Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57042

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСТВА
ТЕОРИИ РОДИТЕЛЬСТВА В ИСТОРИИ,
КУЛЬТУРЕ и психологии
Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина — женой и матерью. В самом общем плане отношения в семье, ролевые предписания матери и отца определяются, прежде всего, экономическим строем общества. Материнство и отцовство, описываемые в настоящее вре -мя, существенно отличаются от тех образов и ролевых моделей поведения матерей и отцов, которые были характерны для предыдущих исторических периодов.
Материнская любовь как нормативная установка и общественная ценность сформировалась только к концу XVIII в. «Новая мать» в конце XVIII — начале XIX вв. начинает больше и иначе заботиться о ребенке: матери желают кормить грудью собственных детей, отказываясь от услуг кормилиц (на такой шаг решаются матери - дворян -ки, в литературе это нашло отражение в образе Наташи Ростовой). Становится немодно отдавать ребенка в интернаты, модно — заботиться и общаться с ребенком, не любить детей стало «стыдно».
Социум открыто выступает против антигуманности воспитания в семьях, разрушающей семейные связи, наносящей вред целым поколениям. Педагоги XVIII в. предлагают следовать детской природе и видят необходимость отказаться от ограничений, установленных волей воспитателя, отучить ребенка от слепого повиновения.
Общество увеличивает объем социальной заботы о ребенке: воз -никает новое направление в медицине — педиатрия, появляется новая концепция детства, растет интерес к воспитанию и обучению детей и т. д. В центре семейной жизни находятся все стороны детской жизни, ответственность за детей возлагается на мать. Отсюда —
75
формирующийся идеальный образ нежной, любящей матери, находящей свое высшее счастье в детях, свое предназначение — в служении семье.
Понятие «материнская любовь» наполняется новым содержанием в зависимости от эпохи и ценностей общества, воспитавшего мать. В целом, женщина становится «плохой» или «хорошей» матерью в зависимости от того, ценится или обесценивается в обществе материнство.
Без сомнения,"женщина-мать, благодаря периоду беременности и родов, значительно теснее связана с ребенком, чем отец. Так, в одном психологическом эксперименте 27 матерей отличали по магнитофонной записи голос своего 3—7-дневного ребенка от голоса других четырех младенцев, при этом более 80% матерей (22 матери) узнали голос собственного ребенка безошибочно.
Кроме того, отцовство, как и материнство, — социокультурный феномен, роль отца более или менее тщательно «прописана» в каждой культуре. По мнению западных исследователей-этнопсихологов, роль отца в той или иной культуре определяется рядом аспектов:
1) число жен и детей, за которых он несет ответственность перед
социумом;
2) степень его власти над ними;
3) время, которое он уделяет семье;
4) непосредственное или опосредованное включение в проблемы жен и детей, в том числе и ухаживание за детьми;
5) степень участия в ритуальных событиях;
6) вовлеченность в труд на благо семьи;
7) усилия по увеличению ресурсов семьи. Традиционный культ мужчины — это культ силы и суровости, а
«невостребованные» чувства подавляются и атрофируются. В мужской роли основное значение придается поступкам, а не переживаниям. Согласно И. П. Петрище, от отца в семье следует ожидать мудрой строгости, рассудительной справедливости в оценке положительных и отрицательных событий, сдержанности в проявлении чувств, уверенности, надежности.
Многие исследователи, анализируя традиционную семью, отводят отцу второстепенную роль, считая, что мать является самым главным воспитателем в семье (О. А. Карабанова, 2004). Следует отметить, что подобные идеи имели определенный практический
76
резонанс, поскольку принято считать, что мать более ответственно относится к своему ребенку, чем к своим профессиональным делам. Однако также, как в культуре изменялся образ матери, изменялась и роль отца. Последние годы эмоциональные контакты отца и детей воспринимаются социумом как более приемлемые.
Исследователями доказано, что уже с самого раннего возраста дети испытывают потребность общаться с отцом, хотя еще отдают предпочтение матери. Наблюдения показывают, что дети, отцы которых хоть немного участвуют в повседневном уходе за ними, особенно в первые годы жизни, меньше боятся незнакомых людей, с большей готовностью вступают в контакт с другими людьми. Стремление контактировать с мужчинами особенно заметно у детей в детских учреждениях, где преимущественно работает женский персонал.
В одном из исследований по проблеме отцовства был собран обширный материал, свидетельствующий о том, какие фундаментальные изменения в выполнении роли мужчины-родителя произошли в Великобритании с 1960 по 1980 гг. Например, в 1980 г. при родах присутствовало около 60% мужчин, а в 1960-е гг. их было только 10%. К 1980 г. стало больше мужчин, которые регулярно укладывали своих детей спать (48 против 35% в 1960 г.).
Итак, разное отношение отца и матери к ребенку изначально обусловлено широким историко-культурным и биосоциальным контекстом, связанным с полоролевой дифференциацией и репродуктивным поведением.
Культурные детерминанты родительского отношения
Нормы, диктующие родителям вести себя тем или иным образом, играть определенные роли в семье и обществе (гендерные роли), существенно различаются в разных культурах. Многочисленные исследования, демонстрирующие чрезвычайное многообразие родительского поведения в общении с ребенком уже на первом году жизни
77
(М. И. Лисина, 1986; Г. Папоушек, 1986 и др.), делают актуальным вопрос о зависимости родительской позиции по отношению к ребенку от культурно-обусловленных систем норм и ценностей.
Взаимоотношения матери и ребенка, как и человеческие взаимоотношения вообще, описываются в русской культуре как искренние, исполненные человечности и тесно связанные с морально - эти -ческими ценностями. Расширенная семья по-прежнему является широко распространенной формой жизни в России, а социализирующий потенциал русской семьи определяется функционированием разветвленной сети взаимодействий, в центре которой находится мать.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Признаки аддиктивного поведения у интеллектуально одаренных подростков в процессе познавательной деятельности
  • Курсова Кристина Андреевна. Формы, методы и средства воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье
  • Сидорова Наталья Витальевна. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • Лариса Смирнова. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
  • Главный Редактор. Взаимодействие ребенка и матери
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Редактор. Стихи детям - Не обижайте матерей
  • Сценарий ко дню матери для начальных классов. Воспитывать уважительное отношения к мамам и желание помочь им.
  • Романова Светлана Витальевна. Буклет «День Матери»
  • Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей.
  • Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности
  • Гарифуллина Миляуша Магдануровна и Кувшинова Альбина Альфредовна. Конспект НОД по развитию речи в средней группе №12 Тема: «Мамочка любимая моя» (посвящено Дню Матери)
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Тихомирова А.В. Программы профилактики злоупотреблением психоактивными веществами для особенных подростков.
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Мозг подростков обучается специфически
  • Н.А. Сакович. Суицидальный риск у детей и подростков
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Зарахаева Эльвира Сергеевна. Конспект занятия в подготовительной группе «Я и моя семья»
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Владината Петрова. Как найти жену великому человеку?
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Барышникова Анастасия Николаевна. «Развитие мужских качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста через детский туризм»
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Гильмитдинова Л.Н. Костюк А.М.. Методическая разработка. Краткосрочный проект в старшей группе «День матери»
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Рослякова Татьяна Александровна. Формирование позитивного самоотношения у подростков
  • Гамазина Оксана Александровна. Консультация для родителей - Нарушение прав ребенка в нормальных семьях
  • Анохина Наталья Николаевна. Педагогический проект «Для милой мамочки»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Ирина Мартынова. Неизбежно ли повторение судьбы своих родителей?
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков
  • Родительское собрание «Психологический климат в семье. «Взаимоотношения в семье»
  • Якимова Т.В. Феномен познавательной аддикции в развитии интеллектуально одаренных подростков
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Федорова Виктория Андреевна. Конспект развлечения с мамами в подготовительной группе «ДЕНЬ МАТЕРИ»
  • Воронина Ксения Михайловна. «Мамочка любимая, самая красивая!» Краткосрочный проект ко дню Матери во второй младшей группе
  • Уэбстер Бетанни. Когда стыд на вкус как материнская забота: трагедия дочерей, на которых возложили родительский роли
  • Петрина Наталья Вадимовна. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Орехова Ирина Григорьевна. Методическая разработка: краткосрочный проект «День мамы» старшая группа
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь