд, — из четкого разграничения влечений сферы Я = влечениям к смерти и сексуальных влечений = влечениям к жизни... С самого начала наша концепция носила дуалистический характер, причем сегодня она стала еще более четкой; это произошло после того, как мы стали обнаруживать противоположность не между влечениями Я и сексуальностью, а между влечениями к жизни и к смерти»*****. Очевидно, что влечения сферы Я Фрейд приравнял к влечениям смерти; тезис, который даже в кругах психоаналитиков вызывает резкую критику и споры******. Чуть позднее справедливость идей Фрейда была подтверждена экспериментальной диагностикой влечений. Нам лишь пришлось чисто экспериментальным путем четко отделить друг от друга и более точно определить отношение пары противоположностей эрос-танатос, с одной стороны, к сексуальной жизни, а с другой — к жизни сферы Я. *П. Федерн (1871-1950) — австроамериканский психоаналитик. О семье Федернов в Вене говорили: «Где Федерн бывает, там мир пребывает». С 1902 г. П. Федерн является участником Фрейдовского общества. В 1919 г. опубликовал книгу Психология революции: общество-безотцовщина». В 1926 г. Федерн издал «Психоаналитическую хрестоматию для народа». Наибольшие научные заслуги Федерна — в области психологии Я и терапии психозов, работы на эту тему собраны в книге «Психология Я и психозы» (1952). — Примеч. пер. ** Federn Р.: Ich-Psychologie u. die Psychosen. Huber, Bern u. Stuttgart, 1956, S. 108,145L, 259f., 312-314,336. ***Freud S.: Abriss der Psychoanalyse. Ges. Werke, Imago Pub. London, Bd. XVII. 70. ****Freud S.: Jenseits des Lustprinzips (1920). Ges. Sehr. Bd. VI. Int. Psa. Verlag, Leipzig/Wien/ Zьrich, 1925. S. 191. *****Ebenda: S. 245. ******Lampel-De Groot, J.: Anmerkungen zur psychoanalytischen Triebtheorie. Entfaltung der Psychoanalyse. Hg. von A. Mitscherlich, Klett, Stuttgart, 1956. S. 194 ff. 1. Предваряя наши дальнейшие рассуждения, обратим внимание читателя на следующие факты: сексуальные функции h и s находятся в близкородственных отношениях с определенными функциями Я. 2. Эрос-фактору h в жизни сферы Я соответствует стремление Я к партиципации, к праформе проекции (- р), то есть р-функция. Партиципацией мы называем — в соответствии с взглядами Леви-Брюля — стремление Я к единению, равенству, родственности с другим Я. В то время как эрос — в качестве фактора h — обусловливает и поддерживает перенос либидо, а этим создает чисто эротические связи между двумя любящими, проективная партиципация — в качестве прафункции Я — переносит энергию бытия, «потестас» (властелин, вельможа) со своего Я на Я другого человека. Это означает, что мощь бытия в качестве власти и влияния переносится сферой Я на другого человека, вызывая посредством этого единение двух Я в форме «дуалюнъон» (симбио-тический союз двоих). Дуалюньономмы называем бытие своего ЯвЯ другого человека. Таким образом, на основании экспериментального анализа влечений и сферы Я мы можем допустить существование двух различающихся в своих корнях форм единения двух живых существ: а) эротическую и b) эгоформную. Эротическое единение с другим человеком питается из эротического источника фактора h, то есть из либидо. Эгоформное единение с Я другого человека питается из источника власти и влияния фактора р, из энергии влечения, присущего бытию Я, энергии, которую мы называем потестас. Это единение с Я другого человека как раз и возникает в результате переноса мощи бытия, потестас*. Следовательно, эротическое единение двух живых существ является либидозным слиянием в любви. Эгоформное единение является потестасным единением двух существ в Яна основе переноса власти и влияния. Феноменологически эротически-либидозное слияние по временам может вполне совпадать с потестасным бытием в Я другого человека. Но такая симультанность наступает далеко не всегда. Два человека могут непреодолимо притягиваться друг к другу эротически, и в то же время не иметь никакой возможности быть едиными в Я. Именно эти различия в эросе и в сфере Я наиболее часто делают совместную жизнь двух людей столь трудной. 3. Танатос-фактору s в сфере Я соответствует негативная k-функция, избыточный негативизм (- !k, — !!k, — !!!k). Это сверхдавление негативной k-функции мы называем эгоформной деструкцией, или самодеструкцией Я. Персона разрушает — чаще всего в состоянии отчаяния — любой идеал в сфере Я или в сфере материального обладания, саботируя этим свое собственное Я в его возможностях добиваться власти. Таким образом мы дифференцируем различающиеся уже в самих корнях два вида деструкции: a) садистическое, танатосное разрушение; b) эгоформное, кататониформное, негативистское разрушение. Танатосная форма разрушения питается из энергетического источника фактора s, из мортидо, т.е. она проявляется мортидозно. Эгоформная деструкция черпает свою энергию разрушения из энергетического источника фактора k, то есть из энергии Я, присущей кататониформному отрицанию. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|