Квинн В. Прикладная психология.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379482

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

• Кольцо. В кольцевой сети каждый из участников коммуникации взаимодействует только с двумя другими участниками (рис. 13.7, а). Информация движется по кругу, процесс ее распространения никем не координируется. Все участники при этом обладают равными полномочиями.
• Сеть Y. Графическое изображение этой разновидности сети напоминает латинскую букву Y (рис 13.7, б). Каждый участвующий в процессе коммуникации взаимодействует с одним, двумя или тремя другими участниками, в зависимости от своего положения в структуре сети. Те из них, кто оказывается в крайних точках сети — в основании буквы Y и на двух верхних оконечностях, — могут вступать в процесс коммуникации лишь с одним партнером. Человек, занимающий срединное положение — там, где сходятся три прямые линии буквы, — может взаимодействовать с тремя партнерами. Совершенно очевидно, что такой человек — самая значимая фигура в этой сети. Остальные участники могут взаимодействовать только с двумя другими.
• Звезда. Человек, занимающий центральное место в структуре этой сети, взаимодействует со всеми участниками процесса коммуникации (рис. 13.7, в), тогда как они не связаны между собой. Вся информация передается в центр и оттуда же исходит. Эта разновидность коммуникационной сети используется во многих компаниях, когда глава фирмы координирует деятельность руководителей подразделений.
Коммуникационная сеть: коммуникация, в которую вовлечены более двух человек.

Рис. 13.7. Виды коммуникационных сетей: «кольцо» (а),« игрек» (б), «звезда» (а), «колесо» (г).
• Колесо. Эта разновидность сети похожа на сеть «кольцо» (рис. 13.7, г), так как все ее участники обладают равными правами, а отличается тем, что каждый участник взаимодействует не с двумя, а с тремя другими участниками.
Вас, наверное, интересует, в чем преимущества и недостатки каждой из этих сетей. Ливитт установил, что наибольшая точность в передаче информации достигается в сети «игрек». В кольцевой сети чаще случаются сбои в передаче информации, видимо, оттого, что в данном случае никто не координирует процесс коммуникации. Однако члены кольцевой сети, как и участники сети типа «колесо», чаще бывают удовлетворены взаимодействием друг с другом. Если проранжировать степень удовлетворенности участников разных типов сетевой коммуникации, то можно сказать, что наибольшее удовлетворение получает человек, находящийся в цент-, ре «звезды». За ним следует человек, занимающий центральное положение в сети «игрек». Наименее удовлетворены участники, располагающиеся на лучах «звезды». На основании этих наблюдений Ливитт пришел к заключению, что ключевым фактором удовлетворенности является степень участия человека в общем деле. Людям нравится, когда от них что-то зависит.
Упражнение 13.8
Изобразите графически разновидности сетей, описанных в приведенных ниже примерах, и назовите их.
а. Кэрол торгует косметикой. Она берет товар у Шарлотты, а рассчитывается за него через Мэг. Одна из покупательниц Кэрол — Анна — рассказала своей подруге Бэт, что у Кэрол бывает хорошая косметика, и Бэт попросила Анну заказать у Кэрол косметику и для себя. Через некоторое время Бэт получила свой заказ и показала косметику Жанне. Та, в свою очередь, попросила ее передать через Анну заказ и для себя. ___________
б. Получив наследство, Голди наняла себе шофера, конюха, финансового поверенного, секретаря и экономку. Шофер должен был содержать в порядке три ее автомобиля, конюх — следить за ее конюшнями и лошадьми, поверенный вел ее финансовые дела, а секретарь отвечал на телефонные звонки и вел переписку. Экономка же присматривала за домом. ___________
в. Школьному кружку ораторского искусства предстоит участвовать в городских соревнованиях. Тэд и Хуан взялись подготовить выступление. Затем Хуан выверил его вместе с Крисом, а Крис обсудил со Скоттом. Скотт посоветовался с Полом, и тот предложил кое-что изменить. О своем предложении он рассказал Лэну, а тот в свою очередь передал Тэду, как он смотрит на существо проблемы. После этого Тэд советуется со Скоттом, Пол — с Хуаном, а Лэн — с Крисом. ____________
Упражнение 13.9
Пользуясь примерами, приведенными в упражнении 13.8, ответьте на следующие вопросы:
а. Какие два участника получают наибольшее удовлетворение от процесса коммуникации? ____________________________________
б. Кто из участников получает наименьшее удовлетворение? ________
в. Какой из типов коммуникации будет наиболее эффективным?
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Ответственность
Исследование Ливитта ясно показало, что степень вовлеченности человека в процесс принятия решений отражается как на результатах его работы, так и на его морально-психологическом состоянии. Люди, обязанные принимать на себя ответственность, в отличие от своих коллег-исполнителей, чувствуют большее удовлетворение от работы и взаимодействия с партнерами. Поэтому руководители предприятий ищут пути совершенствования нисходящей и восходящей цепочек коммуникации, стараясь добиться большей вовлеченности работников в процесс принятия решений.
Рассмотрим сначала нисходящую коммуникацию. В данном случае информация передается сверху вниз — от головного руководства через менеджеров подразделений к рядовым сотрудникам. Это могут быть распоряжения, поощрения, оценки, критика и предложения. Нисходящая коммуникация, как правило,директивна.
Восходящая коммуникация может быть организована по-разному. Работники могут связываться с руководством предприятия либо через менеджеров, либо общаться с ним напрямую во время регулярных собраний или дружеских чаепитий. Это позволяет каждому из работников высказывать свои соображения и вносить предложения.
Вывешенные на предприятии почтовые ящики для обращений к руководству, регулярные опросы рядовых сотрудников, дни «открытых дверей» — все эти меры могут способствовать совершенствованию цепочки восходящей коммуникации. Однако они могут не принести желаемого результата, если работникам будет казаться, что руководство игнорирует их предложения. Чтобы быть правильно понятым своими подчиненными, руководитель, принимая или отвергая то или иное предложение, должен убедительно аргументровать свое решение. К сожалению, как указывает Дэвис (Davis, 1977), «дни открытых дверей», проводимые на некоторых предприятиях, подразумевают готовность руководства выслушать предложения менеджеров, но не рядовых сотрудников.
Нисходящая коммуникация: передача сообщений от руководителей к работникам.
Восходящая коммуникация: передача информации от работников руководителям.
Осуществлению восходящей коммуникации иногда мешает проблема масштаба личности. Зачастую, сталкиваясь со своим начальником, сотрудники испытывают трепет и теряют дар речи, переживают острое чувство зависимости и собственной ничтожности. Если же руководитель при этом будет требовать официальной формы обращения к нему, например «ваша честь», «господин директор», «профессор», то проблема масштаба личности может стать серьезным препятствием восходящей коммуникации. Так, преподаватель, читающий лекцию с кафедры, возвышается над вами не столько физически, сколько психологически; естественно, что восходящая коммуникация в этой ситуации затруднена и маловероятна.
Замечали ли вы, какое влияние оказывает на процесс общения способ размещения участников коммуникации? Если профессор читает лекцию с кафедры, он тем самым подчеркивает, что не склонен вступать в дискуссию со студентами. Напротив, преподаватель, усадивший студентов в круг, старается таким образом побудить их к свободному обмену мнениями. Психологи установили, что именно круговая форма размещения участников наиболее благоприятна для коммуникации.
Но вернемся к проблемам субординации. Как лучше усадить пришедшего в ваш кабинет подчиненного, чтобы он смог побороть приступ трепета перед вами и искренне поделиться своим мнением? Соммер (Sommer, 1969) пришел к выводу, что наиболее благоприятным можно счесть тот из них, когда начальник и подчиненный оказываются у противоположных углов разделяющего их стола. Неплох вариант общения лицом к лицу через стол. Самой неблагоприятной для коммуникации автор считает диспозицию, когда начальник и подчиненный усаживаются рядом, бок о бок друг с другом. Некоторые руководители нанимают специального человека для связи со своими подчиненными. Коммуникация при этом может происходить безлично — через специальный автоответчик или письменно, в таком случае предполагается, что все сообщения дойдут до руководства и будут им внимательно рассмотрены.
Упражнение 13.10
Представьте, что вас избрали мэром небольшого городка. Вы стараетесь регулярно информировать жителей о проводимых вами реформах, а также сообщаете, в какие дни люди могут встретиться с вами, чтобы обсудить беспокоящие их проблемы и высказать свои предложения. Однако отклика на свои обращения вы практически не ощущаете, и это тревожит вас. Назовите шесть приемов, с помощью которых вы могли бы наладить восходящую коммуникацию.
а. ___________________________________________
б. ___________________________________________
в. ___________________________________________
г. _____________________________________________
д. _______________________________________
е. _____________________________________________
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Искренность: выражение подлинных чувств, правдивость, открытость.
Искренность
Быть искренним — значит быть честным и откровенным перед своим собеседником. Человек лучше поймет вас, если вы поделитесь с ним своими переживаниями. По мнению Джурарда (Jourard, 1971), искренность является важным фактором эффективности коммуникации. Нельзя не отметить, что искреннее общение несет в себе известную долю риска, ведь вы решаетесь обсуждать со своим собеседником такие чувства и поступки, которые можно счесть постыдными или предосудительными. Вряд ли вы будете откровенны с человеком, если почувствуете, что он может осмеять или начать презирать вас.
Однако искренность дает вам уникальный шанс на сближение. Разоружаясь перед собеседником, вы даете человеку понять, что доверяете ему, и это делает ваши отношения с ним более глубокими. Собеседник проникается к вам ответным доверием и открывает свои мысли и чувства. Процесс этот медленный и постепенный; искренность исподволь трансформирует отношения между людьми, способствует истинно доверительному, близкому общению.
Окно Джогари
Меру искренности участников процесса коммуникации можно проанализировать при помощи так называемого окна Джогари. Необычное название метода возникло в результате слияния имен его изобретателей — Джо Люфта и Гарри Ингхэма (Joe Luft and Harry Ingham). Графическое изображение окна Джогари напоминает квадрат, разделенный на четыре сектора (см. рис. 13.8). Каждый сектор квадрата обозначает один из аспектов взаимоотношений.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Important questions that can be asked in a given period of work of the psychologist with the client.
  • Technique counseling in a systems approach
  • Training: "Team unity"
  • Свобода выбора истощает психику
  • Андрей Ловаков. Как мужчины и женщины демонстрируют любовь в браке
  • Seminar of November 19, 1974
  • Speech techniques in psychological counseling.
  • Jacques Lacan in French. Bibliographies.
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • How does the nature of our birth order
  • Technique decision. Descartes Square
  • Чиркова М. А. Анализ жизненных сценариев на материале авторской сказки
  • А. В. Федоров. Образ России в современной западной прессе
  • Добрачный секс и супружеский долг
  • Art therapy training and self-reflection
  • Smalzer William, Murphy Raymond. Basic Grammar in Use. Workbook
  • Иностранный язык уменьшает суеверия и предрассудки
  • Эго-психология; ego psychology
  • Critical Thinking: Basic Principles and Techniques
  • Azar Betty, Hagen Stacy Basic English Grammar
  • Murphy Raymond, Smalzer William. Basic Grammar in Use
  • Мир шопоголика вращается вокруг покупок и трат
  • Drawing "Man in the rain."
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Главный Редактор. Teaching Children with the SMILE
  • Георгий Почепцов. Человек между большой и малой ложью: от госпропаганды до фейков
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Ягнюк К.В. Ограниченная во времени динамическая психотерапия: своя среди чужих, чужая среди своих
  • Редактор. Методика Шалвы Александровича Амонашвили
  • Воспринимаемая несправедливость и связанные с ней эмоции, социальная идентичность и самоэффективность. Протестные действия: особенности поведения индивидуума и группы
  • Аналитическая психология; Analytical psychology; Analytische Psychologic
  • Моаканин Радмила - Психология Юнга и буддизм
  • "The size of a woman shows how much space it occupies in the heart of her husband."
  • Зимбардо Филип, Андерсен Сьюзен. Объяснение контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции.
  • К. Количество; q. quantity
  • Худоян С.С. Терапия лишением смысла или когнитивно-логотерапевтический подход к преодолению игровой зависимости
  • Paul Verbnyak. How to disclose their potential and achieve more in life
  • Ворден В. Понимание процесса горевания
  • Карлин Е. А. Полиамория как форма отношений. Размышления в контексте психотерапии
  • Бурцева Светлана Николаевна. Essay. My grandfather is a real hero.
  • Психологические типы; Psychological Types; Psy-chologische Typen
  • А.В. Федоров и др.. Школа и вуз в советском кино эпохи «оттепели» (1956-1968)
  • Виктор Суворов Ледокол
  • Женатым мужчинам не нравятся женщины, готовые к зачатию
  • Микаэлян Л.Л., Хамитова И.Ю., Климова С.В., Фисун Е.В. О значении практики в медицинских учреждениях в процессе обучения системной семейной терапии
  • McCarthy M., Felicity O. English Idioms in Use. Advanced
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Священный брак; Sacred marriage; heilig Ehe
  • Lacan Jacques. Seminar XXII, R.S.I.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь