Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50339

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Познание психики человека и познание деятельности, его мозга взаимообусловлено. "Прежде чем ответить на вопрос о том, каковы мозговые механизмы того или иного психического процесса, необходимо тщательно изучить строение того психического процесса, мозговую организацию которого мы хотим установить, и выделить в нем те звенья, которые в той или иной степени могут быть отнесены к определенным системам мозга*".
Объекты психических процессов находятся вне мозга – в окружающей человека действительности.
* Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. С. 76.

РАЗДЕЛ II. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Как уже отмечалось, психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека. Познавательные процессы – ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики.
I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Глава 1. Ощущение

§ 1. Общее понятие об ощущениях

Ощущение – психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение – чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях. Ощущение -– это сенсорная первооснова психики, акт перехода внешнего сенсорного воздействия в факт сознания. Отражая элементарные физические и химические свойства действительности, ощущение и само является элементарным психическим процессом. Но ощущение – это не пассивный отпечаток свойств действительности, а активный психический процесс. В ощущении отражаются качества объектов. Отражать качества объекта – значит получать определенную информацию о возможных действиях с объектом. Ощущав твердость предмета или его мягкость – значит отражать объект как пригодный для определенного использования. Но и сами ощущения человека опосредованы его знаниями, т. е. общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове ("красный", "холодный"), мы тем самым элементарно обобщаем эти свойства. В ощущениях отражаются не только специфические качества предметов и явлений, но и их интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Образы ощущений объективизируются. Ощущение, например, цвета мы не осознаем как психический образ, а интерпретируем как свойство определенного объекта. Между тем привычное для нас разнообразие цветов – красного, зеленого, синего, желтого и др. – это явление психическое. Вне нашей головы, психики существуют не цвета, а электромагнитные излучения с различной длиной волн (от 300 до 700 нм). Ощущения вкусовые – это субъективные психические образы различных химических воздействий. А ощущение мягкости или тяжести предмета – психическое отражение его физических свойств. Ощущения человека взаимосвязаны, ассоциированы так же, как связаны между собой и различные свойства действительности. Ощущение – канал чувственной связи организма с действительностью.
Жизнедеятельность человека основана на непрерывном приеме и анализе информации о характеристиках внешней среды и внутренних состояниях организма. Этот процесс осуществляется функционированием анализаторов – нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих прием и анализ сенсорных, чувственных воздействий. Информация, получаемая анализаторами, называется сенсорной (от лат. sensus – чувство), а процесс ее приема и первичной переработки – сенсорной деятельностью.
§ 2. Нейрофизиологические основы ощущений

Отдельные свойства предметов и явлений, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, процесс воздействия – раздражением, а нервный процесс, возникший в результате раздражения, – возбуждением.
Сложную систему нервных образований, осуществляющих тончайший анализ отдельных раздражений, воздействующих на организм, И. П. Павлов назвал анализаторами.
Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вкусовые сосочки языка) специализирован на приеме и переработке различных специфических внешних воздействий. Основная часть каждого органа чувств – окончания чувствующего нерва – рецепторы (от лат. receptor – принимающий). Они превращают энергию внешнего раздражителя в нервный импульс. Воздействие, способное возбудить рецептор, называется стимулом.
Возникший в рецепторе нервный импульс по центростремительным, афферентным (от лат. afferentis – приносящий) нервным путям попадает в соответствующие участки мозга.



Рис. 16. Функциональная схема анализатора.

Рецепторы, восходящие (афферентные) нервные пути и соответствующие участки в коре головного мозга – таковы три составные части анализатора (рис. 16). Для возникновения ощущения необходима работа анализатора в целом. Следовательно, нельзя сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу. Только анализ нервного импульса, поступающего от глаза в соответствующие участки коры головного мозга (затылочная часть), приводит к возникновению зрительного ощущения. На пути от рецепторов к коре мозга импульсы проходят через различные мозговые структуры, где они получают первичную переработку (рис. 17).
Деятельность анализаторов условно-рефлекторна: мозг, получая обратный сигнал о деятельности рецептора, непрерывно регулирует его работу. Сформированный в коре головного мозга, нервный импульс, распространяясь по центробежным, эфферентным (от лат. efferens – выносящий) нервным путям, воздействует на двигательные механизмы органа чувств и вызывает соответствующую настройку чувствительности рецептора.
Таким образом, ощущение – это не одноактное пассивное отражение того или иного свойства, а активный процесс, сложнейшая деятельность анализаторов, имеющая определенную структуру. У каждого вида ощущений – свой нейрофизиологический механизм – свой анализатор.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Выбор любовного партнера: у большинства «свой типаж»
  • Сыроватко Светлана Михайловна. Простые советы логопеда родителям
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Татьяна Васильева. Межличностный конфликт. Поведение в конфликте
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Джон Готтман. Четыре признака грядущего развода
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Выбор партнера: в любви противоположности не притягиваются
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • Елена Бутивщенко. NON-Конфликт. Деловые переговоры и работа с возражениями. - Елена Бутивщенко
  • Язык тела: признаки женской симпатии
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Анна Березовская. «Я одна, и он один...». Одиночество в паре
  • Рисуночный тест на определение склонности доверять окружающим
  • Символы любви и счастья. Как привлечь свечами желаемого партнера.
  • Атватер И. Невербальное общение.
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Притча «Любовь или нет?»
  • Рогалевич Людмила. Cборник занятий по здоровому образу жизни дошкольников
  • Общение как говорить, чтобы тебя поняли?
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Хелен Костер. 12 способов распознать ложь делового партнера
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Формы невербального поведения ног и стоп. Движение стоп вопреки силе тяжести.
  • Притча «Советы непальских мудрецов»
  • Отвернет избранника от соперницы сексуальный отворот
  • Заговоры на любовь и их негативные последствия
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Тигры»
  • Предупреждение для использующих заговоры
  • Умение убеждать и строить аргументацию.
  • Бубер М. Я И ТЫ
  • Редактор. Как выигрывать в спорах?
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 5-е
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Евгений Ильин. Как войти в доверие: психологические приемы вызова доверия
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Притча «Жизнь не может ждать»
  • Хлебова Вероника. Почему так трудно ценить?
  • Ж. Мессинжер. Речь тела: о чем нам говорят жесты?
  • Идеализация партнера в добрачных отношениях. Любовь и самооценка
  • Три упражнения, которые помогут заговорить на иностранном языке
  • Варианты успокаивающего поведения
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Зависимость глубины и прочности союза от уровня, на котором сделан выбор партнера
  • Когда бедные и богатые сотрудничают
  • Ермолина Ирина Александровна. РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь