Ромашкевич М.В. Эротический и эротизированный перенос (Теория и практика психоанализа).

Категория: Библиотека » Психоанализ | Просмотров: 14270

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

акой эротизации переноса пациентки, хотя она может рассматриваться как сопротивление анализу, сопротивление является лишь частью присущего ей способа любви, ненависти, контроля, предотвращения любого сдвига в установленной ею структуре всемогущественного превосходства и избегания более реалистических и зависимых взаимоот
165
Эротический и эротизированны
и перенос
ношений. Пациентка Фрейда вначале казалась сотрудничающей и послушной; моя пациентка вначале, при реакции на интерпретации, казалась примиряющейся с инсайтом и виной. Но в действительности вина использовалась для садомазохистских целей, для контроля над аналитиком и для того, чтобы помешать анализу стать продуктивным.
Возвращаясь к дискуссии Фрейда, мы можем в настоящее время видеть, как пациент* тизируют перенос, склонны сводит в действительности срывать лечение. Однако Фрейд в своей статье 1915 года все еще воспринимал эту де- структивность либо как сопротивлен импульсов или воспоминаний из бе либо как аспект любви, то есть как а ных инстинктов. И лишь пять лет с «По ту сторону принципа наслажден что эти крайне агрессивные аспекты противостоят инстинктам жизни, включая сексуальность, и отнес их к группе инстинктов смерти. Эта новая классификация открыла целую область агресси я и деструктив- ности в анализе и в жизни. Представление о пациентах, полных решимости разрушить прогресс, было затем связано с концепцией негативной терапевти-
в переносе мы получили превосходную картину такого негативиз-
естве главного гот счет - как, ить различные другие - с со- л неискренние, когда он движется к новому открытию, но связан икеями, от кото
и, которые эро- ь на нет или
ие к всплытию сознательного, спект сексуаль- пустя, в работе ия» он показал,
ма, использующего эротизацию в ка^ оружия, но рассуждения Фрейда на э например, когда он пытается выдел мотивы, одни - связанные с любовью, противлением - до некоторой степен Я полагаю, что это часто происходит
166
II. Обсуждение. Бетти Джозеф
рых еще не может отказаться. Здесь Фрейд еще совершенно не осознает, сколь радикальный шаг ему вскоре предстоит сделать в постижении мощи и определенности деструктивных влечений. В случае с только что описанной мною пациенткой мы можем видеть, как эротизация переноса была направлена, по большей части, на разрушение моей работы, на мою сепарацию как человека, на разрушение моей способности помочь ей - на саму материю прогресса и жизни.
Тот тип поведения, который обсуждает Фрейд в этой работе, является классическим примером отыгрывания, в отличие от думания или припоминания. Я нахожу его обсуждение здесь крайне интересным. Он подчеркивает важное значение использования действия вместо мышления, тему, которой он был крайне озабочен в тот период, как мы можем видеть из предшествующей работы в этой серии «Воспоминание, воспроизведение и проработка» (1914). Данная тема остается крайне важной в современном аналитическом мышлении, в особенности, когда мы рассматриваем пациентов, которые используют очень примитивные психические механизмы, такие как громадную проекцию или проективную идентификацию, и чье мышление очень конкретно. Для них мышление и реальность столь тесно связаны, что отыгрывание вместо осмысливания неизбежно. Но совершенно безотносительно к этим пациентам с более тяжелыми расстройствами, мне кажется, что в настоящее время эта резкая дихотомия представляется нам в определенном смысле ложной, так как мы можем сказать, что все пациенты привносят свои привычные отношения и образцы поведения во взаимоотношения с аналитиком, а не только свои воспоминания.
167
Эротический и эротизированны и перенос
Наше понимание ловкости отреаг или внутри (психоаналитической си переносе, возможно, является одн^ важных продвижений в технике за Мы принимаем это положение не так вает здесь Фрейд, что влюбленноси врача неизбежна, но что типичная пр циентки будет неизбежно представле ношениях с врачом. Она может отыгр с протестами, требованиями или угре чаях, описанных Фрейдом. Или она проявляться как влюбленность, но, ка! ла, природа способа любви или нел будет неизбежно возникать в переф может быть отвергающей, молчали решительно независимой. Альтерн4 может быть более молчаливой, тонко как в описанном мною случае. Вооб лучше, вместо использования терми описывать природу объектных взаим торые пациентка привносит в перенос Что еще поражает в работе о лю так это то, каким образом пациентк; аналитика, чтобы увлечь его собой его, домогаясь его, угрожая ему. В эт проявляет озабоченность тем, что втягиваются в некую разновидность или эмоционального поведения с па сто того чтобы оставаться нейтрально сказать, что до некоторой степени в< ступают таким образом; они пытают^: но и обычно деликатно вовлечь нас или эмоциональную активность, сы
ирования вовне туации) в таком м из наиболее Последние годы.
как это описы- ь пациентки во ирода любви пана во взаимоот- ываться шумно, зам и, как в слу- может всецело к я подчеркива- ^обви пациентки осе. Пациентка |вой, замкнутой, тивно, любовь й и перверзной, ще, может быть на влюбляться, Оотношений, ко-
бви в переносе, а реагирует на ьстя ему, хваля ом месте Фрейд Ефачи-аналитики действительного циентками, вме- ми. Мы можем: пациенты по- я бессознатель- в психическую рать на нашей
.се
168
II. Обсуждение. Бетти Джозеф
озабоченности или вине, позабавить нас или удовлетворить наши предполагаемые ожидания. Они пытаются манипулировать нами, чтобы подогнать под их стандарты и отреагировать в соответствии со своими бессознательными требованиями и фантазиями. Взглянем на минуту на мою пациентку: она будет представлять некий кусок материала таким образом, чтобы бессознательно пытаться побудить меня к высказыванию критического замечания или интерпретации, которая может именно так восприниматься, и таким образом будет стараться установить садомазохистские взаимоотношения. Или же она будет подробно рассказывать мне о своей работе, но таким образом, чтобы иметь возможность сделать слушателя несколько посторонним, возбуждая у него некоторое чувство неполноценности. Мы знаем, что следует прислушиваться не только к содержанию того, что говорится, но также к тому, как это говорится, к порождаемой атмосфере; это вполне может дать нам ключ к тому, как нами манипулируют. Важное значение отреагирования подчеркивалось в последнее время многими исследователями, включая Сандле- ра (1976), О'Шафнесси (1989) и Джозеф (1985). В понимании данного феномена очень помогло понятие проективной идентификации с бессознательным проецированием пациентом в фантазии частей себя или собственных импульсов на аналитика. Я предполагаю, что иногда эти проективные идентификации находятся исключительно внутри фантазии пациента. Иногда пациент пытается стимулировать аналитика вести себя соответственно, как я показала на примере моей пациентки. Вполне может так случиться, как указал О'Шафнесси, что мы не осознаем существова
169
Эротический и эротизированны
и перенос
ние, или не понимаем природу, проективной идентификации до тех пор, пока не обнаруживаем себя втянутыми в некий трудно уловимый ти указывающий на некоторое отношен того, чтобы оставаться отстраненным Все это, конечно, связано с недав
п поведения или ие, отличное от и нейтральным, кими продвиже
ниями и сегодняшним обдумыванием «контрперено
са», термина, который Фрейд исполь: те и в очень немногих других трудах
ует в этой рабо- Как многократ
но объяснялось, он использовал данный термин для
описания чувств, которые возникают
у аналитика как
результат воздействия пациентки на его бессозна
тельные чувства. Он использовал чения чего-то патологического, чего нию к чему следует быть настороже когда врачу действительно льстит лк Но многие специалисты в настоящее
его для обозна- -то, по отноше- , как, например, •бовь пациентки, время считают,
что ограничение смысла данного термина неким патологическим откликом со стороны аналитика крайне узко, хотя данный аспект всегда следует иметь в виду. Во фрейдовских случаях можно видеть, как, например, врач, который был польщен или соблазнен любовью пациентки, не только поступал таким образом из-за весьма личной потребности в лести или любви, но еще и утрачивал контакт с патологией пациентки. Но мы также можем сказать, что чув мые во время сессии, могут действ< важный указатель того, что на ней п условии, что аналитик может конт чувства по мере их возникновения и время аналитического часа. Он нуждается в способности контролировать, что и в какой степени проистекает от него, от его импульсов и личности, а что и в
ства, возбуждае- овать как очень роисходит - при золировать свои яи изменения во
170
II. Обсуждение. Бетти Джозеф
какой степени - от воздействия на него пациентки. Например, в случае описанной мною женщины необходимо быть в состоянии прислушиваться к такому замечанию, как: «После последней сессии все опять пошло наперекосяк», и понимать, следует ли воспринимать данное замечание как указывающее на обеспокоенность и огорчение пациентки по поводу тога, что она совершила промах, или же, вместо этого, оно было высказано с намерением вызвать у аналитика чувство гнева, безнадежности или нетерпения. Такое осознание лучше всего может быть достигнуто использованием того, что может быть названо контрпереносом, хотя некоторые люди предпочитают использовать термин эмпатия. Во всяком случае, если аналитик ощущал негодование и нетерпение, будет очень важно разобраться в том, было ли оно вызвано его или ее плохим настроением и действительным раздражением по поводу того, что у пациентки, по всей видимости, нет никакого прогресса или же пациентка хотела или нуждалась в том, чтобы вызвать у аналитика такое чувство, и, возможно, пыталась этого добиться.
Хотя в статье Фрейда выражается озабоченность, наставление, предостережение и совет врачам, чем больше мы ее изучаем, тем в большей степени можем видеть, что в ней выявляются главные стороны психоаналитического подхода к лечению. Фрейд берет в качестве основополагающей для рассматриваемой им темы, что занимающаяся отыгрыванием чувственная пациентка представляет реальную проблему для врача. Он видит, что врача будут обхаживать и изматывать, что он легко может сдаться и уступить сексуальным домогательствам пациентки или отказаться от данного случая и в свое время отпустить ее к другому
171
Эротический и эротизированны и перенос
предупреждает
врачу. Но тогда старая проблема, Фрейд, лишь повторится. Ни одна из этих альтернатив не является решением, но они высвечивают тот факт - не обсуждаемый в этой статье, но очень осознаваемый нами в наши дни, - что не всякий практикующий врач будет способен выдержать те стрессы, которые влечет за собой аналитическое лечение пациентов. Имплицитно здесь присутствуют вопросы относительно отбора будущих аналитиков.
Если врач действительно пытаегся продолжить реальную аналитическую работу, Фрейд испытывает реальную симпатию к той проблеме, с которой он сталкивается. Он осознает, что пациентка должна, по самой природе вещей, привносить свои проблемы в лечение и должна изнурять врача и льстить ему, пытаясь сделать его бесполезным и поставить в затруднительное положение, но аналитик не должен терять свою профессиональную установку. Фрейд рассматривает некоторые вовлеченные сюда проблемы, которые крайне уместны для каждого аналитика в наше время. Он указывает на то, что врачу приходится быть настороже по отношению к своему нарциссизму и не воображать, что явная влюблен циентки имеет что-либо связанное с Скорее, он должен относиться к эт аналитического процесса, части тог<|), что пациентка привносит с собой в лечение.
Фрейд поднимает очень важную т(ему, которая последовательно развивалась в последние годы: что привносит пациентка во взаимоотношения? Вслед за
ность в него па- его личностью, зму как к части
работами, прежде всего, Стрейчи (1952) было достигнуто большее пон то, что привносится, это не просто
(1937) и Кляйн имание того, что фигуры из про-
172
II. Обсуждение. Бетти Джозеф
шлого, из текущей истории жизни пациентки, но составные фигуры внутренней фантазии, которые выстраивались с самого раннего младенческого возраста, конструируясь из взаимодействий между реальными переживаниями и фантазиями и импульсами на них младенца. Осознавание сложности того, что привносится, конечно, является базисным для самого аналитического процесса и понимания внутреннего мира пациентки, ее тревог и защит. Но это также помогает более глубокому осознанию врачом, что то, что появляется во взаимоотношениях с ним, в действительности является переносом из внутреннего мира пациентки, и это помогает ему сохранять более отстраненную и профессиональную позицию.
Фрейд, продолжая изучать встающие перед врачом проблемы, затрагивает другие темы, которые имеют отношение не только к работе с эротизированным типом пациентки, но фундаментально важны для правильного аналитического подхода. Он обсуждает бессмысленность морализаторского отношения к пациентке - та



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Контрперенос; Counter-transference; Gegenhbertragung
  • Ягнюк К.В. Ограниченная во времени динамическая психотерапия: своя среди чужих, чужая среди своих
  • Анастасопулос Д. Вопросы контрпереноса в психоаналитической психотерапии детей и подростков: краткий обзор
  • Генитальная (любовь); genital love
  • Голдсмит Г.Н. История концепции переноса
  • Возврат вытесненного
  • Романов И.Ю. Понимание контрпереноса в кляйнианской традиции
  • Эго-психология; ego psychology
  • Перенос; Transference; Ubertragung
  • Нарциссизм первичный, нарциссизм вторичный; primary narcissism, secondary narcissism
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Зависть к пенису; penis envy
  • Евгений Ильин. Мифы о романтической любви
  • Активного воздействия техника
  • Jacques Lacan in French. Bibliographies.
  • Детский анализ; child analysis
  • Романов И.Ю. Несколько мыслей о некоторых размышлениях Паоло Фонды
  • Анализ дидактический
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Трансфер, перенос; transference
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Контртрансфер; counter-transference
  • Религия; religion
  • Влечения к самосохранению
  • Выбор объекта нарциссический; narcissistic object-choice
  • Амбивалентность
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Появление психоанализа
  • Драбкина Т.С. От реконструкции к деконструкции и обратно
  • Объектное отношение; object-relationship или object-relatio
  • Трансфер; перенос; transference
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Нейтральность; neutrality
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Внимание, свободно парящее
  • Психоанализ дикий (непрофессиональный); wild analysis
  • Пик И.Б. Проработка в контрпереносе
  • Идеал-я; ego ideal
  • Старовойтов В.В. Развитие Эго-психологии в трудах Анны Фрейд
  • Фонда П. Некоторые размышления о двух сессиях в неделю
  • Джонсон Р. О земной любви
  • Влечение к разрушению
  • Эрос
  • Георгий Почепцов. Размещение в популярных телесериалах «квантов» здорового поведения: американский опыт
  • Милтон Д. Пациент как внутренний объект аналитика: Почему и как мы нуждаемся в наших пациентах?
  • Абстиненция; abstinence
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Голдсмит Г.Н. Микропроцесс и психологическая реальность
  • Бриттон Р. Утерянная связь: родительская сексуальность в Эдиповом комплексе
  • Ламаркизм; lamarckianism



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь