Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Самохвалов Виктор Павлович. Психиатрия. | Психиатрия, Учебные пособия | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 20 страница



Самохвалов Виктор Павлович. Психиатрия.

Категория: Психиатрия, Учебные пособия | Просмотров: 54346

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

3.2.5. Прагматический аспект изучения речи

Прагматика изучает отношения к знаковой системе субъектов, воспринимающих и использующих данную систему. При прагматическом исследовании рассматривается отношение говорящего: 1) к действительности; 2) к содержанию сообщения; 3) к адресату. Прагматический аспект изучения речи больных — определение зависимости прагматических категорий речи при фиксированных прагматических переменных: говорящий (пациент) — слушающий (врач), место, время, универсум общения, от особенностей клинической картины.
Важнейшей прагматической категорией, имеющей практический интерес, является речевой акт как основная единица общения. Теория речевых актов рассматривает языковое общение как целенаправленное действие, то есть высказывания являются перформативными (осуществляющими действие). Для того чтобы идентифицировать действие, осуществляемое в ходе коммуникации, необходимо уточнение структуры и типа речевого акта.
Структура речевого акта включает в себя 3 составляющих:
1) иллокуция — цель говорящего;
2) локуция — произнесение;
3) перлокуция — результат речевого воздействия на слушающего.
Иллокутивную функцию определяют по преобладающему типу речевых актов. Тип речевого акта характеризуют в первую очередь перформативные глаголы, указывающие на определенные действия. Выделяют следующие типы речевых актов:
1) Ассертивы: утверждения, сообщения, уведомления, положения и т.д.
Например: «Хуже всего я себя чувствую в пять часов утра, когда появляются дрожание в теле, непонятный страх и жуткая подавленность...», «...Моя болезнь длится уже шесть лет и началась после серьезной душевной травмы».
2) Директивы — приказы, просьбы, требования, запреты, разрешения, советы, рекомендации, вопросы и т.д.
Например: «Я требую немедленно меня отпустить!», «Советую вам помочь мне, так как я найду управу на своих преследователей и мучителей»
3) Комиссивы — обязательства, обещания, уверения, гарантии, клятвы, угрозы, обеты и т.д.
Например: «И тогда я поклялся себе сделать все возможное, чтобы справиться с этим малодушием», «Поверьте мне, доктор, что я не выдумала своих преследователей, — они существуют на самом деле, и каждый мой шаг это подтверждает».
4) Декларативы — назначения, объявление чего-либо, открытие и закрытие, снятие с должности, решения и т.п.
Например: «И тогда я поняла, что так продолжаться не может и решила обратиться к врачу», «Я отказываюсь разговаривать с вами, считаю эти вопросы грубой провокацией».
5) Экспрессивы — благодарность, извинения, соболезнования, поздравления, жалобы, похвалы, причитания и т.п.
Например: «Господи! За что мне такие мучения!», «Спасибо за ваше внимание и заботу», «В груди огнем печет, все переворачивается».
Локуция определяется характером семантического наполнения высказывания и зависит от рассмотренных ранее лексико-семантических, просодических и психолингвистических характеристик.
Перлокуция, то есть результат речевого воздействия складывается из оценки следующих моментов:
1) определение врачом цели сообщения;
2) оценка исследователем собственных чувств при восприятии сообщения, определение ведущего мотива коммуникации у пациента;
3) оценка степени соответствия перлокутивного эффекта (слушающего) ожидаемому (пациентом). Изучение иллокутивно-перлокутивного соотношения является важным для большего приближения к пониманию сущности переживаний пациента, необходимо для создания индивидуализированных терапевтически-реабилитационных программ, психотерапевтической работы. В то же время иллокутивно-перлокутивное несоответствие играет диагностическую роль в выявлении симуляции, диссимуляции, определении истинных мотивов и установок пациента. Кроме того, иллокутивно-перлокутивная диссоциация характерна для речи больных шизофренией.
Особый интерес представляет прагматический анализ коммуникации «врач — пациент». В данном случае в первую очередь необходимо установить характер и степень модифицирования врачом речи пациента. Следовательно, важен учет особенностей коммуникативного стиля самого врача. При этом характер речи врача будет определяться его прагматическими установками: получение максимального количества сведений, стремление «докопаться» до истины, создание эмпатических отношений, терапевтического сотрудничества, целенаправленное воздействие на установки пациента и т.п. Из прагматических установок врача на коммуникацию будут органично вытекать особенности его просодики (тон, темп и т.д.), семантико-синтаксические характеристики, характер задаваемых вопросов. На важность характера вопросов, задаваемых пациенту, степень их суггестивности обратил внимание в свое время Е. Kretschmer (1922). Он выделял 4 типа вопросов по их клинической значимости: 1) свободные от суггестии; 2) альтернативные; 3) с пассивной суггестией; 4) с активной суггестией.
Анализ и самоанализ коммуникативных особенностей может существенно помочь врачу в случаях, когда возникают затруднения в создании доверительных неформальных отношений с пациентом. И эти затруднения связаны не только с особенностями болезненных переживаний пациентов, но и с отсутствием достаточной гибкости врача, его «узким» коммуникативным «репертуаром». Данные моменты приобретают первостепенное значение в ходе психотерапевтической работы с больным.

3.2.6. Синтаксический аспект изучения речи

Синтаксический анализ речи — это изучение особенностей синтаксического строя высказывания: синтаксических единиц, синтаксических связей и соотношений.
Синтаксический анализ применим для изучения как письменной, так и устной (разговорной) речи. При этом важен учет следующих синтаксических особенностей разговорной речи:
— конситуативностъ — понимание смысла в определенной ситуации: контекст, визуально-чувственная и частно-апперцептивная база;
— функциональная перспектива высказывания — вынесение всего важного (рема или коммент) к началу предложения, тема или топик — в конце;
— роль формально-грамматических средств в построении высказывания;
— большая функциональная роль и семантическая значимость паралингвистических характеристик.
Синтаксический анализ речи предполагает изучение как текста в целом, так и его основных синтаксических единиц — предложений. Изучение речи как отдельно взятого текста предполагает определение:
— синтаксической правильности, цельности, завершенности;
— семантико-синтаксического соответствия;
— семантической полноты высказывания.
Далее изучаются отдельные предложения (при этом выделяют):
1) Простые предложения:
а) двусоставные;
б) односоставные: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные:
— распространенные и нераспространенные;
— полные и неполные;
— осложненные (однородными членами, обособление вводными и вставными конструкциями, обращениями).
2) Сложные предложения:
— сложносочиненные;
— сложноподчиненные;
— бессоюзные;
— с разными видами связи.
Кроме этого определяются:
— средства синтаксической связи (словоформы: окончания и предлоги, служебные слова, местоимения и т.д.);
— преобладающий синтаксический порядок: прямой или инверсированный.
Проведение указанного анализа позволяет надежно диагностировать расстройства мышления, различные виды афазии, выявить элементы регресса речи и, соответственно, мышления.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Фобия; phobia
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Оклендер В. Гештальт-терапия ребенка, переживающего утрату
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Перлз Фриц. Гештальт-Подход. Свидетель Терапии.
  • Юлия Кузнецова. Терапия EMDR (ДПДГ): десенсибилизация и переработка с помощью движений глаз
  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Этапы телесно-ориентированной терапии
  • Что может помочь вам преодолеть страх?
  • Притча «Господь улыбается в двух случаях»
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Шустов Д.И. Терапия разрешением: Берн и Христос
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Кейсмент П. Ненависть и контейнирование
  • Крис А. Метод свободных ассоциаций
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Варианты успокаивающего поведения
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Метод сосредоточения
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Психосоматические расстройства глазами пациента
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Психоаналитическая терапия
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Внутрипсихический конфликт с позиции Курта Левина
  • Формы невербального поведения ног и стоп. Движение стоп вопреки силе тяжести.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Четыре сферы переработки психосоматического конфликта с позиции Носсрата Пезешкиана
  • Арт-терапевтическая техника работы психолога с ребёнком. Реабилитация через рисунок
  • Заростова Елена Михайловна. АРТ-ТЕРАПИЯ В ДОУ
  • Закономерности психических систем
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Вина; guilt
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 2-е
  • Папуш М. П. Забота о Внутреннем Ребенке: метод, техника и контекст
  • Как подозрительного человека определяют на таможне
  • Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модель
  • Как узнать, есть ли на человеке приворот?
  • Уилбер Кен. Эффективный синтез транзакционного анализа и гештальт-терапии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Патнем Ф.В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности
  • Роут Ш. Пол и личность терапевта: все ли терапевты одинаковы?
  • Игра «Алкоголик».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь