Крайг Грэйс. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 142799

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 2. Теории развития человека введение
Некоторые ученые считают это объяснение м е х а н и с т и ч е с к и м, уподобляющим людей машинам, которые приводятся в действие входным сигналом (стимулом) и в ответ на него вырабатывают выходной сигнал (реакцию),
Бихевиористы не занимаются анализом того, что происходит между стимулом и реакцией.
С их точки зрения, психика — и ее внутренняя работа в особенности — практически недоступна наблюдению и описанию извне, с позиции стороннего наблюдателя. Они отказывают людям в способности точно описывать свои мысли и чувства. Будучи последовательными, бихевиористы не признают ни бессознательных, ни генетических детерминант поведения.
Бихевиористскую модель человека также называют детерминистской. Все в поведении индивида, включая ценности, установки и эмоциональные реакции, согласно этой модели, определяется воздействием внешней среды в прошлом либо в настоящем. Поэтому такие понятия, как вина, уважение и достоинство, по мнению бихевиористов, неуместны при описании поведения человека. С точки зрения бихевиоризма, поскольку люди являются продуктами всех эпизодов своей
личной истории научения, их поступки не заслуживают ни похвал, ни порицания. Эту идею выражает название книги современного теоретика научения Б. Ф. Скиннера — «За рамками свободы и достоинства» (Beyond Freedom and Dignity, 1971). В этой книге Скиннер проводит мысль о том, что человеческое поведение запрограммировано и, таким образом, не подвластно контролю индивидуума.

ДЕТЕРМИНИСТСКАЯ МОДЕЛЬ Точка зрения, подразумевающая, что ценности, установки, формы

- ^^^"п^яТтсТи^в" щими место в прошлом или действующими в настоящем факторами окружающей среды.

Классическое обусловливание (выработка условных рефлексов). Как
уже упоминалось ранее, бихевиористов особенно интересовало определение и описание процессов научения. Базисную форму научения принято называть обусловливанием. Существует несколько классических экспериментов, которые демонстрируют различные типы обусловливания.
Самыми известными примерами классического обусловливания являются эксперименты русского физиолога И. П. Павлова 1. Занимаясь изучением секреторных компонентов (в частности, слюноотделения) пищевых рефлексов, Павлов заметил, что всякий раз, когда подопытные собаки слышали звук колокольчика, служивший сигналом к кормлению, они начинали выделять слюну. Выделение слюны при попадании мяса в пасть собаки факт общеизвестный, но обильное слюноотделение на звук колокольчика требовало принципиально иного объяснения.
КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ (ВЫРАБОТКА УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ) - Тип научения, при котором нейтральный раздражитель, например звонок, начинает вызывать реакцию (выделение слюны) после того, как он многократно сочетается с безусловным раздражителем (пищей).
1Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. - М.; Л.: Биомедгиэ, 1927. — Прим. науч. ред.
65
Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека
Павлов назвал мясо безусловным раздражителем (БР), поскольку оно естественным образом вызывало конкретную реакцию — слюноотделение; выделение же слюны получило название безусловной реакции (БУР), поскольку она была по природе своей связана с мясом.
Павлов решил использовать в качестве нового, безразличного для животных раздражителя камертон; одновременно с началом кормления собаки он ударял по камертону и повторял сочетание нейтрального раздражителя (звука камертона) с безусловным (пищей) несколько раз. Вскоре одного звука камертона было достаточно для того, чтобы у собаки начала выделяться слюна. Павлов же сделал вывод о том, что собака «услышав звук камертона, предвкушала еду». Такой вывод подразумевал бы наличие у собаки мышления. Вместо этого он ограничился заключением о том, что у собаки выработался условный рефлекс — выделять слюну на звук камертона. После того как безразличный поначалу звук камертона начинает вызывать выделение слюны, его называют условным раздражителем (УР), поскольку он теперь вызывает слюноотделение. А выделение слюны на звук называют условной реакцией (УСР), поскольку она связана с раздражителем, который обычно eе не вызывает. Последовательность процесса выработки условного рефлекса подробно представлена на рис. 2-1.
Вырабатываются ли условные рефлексы у людей? Липситт и Кейе (Lipsitt, i Kaye, 1964) провели эксперименты по выработке условных рефлексов у 20 трехдневных младенцев. Десять младенцев были отнесены к экспериментальной группе, и для них 20 раз было повторено сочетание безусловного (соска) и условного раздражителей (чистого тона). Исследователи хотели получить реакцию сосания на звуковой тон, которую в естественных условиях вызывает соска. После двадцати сочетаний раздражителей младенцы из экспериментальной группы начинали давать сосательные движения в ответ на звук, в то время как дети из контрольной группы, которые не подвергались воздействию сочетаний раздражителей, не демонстрировали такой реакции. Это исследование показывает, что научение происходит с самых первых дней жизни. Оно также говорит о том, что бихевиористский подход может помочь в понимании сущности развития и что с помощью метода выработки условных рефлексов исследователи могут изучать способность младенцев обрабатывать сенсорную информацию задолго до того, как они овладеют речью.

Рис. 2-1 Парадигма классического обусловливания
66

Глава 2. Теории развития человека: введение
Эмоциональные реакции, такие как страх, также могут возникать условно-рефлекторным путем, особенно в детстве. Американские психологи Джон Уотсон и Розалия Рэйнор провели классический эксперимент по обусловливанию страха. Испытуемым стал 11-месячный ребенок по имени Альберт (Watson & Raynor, 1920). Ему показали белую крысу. Сначала он не проявлял никаких признаков страха, но затем Уотсон стал производить громкий лязгающий
звук всякий раз, когда показывал Альберту крысу, из-за чего ребенок начинал плакать и уползал прочь. После нескольких сочетаний первоначально нейтрального раздражителя (крыса) с неприятным громким звуком ребенок начал пугаться при появлении одной только крысы. Вскоре Альберт стал бояться и других белых мохнатых объектов, даже бороды Санта-Клауса. Такое распространение реакции на другие похожие раздражители называется генерализацией раздражителя.

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЯ Перенесение реакции с одного специфического раздражителя на другие похожие.
Легко увидеть, каким образом генерализация раздражителя происходит в повседневной жизни детей. У малышей могут вызывать страх белые халаты врачей или запахи лекарств, поскольку они ассоциируются с неприятными переживаниями, такими как болезненные уколы. Эта связь между болью от уколов и белыми халатами хорошо известна врачам, поэтому многие педиатры предпочитают, чтобы прививки маленьким детям делали медсестры. Тем самым врач не будет ассоциироваться с болезненной процедурой.
Положительные эмоциональные реакции могут возникать тем же путем (то есть условнорефлекторно), что и отрицательные. Реакции расслабления или удовольствия часто связываются с ранее нейтральными раздражителями, такими как старая песня, которая возрождает воспоминания о солнечном дне, проведенном на пляже, или о восторге, испытанном на танцах в школе.
Если человек начинает связывать ранее нейтральный раздражитель, такой как белая крыса, пугавшая Альберта, с неприятным эмоциональным состоянием, то как можно изменить эту условную реакцию? При контробусловливании испытуемого постепенно приучают к действию сочетания бывшего ранее нейтральным раздражителя с сильным обусловливающим раздражителем, связанным с противоположно направленной эмоциональной реакцией. Например, ребенку показывают крысу в клетке в то время, как он ест свое любимое мороженое. Эта новая и положительная ассоциация вскоре приводит к изменению отрицательнои условной реакции на противоположную ей положительную.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Куашева Татьяна Александровна. Риторика как технология развития речи дошкольников.
  • Журавлева Елена Викторовна. Конспект НОД по познавательному развитию «Легенды о первоцветах»
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Отказ от изучения математики негативно влияет на мозг и когнитивное развитие подростков
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Шестакова Юлия Ивановна. Особенности и закономерности развития детей раннего возраста
  • Буянова Марина Николаевна. Тема педагогического опыта: 'Развитие мелкой моторики рук у детей с ТНР'
  • Чернова Наталья Михайловна. Памятка для родителей - Коротко: ФГТ по дошкольному образованию
  • Османова Гульнара. Физическое воспитание дошкольников
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Краснова Надежда Владимировна. Обобщение опыта «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста»
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Хасимова Рузиля Рамилевна. Использование подвижных игр в современном образовательном пространстве.
  • Феликс Божонка. Что такое раннее развитие ребенка?
  • Шабловская Елена Викторовна. Опыт работы по формированию основ Валеологии у младших дошкольников
  • Туркина Ольга Владимировна. Конспект с использованием ИКТ по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в научную лабораторию» Старшая группа.
  • Менщикова Марина Александровна. Развитие речи: игры в кругу семьи
  • Соколова Алевтина Анатольевна. Развитие мелкой моторики рук у детей
  • Клочко Наталья Николаевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
  • Шишко Алеся Евгеньевна. Развитие мелкой моторики у детей с ОНР.
  • Главный Редактор. Развитие речи
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Медкова Екатерина Сергеевна. Статья на тему: Развитие речи на занятиях по физической культуре в ДОУ
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Желтова С.А, Шагинова Е.А.. Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей».
  • Шабардина Елена Геннадьевна. Роль и влияние общения в семье на развитие ребёнка
  • Александра Викторовна Чеканова. Влияние предметно – развивающей среды на личностное развитие ребенка раннего возраста
  • Меняйло Юлия Геннадьевна. «Русское народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Людмила Николаевна Выжанова. Развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста посредством использования степ - платформ
  • Юналиева Татьяна Александровна. Роль, значение и влияние социальных ситуаций в подвижной игре на физическое развитие старших дошкольников
  • Головина Светлана Владимировна. Конспект комплексного занятия по математике «Путешествие на поезде»
  • Арбузова Виолетта Генриховна. «Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи»
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»
  • Леонова Ольга Михайловна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
  • Хрыкина Александра Викторовна. Папка передвижка для родителей «Влияние арт-терапии на развитие детей шестого года жизни»
  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Свинцова Наталья Александровна. Развитие речи дошкольников с ОНР с использованием средств ОТСМ-РТВ-ТРИЗ»
  • Самигина Гульнара Тагировна. Сенсорное воспитание (развитие) детей 2-3 года жизни.
  • Солдаткина Светлана Вениаминовна. Родительское собрание в старшей группе «Калейдоскоп эмоций» или «Развитие речи старших дошкольников»
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь