Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57368

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСТВА
ТЕОРИИ РОДИТЕЛЬСТВА В ИСТОРИИ,
КУЛЬТУРЕ и психологии
Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина — женой и матерью. В самом общем плане отношения в семье, ролевые предписания матери и отца определяются, прежде всего, экономическим строем общества. Материнство и отцовство, описываемые в настоящее вре -мя, существенно отличаются от тех образов и ролевых моделей поведения матерей и отцов, которые были характерны для предыдущих исторических периодов.
Материнская любовь как нормативная установка и общественная ценность сформировалась только к концу XVIII в. «Новая мать» в конце XVIII — начале XIX вв. начинает больше и иначе заботиться о ребенке: матери желают кормить грудью собственных детей, отказываясь от услуг кормилиц (на такой шаг решаются матери - дворян -ки, в литературе это нашло отражение в образе Наташи Ростовой). Становится немодно отдавать ребенка в интернаты, модно — заботиться и общаться с ребенком, не любить детей стало «стыдно».
Социум открыто выступает против антигуманности воспитания в семьях, разрушающей семейные связи, наносящей вред целым поколениям. Педагоги XVIII в. предлагают следовать детской природе и видят необходимость отказаться от ограничений, установленных волей воспитателя, отучить ребенка от слепого повиновения.
Общество увеличивает объем социальной заботы о ребенке: воз -никает новое направление в медицине — педиатрия, появляется новая концепция детства, растет интерес к воспитанию и обучению детей и т. д. В центре семейной жизни находятся все стороны детской жизни, ответственность за детей возлагается на мать. Отсюда —
75
формирующийся идеальный образ нежной, любящей матери, находящей свое высшее счастье в детях, свое предназначение — в служении семье.
Понятие «материнская любовь» наполняется новым содержанием в зависимости от эпохи и ценностей общества, воспитавшего мать. В целом, женщина становится «плохой» или «хорошей» матерью в зависимости от того, ценится или обесценивается в обществе материнство.
Без сомнения,"женщина-мать, благодаря периоду беременности и родов, значительно теснее связана с ребенком, чем отец. Так, в одном психологическом эксперименте 27 матерей отличали по магнитофонной записи голос своего 3—7-дневного ребенка от голоса других четырех младенцев, при этом более 80% матерей (22 матери) узнали голос собственного ребенка безошибочно.
Кроме того, отцовство, как и материнство, — социокультурный феномен, роль отца более или менее тщательно «прописана» в каждой культуре. По мнению западных исследователей-этнопсихологов, роль отца в той или иной культуре определяется рядом аспектов:
1) число жен и детей, за которых он несет ответственность перед
социумом;
2) степень его власти над ними;
3) время, которое он уделяет семье;
4) непосредственное или опосредованное включение в проблемы жен и детей, в том числе и ухаживание за детьми;
5) степень участия в ритуальных событиях;
6) вовлеченность в труд на благо семьи;
7) усилия по увеличению ресурсов семьи. Традиционный культ мужчины — это культ силы и суровости, а
«невостребованные» чувства подавляются и атрофируются. В мужской роли основное значение придается поступкам, а не переживаниям. Согласно И. П. Петрище, от отца в семье следует ожидать мудрой строгости, рассудительной справедливости в оценке положительных и отрицательных событий, сдержанности в проявлении чувств, уверенности, надежности.
Многие исследователи, анализируя традиционную семью, отводят отцу второстепенную роль, считая, что мать является самым главным воспитателем в семье (О. А. Карабанова, 2004). Следует отметить, что подобные идеи имели определенный практический
76
резонанс, поскольку принято считать, что мать более ответственно относится к своему ребенку, чем к своим профессиональным делам. Однако также, как в культуре изменялся образ матери, изменялась и роль отца. Последние годы эмоциональные контакты отца и детей воспринимаются социумом как более приемлемые.
Исследователями доказано, что уже с самого раннего возраста дети испытывают потребность общаться с отцом, хотя еще отдают предпочтение матери. Наблюдения показывают, что дети, отцы которых хоть немного участвуют в повседневном уходе за ними, особенно в первые годы жизни, меньше боятся незнакомых людей, с большей готовностью вступают в контакт с другими людьми. Стремление контактировать с мужчинами особенно заметно у детей в детских учреждениях, где преимущественно работает женский персонал.
В одном из исследований по проблеме отцовства был собран обширный материал, свидетельствующий о том, какие фундаментальные изменения в выполнении роли мужчины-родителя произошли в Великобритании с 1960 по 1980 гг. Например, в 1980 г. при родах присутствовало около 60% мужчин, а в 1960-е гг. их было только 10%. К 1980 г. стало больше мужчин, которые регулярно укладывали своих детей спать (48 против 35% в 1960 г.).
Итак, разное отношение отца и матери к ребенку изначально обусловлено широким историко-культурным и биосоциальным контекстом, связанным с полоролевой дифференциацией и репродуктивным поведением.
Культурные детерминанты родительского отношения
Нормы, диктующие родителям вести себя тем или иным образом, играть определенные роли в семье и обществе (гендерные роли), существенно различаются в разных культурах. Многочисленные исследования, демонстрирующие чрезвычайное многообразие родительского поведения в общении с ребенком уже на первом году жизни
77
(М. И. Лисина, 1986; Г. Папоушек, 1986 и др.), делают актуальным вопрос о зависимости родительской позиции по отношению к ребенку от культурно-обусловленных систем норм и ценностей.
Взаимоотношения матери и ребенка, как и человеческие взаимоотношения вообще, описываются в русской культуре как искренние, исполненные человечности и тесно связанные с морально - эти -ческими ценностями. Расширенная семья по-прежнему является широко распространенной формой жизни в России, а социализирующий потенциал русской семьи определяется функционированием разветвленной сети взаимодействий, в центре которой находится мать.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Даулинг Скотт - Психология и лечение зависимого поведения
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Некрасова Любовь Валерьевна. Эссе — Некрасова Любовь Валерьевна
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Михайлова Галина Николаевна. Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Исаев Д. Н.- Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Иванова Любовь Анатольевна. Информационно-творческий проект 'Моя семья'
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Мизинова А. В. Семейная тайна: отражение содержания секрета в работе с психологом
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • И.В. Копьева А.Абрамович Б.Д. Григорян. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
  • Селькова Надежда Евгеньевна. Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями старший дошкольный возраст
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Психология запахов
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Елена Плаксина. Адаптация младших дошкольников в ДОУ
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Щелканова Ольга Алексеевна. Мастер-класс для родителей на тему «Семейные праздники»
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Безудержная зевота как способ успокаивающего поведения
  • Под редакцией Скотта Даулинга. Психология и лечение зависимого поведения.
  • Братченко С.Л. - Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала
  • Абдухалыгова Наина Умудваровна Наумова Марина Валерьевна. Круглый стол с родителями «Семья, с семьей, о семье»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь