|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379482
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке • Кольцо. В кольцевой сети каждый из участников коммуникации взаимодействует только с двумя другими участниками (рис. 13.7, а). Информация движется по кругу, процесс ее распространения никем не координируется. Все участники при этом обладают равными полномочиями.
• Сеть Y. Графическое изображение этой разновидности сети напоминает латинскую букву Y (рис 13.7, б). Каждый участвующий в процессе коммуникации взаимодействует с одним, двумя или тремя другими участниками, в зависимости от своего положения в структуре сети. Те из них, кто оказывается в крайних точках сети — в основании буквы Y и на двух верхних оконечностях, — могут вступать в процесс коммуникации лишь с одним партнером. Человек, занимающий срединное положение — там, где сходятся три прямые линии буквы, — может взаимодействовать с тремя партнерами. Совершенно очевидно, что такой человек — самая значимая фигура в этой сети. Остальные участники могут взаимодействовать только с двумя другими. • Звезда. Человек, занимающий центральное место в структуре этой сети, взаимодействует со всеми участниками процесса коммуникации (рис. 13.7, в), тогда как они не связаны между собой. Вся информация передается в центр и оттуда же исходит. Эта разновидность коммуникационной сети используется во многих компаниях, когда глава фирмы координирует деятельность руководителей подразделений. Коммуникационная сеть: коммуникация, в которую вовлечены более двух человек. Рис. 13.7. Виды коммуникационных сетей: «кольцо» (а),« игрек» (б), «звезда» (а), «колесо» (г). • Колесо. Эта разновидность сети похожа на сеть «кольцо» (рис. 13.7, г), так как все ее участники обладают равными правами, а отличается тем, что каждый участник взаимодействует не с двумя, а с тремя другими участниками. Вас, наверное, интересует, в чем преимущества и недостатки каждой из этих сетей. Ливитт установил, что наибольшая точность в передаче информации достигается в сети «игрек». В кольцевой сети чаще случаются сбои в передаче информации, видимо, оттого, что в данном случае никто не координирует процесс коммуникации. Однако члены кольцевой сети, как и участники сети типа «колесо», чаще бывают удовлетворены взаимодействием друг с другом. Если проранжировать степень удовлетворенности участников разных типов сетевой коммуникации, то можно сказать, что наибольшее удовлетворение получает человек, находящийся в цент-, ре «звезды». За ним следует человек, занимающий центральное положение в сети «игрек». Наименее удовлетворены участники, располагающиеся на лучах «звезды». На основании этих наблюдений Ливитт пришел к заключению, что ключевым фактором удовлетворенности является степень участия человека в общем деле. Людям нравится, когда от них что-то зависит. Упражнение 13.8 Изобразите графически разновидности сетей, описанных в приведенных ниже примерах, и назовите их. а. Кэрол торгует косметикой. Она берет товар у Шарлотты, а рассчитывается за него через Мэг. Одна из покупательниц Кэрол — Анна — рассказала своей подруге Бэт, что у Кэрол бывает хорошая косметика, и Бэт попросила Анну заказать у Кэрол косметику и для себя. Через некоторое время Бэт получила свой заказ и показала косметику Жанне. Та, в свою очередь, попросила ее передать через Анну заказ и для себя. ___________ б. Получив наследство, Голди наняла себе шофера, конюха, финансового поверенного, секретаря и экономку. Шофер должен был содержать в порядке три ее автомобиля, конюх — следить за ее конюшнями и лошадьми, поверенный вел ее финансовые дела, а секретарь отвечал на телефонные звонки и вел переписку. Экономка же присматривала за домом. ___________ в. Школьному кружку ораторского искусства предстоит участвовать в городских соревнованиях. Тэд и Хуан взялись подготовить выступление. Затем Хуан выверил его вместе с Крисом, а Крис обсудил со Скоттом. Скотт посоветовался с Полом, и тот предложил кое-что изменить. О своем предложении он рассказал Лэну, а тот в свою очередь передал Тэду, как он смотрит на существо проблемы. После этого Тэд советуется со Скоттом, Пол — с Хуаном, а Лэн — с Крисом. ____________ Упражнение 13.9 Пользуясь примерами, приведенными в упражнении 13.8, ответьте на следующие вопросы: а. Какие два участника получают наибольшее удовлетворение от процесса коммуникации? ____________________________________ б. Кто из участников получает наименьшее удовлетворение? ________ в. Какой из типов коммуникации будет наиболее эффективным? Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Ответственность Исследование Ливитта ясно показало, что степень вовлеченности человека в процесс принятия решений отражается как на результатах его работы, так и на его морально-психологическом состоянии. Люди, обязанные принимать на себя ответственность, в отличие от своих коллег-исполнителей, чувствуют большее удовлетворение от работы и взаимодействия с партнерами. Поэтому руководители предприятий ищут пути совершенствования нисходящей и восходящей цепочек коммуникации, стараясь добиться большей вовлеченности работников в процесс принятия решений. Рассмотрим сначала нисходящую коммуникацию. В данном случае информация передается сверху вниз — от головного руководства через менеджеров подразделений к рядовым сотрудникам. Это могут быть распоряжения, поощрения, оценки, критика и предложения. Нисходящая коммуникация, как правило,директивна. Восходящая коммуникация может быть организована по-разному. Работники могут связываться с руководством предприятия либо через менеджеров, либо общаться с ним напрямую во время регулярных собраний или дружеских чаепитий. Это позволяет каждому из работников высказывать свои соображения и вносить предложения. Вывешенные на предприятии почтовые ящики для обращений к руководству, регулярные опросы рядовых сотрудников, дни «открытых дверей» — все эти меры могут способствовать совершенствованию цепочки восходящей коммуникации. Однако они могут не принести желаемого результата, если работникам будет казаться, что руководство игнорирует их предложения. Чтобы быть правильно понятым своими подчиненными, руководитель, принимая или отвергая то или иное предложение, должен убедительно аргументровать свое решение. К сожалению, как указывает Дэвис (Davis, 1977), «дни открытых дверей», проводимые на некоторых предприятиях, подразумевают готовность руководства выслушать предложения менеджеров, но не рядовых сотрудников. Нисходящая коммуникация: передача сообщений от руководителей к работникам. Восходящая коммуникация: передача информации от работников руководителям. Осуществлению восходящей коммуникации иногда мешает проблема масштаба личности. Зачастую, сталкиваясь со своим начальником, сотрудники испытывают трепет и теряют дар речи, переживают острое чувство зависимости и собственной ничтожности. Если же руководитель при этом будет требовать официальной формы обращения к нему, например «ваша честь», «господин директор», «профессор», то проблема масштаба личности может стать серьезным препятствием восходящей коммуникации. Так, преподаватель, читающий лекцию с кафедры, возвышается над вами не столько физически, сколько психологически; естественно, что восходящая коммуникация в этой ситуации затруднена и маловероятна. Замечали ли вы, какое влияние оказывает на процесс общения способ размещения участников коммуникации? Если профессор читает лекцию с кафедры, он тем самым подчеркивает, что не склонен вступать в дискуссию со студентами. Напротив, преподаватель, усадивший студентов в круг, старается таким образом побудить их к свободному обмену мнениями. Психологи установили, что именно круговая форма размещения участников наиболее благоприятна для коммуникации. Но вернемся к проблемам субординации. Как лучше усадить пришедшего в ваш кабинет подчиненного, чтобы он смог побороть приступ трепета перед вами и искренне поделиться своим мнением? Соммер (Sommer, 1969) пришел к выводу, что наиболее благоприятным можно счесть тот из них, когда начальник и подчиненный оказываются у противоположных углов разделяющего их стола. Неплох вариант общения лицом к лицу через стол. Самой неблагоприятной для коммуникации автор считает диспозицию, когда начальник и подчиненный усаживаются рядом, бок о бок друг с другом. Некоторые руководители нанимают специального человека для связи со своими подчиненными. Коммуникация при этом может происходить безлично — через специальный автоответчик или письменно, в таком случае предполагается, что все сообщения дойдут до руководства и будут им внимательно рассмотрены. Упражнение 13.10 Представьте, что вас избрали мэром небольшого городка. Вы стараетесь регулярно информировать жителей о проводимых вами реформах, а также сообщаете, в какие дни люди могут встретиться с вами, чтобы обсудить беспокоящие их проблемы и высказать свои предложения. Однако отклика на свои обращения вы практически не ощущаете, и это тревожит вас. Назовите шесть приемов, с помощью которых вы могли бы наладить восходящую коммуникацию. а. ___________________________________________ б. ___________________________________________ в. ___________________________________________ г. _____________________________________________ д. _______________________________________ е. _____________________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Искренность: выражение подлинных чувств, правдивость, открытость. Искренность Быть искренним — значит быть честным и откровенным перед своим собеседником. Человек лучше поймет вас, если вы поделитесь с ним своими переживаниями. По мнению Джурарда (Jourard, 1971), искренность является важным фактором эффективности коммуникации. Нельзя не отметить, что искреннее общение несет в себе известную долю риска, ведь вы решаетесь обсуждать со своим собеседником такие чувства и поступки, которые можно счесть постыдными или предосудительными. Вряд ли вы будете откровенны с человеком, если почувствуете, что он может осмеять или начать презирать вас. Однако искренность дает вам уникальный шанс на сближение. Разоружаясь перед собеседником, вы даете человеку понять, что доверяете ему, и это делает ваши отношения с ним более глубокими. Собеседник проникается к вам ответным доверием и открывает свои мысли и чувства. Процесс этот медленный и постепенный; искренность исподволь трансформирует отношения между людьми, способствует истинно доверительному, близкому общению. Окно Джогари Меру искренности участников процесса коммуникации можно проанализировать при помощи так называемого окна Джогари. Необычное название метода возникло в результате слияния имен его изобретателей — Джо Люфта и Гарри Ингхэма (Joe Luft and Harry Ingham). Графическое изображение окна Джогари напоминает квадрат, разделенный на четыре сектора (см. рис. 13.8). Каждый сектор квадрата обозначает один из аспектов взаимоотношений. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|