|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379493
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Упражнение 13.1
Прочтите рассказ и дайте миссис Сликер четыре совета, которые помогли бы ей научиться слушать собеседника. Миссис Сликер решила проехаться на своем новом спортивном автомобиле. Выехав за город, она сбилась с дороги и остановилась у станции техобслуживания, чтобы узнать, где сейчас находится. Механик принялся подробно объяснять ей, как выехать на шоссе, но миссис Сликер забеспокоилась, хватит ли ей бензина для возвращения домой. Она спросила у механика, сколько стоит бензин, и, не удовлетворившись названной им ценой, стала думать о том, как ей найти другую бензоколонку. Механик тем временем продолжал свои объяснения. Миссис Сликер заметила, что он говорит с сильным местным акцентом, и забеспокоилась, что может неверно понять его. Встревоженная, она поблагодарила мужчину и уехала в надежде найти другую заправочную станцию. а. _________________________________________ б. _________________________________________ в. ___________________________________________ г. ___________________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Несмотря на колоссальные успехи в развитии технических средств коммуникации, проблемы интерпретации и понимания людьми друг друга продолжают быть актуальными до сих пор. Очевидно, что активное восприятие приводит к большему взаимопониманию между людьми. Но наряду с совершенствованием навыков восприятия необходимо совершенствовать и навыки устного и письменного общения. Совершенствование навыков вербального общения Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации. Брэннер и Сигбанд (Brenner, Sigband, 1973) отмечают, что даже в тех организациях, где руководство стремится построить взаимоотношения между сотрудниками на основе письменных способов коммуникации — циркуляров, распоряжении и разнообразных форм отчетности, более распространенной тем не менее остается устная коммуникация. Более 2/3 опрошенных ими работников заявили, что по меньшей мере 75 % указаний они получают от своего руководства в устной форме. Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Из Приложения 13.1 вы узнаете, как можно побороть этот страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. Эванс (Evans, 1963) подчеркивает необходимость более осознанного отношения к слову. Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно выразить свою мысль и предотвратите возможные недоразумения. И напротив, люди, у которых сумбур и в мыслях и в словах, постоянно рискуют попасть впросак. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми. И в самом деле, человек, употребляющий слова, заведомо непонятные окружающим, скорее всего, делает это, чтобы продемонстрировать свое превосходство. Однако, имея в своем лексиконе множество разнообразных, точных и метких слов, с которыми вы умеете обращаться, вы сможете найти общий язык с любой аудиторией. Приложение 13.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ НЕ БОЙТЕСЬ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ! Знаете ли вы, каково выступать перед огромной аудиторией, ощущали ли вы когда-нибудь эту предательскую дрожь в коленках, чувствовали, как потеют ладони? Дэннис Бекер (Dennis Becker), директор Центра ораторского искусства, филиалы которого работают в Бруклине, штат Массачусетс, и в Провиденсе, Род-Айленд, утверждает, что неуверенность начинающих ораторов проистекает из их убежденности в том, что выступать перед публикой можно «правильно» и «неправильно». «Многие энергичные и решительные руководители, оказываясь на трибуне, робеют, боятся сказать что-то неправильное, боятся показаться глупыми и предпочитают, заикаясь, зачитывать речь по бумажке», — добавляет Кэролин Диксон (Carolyn Dickson), президент ассоциации «ВОИС-ПРО» в Кливленде, штат Огайо. В рабочей обстановке, рассказывает Дик-сон, «такой руководитель отличается сообразительностью и быстрой реакцией, он способен молниеносно принимать ответственные решения. Но оказываясь перед аудиторией, становится скованным и косноязычным. Он читает свой текст таким безжизненным голосом, от которого, кажется, может заснуть даже его родная мать. Аудитория же .тем временем размышляет про себя: "Как этому мямле удалось стать главой компании?" Если вам предстоит говорить перед большой аудиторией, вам нужно прежде всего осознать, что казусы при публичном выступлении неизбежны, и смириться с этим. Вы можете споткнуться, проходя к трибуне, можете уронить свои записки, и они разлетятся по всей сцене, — продолжает Диксон, — слушатели простят вам это, если вы сохраните самообладание, более того — они станут уважать вас, если вы с достоинством выйдете из затруднительного положения. Аудитория простит вам все, что угодно, вплоть до падения со сцены, но только в том случае, если вы сами простите себе эту оплошность», — поясняет Диксон. Умение легко и изящно выходить из самых неловких положений, когда впору пожелать себе провалиться сквозь землю, не всегда дается от природы, — ему обучаются. Именно поэтому на занятиях по ораторскому мастерству инструктор иногда сознательно ставит учеников в неловкое положение. Ученик должен «побороть смущение», говорит Кэролин Диксон, добавляя, что «страх отступает только после того, как человек несколько раз побывает в неожиданной ситуации, требующей от него находчивости». К слову сказать, у каждого из нас есть свой внутренний цензор. Поэтому специалисты зачастую советуют руководителям записывать свои выступления на аудио- или видеопленку, а затем самостоятельно анализировать их. Так, Дэннис Бекер, читающий курс лекций о способах презентации товаров и методах продаж в Гарвардском университете и в Массачу-сетском технологическом институте, рекомендует после просмотра или прослушивания подобной записи спросить самого себя — убедительно ли звучит выступление, производит ли оно впечатление или же оно настолько неинтересно, что, окажись вы на месте слушателя, вы бы уже давно переключились на другую программу. Постарайтесь понять, чем вам нравится или не нравится ваше выступление, отметьте те из характерных особенностей вашей речи, которые могут вызывать раздражение у слушателей — например, неправильное или неотчетливое произношение отдельных слов или звуков. Критический самоанализ поможет вам выявить те достоинства и изъяны вашей манеры речи и вашего выступления, которые вы могли не заметить, когда обращались с трибуны к своей аудитории, особенно если в тот момент ваши колени дрожали от страха. Например, вы можете обнаружить, что вам следует почаще улыбаться, или заметите, что шутка не вызвала должной реакции, потому что вы скорчили жуткую гримасу. По общему мнению Дэнниса Бекера и Каролин Диксон, «выступая перед аудиторией, человек должен оставаться самим собой, таким, каким его знают близкие и сослуживцы». Источник: Handley, A. (1988, January). 8 resolutions for 88: Speak up! USAIR. Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей. Хмуро насупленные брови или озадаченные взгляды слушателей в ответ на какое-либо из ваших заявлений дадут вам понять, что его требуется разъяснить, а улыбки и одобрительные кивки вдохновят вас на более подробное освещение того или иного вопроса. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Так, в политике давно известен факт, что личное общение с избирателями повышает шансы кандидата на успех в избирательной кампании. Если кандидат на пост мэра маленького провинциального городка перед выборами не сочтет нужным навестить кого-либо из жителей, тот может просто оскорбиться. Разумеется, кандидат, претендующий на пост общенационального масштаба, не в состоянии лично встретиться с каждым из избирателей. Если личное общение кандидата с избирателем возможно, то как нужно вести себя кандидату, чтобы заручиться поддержкой избирателя? Или сформулируем проблему шире — как добиться, чтобы ваше общение с супругом, учителем, начальником или с понравившейся вам девушкой было более эффективным? Психологи установили, что общению больше способствуют открытые вопросы. При ответе на закрытый вопрос («Вам нравится ваша работа?») можно ограничиться простым «да» или «нет», тогда как открытый вопрос («Что вам нравится в вашей работе?») требует развернутого ответа. Упражнение 13.2 Объясните, как каждый из нижеперечисленных принципов может помочь человеку в совершенствовании ораторских навыков и навыков ведения беседы. а. Ясное осознание того, что вы собираетесь сказать: б. Расширение словарного запаса: в. Визуальный контакт со слушателями: г. Постановка открытых вопросов: Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Совершенствование навыков письменной речи Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной; и все же, если собрать вместе все то, что нам приходится прочитывать в течение нашей жизни, получится не один десяток толстых томов. Представьте себе, сколько книг, газет и журналов ежедневно продается во всем мире, сколько писем, телеграмм, рекламных листовок находят люди в своих почтовых ящиках, — и вы поймете всю важность письменной коммуникации. Ее значение особенно возросло в последние несколько лет. В эпоху, когда на смену телефонным переговорам приходит электронная почта, навыки письменной речи становятся очень важными. Работодатели при отборе кандидатов на вакантные места все большее внимание обращают на их умение грамотно излагать свои мысли на бумаге. Если при поступлении на работу вам предлагается заполнить анкету, то это может означать, что работодатель таким образом предполагает проверить ваши знания грамматики и орфографии. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|