|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379475
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Герои рекламных роликов воздействуют на зрителей и слушателей голосом и интонациями, эксплуатируя эмоциональную окраску слов. Слова «грязь» и «микробы», произнесенные с отвращением, могут вызвать у нас тошноту. И наоборот, услышав тихий, успокаивающий голос, нашептывающий нам о «покое» и «облегчении», растроганный слушатель может впасть в восторг от рекламируемого продукта. При помощи одной только интонации можно изменить смысл целого высказывания. Например, фраза «Ты сам заслужил это», произнесенная искренним, дружелюбным тоном, будет иметь диаметрально противоположный смысл, чем эта же фраза, сказанная с сарказмом. Как видите, старая поговорка «Неважно — что, главное — как» верна и поныне.
Упражнение 13.3 Как бы вы определили: а. Денотат ______________________________________ б. Коннотацию ___________________________________ Упражнение 13.4 Определяя значение слова «ремесленник» а. Каким образом вы можете узнать его денотат? ________________ б. Каким образом вы можете узнать его коннотацию? ______:______ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Ассертивность Ассертивностью называют способность человека отстаивать свои права. Не следует отождествлять ассертивность с агрессивностью. Действуя ассертивно, человек уважает не только свои права, но и права окружающих. Однако порой бывает не так-то просто стоять на страже собственных интересов, не обижая при этом других людей. Дойч (Deutch, 1993), обсуждая ассертивность, формулирует «тройственный принцип», который заключается в следующем: оказываясь в конфликтной ситуации, будьте тверды, честны и дружелюбны. Ваша твердость не позволит оппоненту манипулировать вами или запугивать вас. Ваша честность не позволит вам оказаться втянутым в аморальную ситуацию, даже если вас будут провоцировать на это. Ваше дружелюбие даст понять вашим оппонентам, что вы готовы к сотрудничеству. Ассертивность: способность человека отстаивать свои права, принимая во внимание права других. Психологи советуют в конфликтных ситуациях поступать так, как подсказывают вам ваши чувства. Если вы чем-то расстроены, обижены, подавлены или считаете, что вас несправедливо отчитали, сразу же скажите об этом. Поверьте, гораздо лучше прямо заявить о своих чувствах, чем носить их в себе и выплескивать на кого попало. При этом совсем необязательно стучать по столу кулаком или хватать обидчика за грудки, достаточно просто сказать: «Мне это не нравится», и это умерит ваш гнев. Агрессивная, обвинительная тактика не приводит к разрешению конфликта, наоборот, она заставляет людей защищаться и упорствовать в своем мнении. Гордон (Gordon, 1970) рекомендует в таких случаях использовать «я-утверждения» вместо «ты-утверждений», то есть говорить о своих переживаниях, а не о личных качествах оппонента. Например, мать может сказать своему ребенку: Рис. 13.3. Он решителен, принципиален и дружелюбен. «Меня огорчает, что ты не хочешь делиться игрушками с братом». Это будет лучше, чем заявить: «Жадный мальчишка, почему ты никогда не даешь свои игрушки брату?» После того как вы поделитесь чувствами, которые вызывает у вас данная ситуация, можно предложить возможный способ ее разрешения. Так, мать может добавить: «Если ты разрешишь брату поиграть с твоим телефоном, то он, может быть, даст тебе свой грузовик». Упражнение 13.5 Представьте, что ваш супруг или сосед по комнате постоянно разбрасывает свои вещи: Ситуация достаточно щекотливая, но, действуя ассертивно, вы можете разрешить ее. Опишите, как вы поступите. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Люди часто не могут найти слов, чтобы выразить свои чувства, или предпочитают не говорить о них. Любая коммуникация, осуществляемая без слов, считается невербальной коммуникацией. Сочиняете ли вы симфонию, зеваете, надеваете нелепую шляпу, смотрите кому-то в глаза или просто молчите — все это невербальные сообщения. Чувства, так же как информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов, о которых рассказывается в этой главе. Художественные произведения и символы Наверняка вы можете вспомнить, как однажды вас до слез тронула какая-то симфония, или пение хора в церкви, или даже популярная песенка. Может быть, то была мелодия, звучание или ритм, нашедшие отклик в вашем сердце. Например, блюзовые мелодии у многих слушателей вызывают ностальгические воспоминания. Чувствами и настроением насыщены живописные полотна, гравюры, скульптуры и фотографии. Однако коммуникация, осуществляемая при помощи художественных форм, имеет один существенный недостаток: люди не всегда понимают, что хотел сказать им творец. С развитием международных связей и туризма возникла необходимость в таком способе передачи информации, который делал бы ее понятной людям разных стран, говорящим на разных языках. Поэтому все большее распространение получают несложные зрительные символы. Их можно увидеть в самых разных местах: в аэропортах, на автотрассах, на промышленных предприятиях, на упаковках лекарств. Особые обозначения есть для комнат отдыха, мест для курения, для кафетериев и т. д. Внешность и язык тела Человек не в состоянии контролировать каждое свое движение и впечатление, которое он производит на окружающих. Порой мы не в состоянии подавить зевоту или скрыть охватившую нас дрожь, вне нашей воли мы заливаемся краской или покрываемся гусиной кожей. Многие мужчины с годами лысеют и, несмотря на всякие ухищрения, не могут остановить выпадение волос. А люди зачастую ассоциируют лысину со зрелостью и высоким общественным положением. Такая же парадоксальная связь сохраняется в общественном сознании между бородатостью и недружелюбностью (см. Приложение 13.2). Но некоторые движения мы в состоянии контролировать и даже пользуемся ими намеренно. Мы можем приподнять брови, тяжело опуститься в кресло, потупить глаза, сплюнуть или пожать плечами. Не существует единой, точно определенной интерпретации подобных жестов и мимических выражений, их значение может быть различным в разных культурах и на разных ступеньках социальной лестницы (см. главу 8). Если вам приходилось играть в шарады, то вы знаете, как трудно бывает расшифровать то или иное движение человека. Приложение 13.2. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ ЛЮБИТЕ ЛЫСЫХ! Лысые мужчины могут вздохнуть с облегчением. Даже если лысина и не украшает мужчину, она придает ему важный и умный вид — по крайней мере, в глазах окружающих. А вот бородачу стоит всерьез задуматься — не расстаться ли со своей бородой, потому что бородатый мужчина воспринимается людьми как источник некой угрозы. К таким выводам пришли ученые, изучив суждения людей о незнакомых им людях на основе первого впечатления. Исследование, проведенное психологом Майклом Вогалтером (Michael Wogalter), бывшим сотрудником Ренсселаэрского Политехнического института из города Трой в штате Нью-Йорк, обнаружило, что бородатые мужчины представляются людям менее привлекательными, менее дружелюбными и, кроме того, кажутся старше, чем их гладко выбритые сверстники. Майклу Вогалтеру не удалось выяснить, почему люди так неблагосклонно воспринимают растительность на лице мужчины. В этом же исследовании Вогалтер, предъявляя испытуемым сделанные фотороботом портреты и прося их поделиться своими впечатлениями о человеке, обнаружил, что лысым мужчинам приписываются более высокий интеллект и зрелость, чем обладателям пышных шевелюр. Лысых может порадовать и тот факт, что само по себе наличие или отсутствие волос на голове мужчины не влияет на оценку окружающими его привлекательности или непривлекательности. Кэрол Китинг (Carol Keating) из Колгейтского университета считает, что отдельные мужские черты, например редеющие волосы, могут особенно привлекать женщин. В наше время, говорит она, лысина придает мужчине внушительность, поскольку подразумевает зрелый возраст, а следовательно, достаточно высокое общественное положение. Источник: Associated Press (1992, October 27). On the pulse. Washington Post Health, 5. Психологи обнаружили, что сообщение, посланное на языке тела, воздействует на собеседника сильнее, чем вербальное. Например, если человек сквозь слезы будет убеждать друзей: «У меня все хорошо!», то они скорее поверят его слезам, чем словам. Столь же информативна может быть одежда, она сообщает окружающим о настроении, чувствах и намерениях человека. Если женщина приходит на свидание в коротком обтягивающем платье с глубоким вырезом, возможно, сама того не осознавая, она посылает мужчине определенный сигнал. Если же вам захочется выказать особое отношение к собравшимся на официальном приеме людям, вы можете прийти туда в теннисных шортах. Даже в рекламных роликах, посвященных духам и дезодорантам, наше внимание привлекают к тому факту, что при помощи запаха можно послать некое сообщение. Вы выражаете свое отношение к человеку не только своим нарядом и манерами, но и тем, какую дистанцию вы соблюдаете при общении с ним. Холл (Hall, 1969) различает четыре зоны межличностного общения. • Зона интимного общения (от полуметра до непосредственного телесного контакта). На таком расстоянии обычно общаются влюбленные, родители с детьми, очень близкие друзья. Вы наверняка испытаете неловкость, если малознакомый человек попытается подойти к вам вплотную. Кроме самых близких людей в эту зону допускаются врачи, медсестры, портные и другие специалисты, профессия которых требует непосредственного телесного контакта с клиентом. Пытаясь при общении с кем-либо войти в эту зону, вы тем самым даете человеку понять, что хотели бы считать его своим другом. Психологические эксперименты выявили, что счастливые в браке супруги комфортно общаются друг с другом именно на этой дистанции. И наоборот, супруги, которые не ладят между собой, сторонятся друг друга (см. Приложение 13.3). Зона личного общения (от 0,5 м до 1,5 м). Границы этой зоны различны для разных культур. Как правило, на такой дистанции общаются хорошо знакомые друг другу люди. Это расстояние позволяет им дотрагиваться друг до друга, обмениваться рукопожатиями, похлопывать друга по плечу. По данным Фаста (Fast, 1970), большинство людей считают эту зону своим личным пространством и не склонны впускать в нее посторонних людей. Рис. 13.4. Братья Менлоп хорошо владеют приемами невербальной коммуникации. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|