|
Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117081
Автор: Карабанова Ольга Александровна.
Название: Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Итак, близнецовый метод обнаружил необходимость расширения круга детерминант, определяющих закономерности психического развития ребенка. Второй вывод состоял в том, что влияние среды не является прямым, а опосредованно активной действенной позицией самого ребенка. Это положение может быть проиллюстрировано примером феномена близнецовой ситуации, хорошо описанной в работах Р. Заззо, французского исследователя, представителя генетической школы психологии. Заззо удалось показать, что близнецы образуют устойчивую диаду, которая характеризуется ограниченностью контактов с социальным окружением. Кроме того, в рамках этой диады происходит распределение функций, ролей, позиций, что и приводит к формированию индивидуальных различий. Обычно два близнеца ограниченно общаются со сверстниками и меньше с родителями. Поэтому близнецы позже начинают говорить, поскольку не могут быть друг для друга моделью, источником речевого опыта.
Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе ■ 71 Вторая особенность в том, что они образуют команду, в которой структурированы позиции и распределена ответственность, поэтому в близнецовой группе происходит жесткое закрепление функций. Близнецовая ситуация показывает, что именно позиция, активность ребенка, а не наследственность и не среда определяет индивидуальные различия между детьми. Известно, что в большинстве случаев близнецы очень сильно различаются по своим личностным особенностям. Более того, часто они как бы дополняют друг друга. Например, один активен, с лидерскими наклонностями, бойкий, а второй предпочитает находиться в тени первого, обнаруживает большую зависимость и склонность к подчинению. Отношения, складывающиеся между близнецами, а не наследственность или среда определяют особенности их развития. Плюс к этому конкуренция близнецов за внимание и ласку родителей. Возникающая ситуация рождает различия в их взаимоотношениях. С одной стороны, каждый стремится к самоутверждению, а с другой — к сотрудничеству с близнецом как партнером. Вариантами могут стать соперничество, подчинение, равноправие. Даже на примере этих вариантов видно, что благодаря деятельности и общению близнецов создаются условия, приводящие к существенным различиям как личностных особенностей, так и умственного развития. Это еще раз подчеркивает важную роль активной деятельностной позиции самого субъекта развития. Необходимо также уточнить понятие «наследственность». В теории двух факторов наследственность понимается как биологический, органический фактор. Однако не учитывается, что наследственность человека социально детерминирована и представляет собой продукт исторического развития. Наследственное, генетическое нельзя противопоставлять социальному. Функции генотипа в психическом развитии включают типизацию как формирование общевидовых свойств, так и индивидуализацию как формирование индивидуальных различий. Хроногенетика определяет закономерности развертывания генетической программы во времени. Само влияние наследственности опосредовано средовыми условиями и общением со взрослым. Таким образом, можно сделать вывод, что все попытки свести закономерности развития к взаимодействию среды и наследственности потерпели фиаско. Возникла проблема определения значения активности и общения ребенка со взрослым. Решение этой проблемы было дано в рамках культурно-исторического подхода, развиваемого в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эль-конина, А. В. Запорожца. Лекция 5 Концепция психического развития ребенка 3. Фрейда 5.1. Движущие силы психического развития Вклад Зигмунда Фрейда (1856-1939) в психологию трудно переоценить. «Фрейд принадлежит, вероятно, к числу самых бесстрашных умов нашего века» [27]. Фрейд создал концепцию, положенную в основу большинства современных теорий развития личности. Общепризнанная теория Э. Эриксона, ставшая основой большинства периодизаций личностного развития, отталкивается от идей Фрейда. Предметом рассмотрения станут аспекты концепции 3. Фрейда, раскрывающие закономерности развития человека в онтогенезе. Данная концепция может быть отнесена к равновесно-интеграционным теориям. В основе представлений о развитии лежит принцип равновесия, уравновешивания психодинамических сил, из-за чего психоанализ является психодинамическим подходом. Концепция Фрейда — двухфакторная теория. Особенность соотношения факторов наследственности и среды — их антагонизм, выраженный в вытеснении природного в человеке и подавлении наследственного социальной средой. Что собой представляют два фактора? Человеку от природы врождены два рода влечений, связанные и составляющие в предельном варианте целое. Первое влечение — это Эрос, сексуальное влечение, трактуемое Фрейдом предельно широко как влечение к жизни. Эрос противостоит Танатосу, или влечению к смерти. Эрос не сводится к сексу в узком смысле, а включает влечения, связанные с самосохранением, влечение к жизни как стремление к воссозданию утраченной целостности по аналогии с мифом, изложенным в «Пире» Платона. Сексуальное влечение — есть влечение к гармонии, к единству, к целостности. И в этом смысле Эрос противостоит Танатосу как уходу в небытие. Сексуальное влечение наделено энергией либидо. Либидо составляет энергию человеческой активности, определяющей достижения человечества и основу его развития. Сексуальное влечение характеризуется объектом и сексуальными целями. Сексуальный объект биологически не предопреде- Лекция 5. Концепция психического развития ребенка 3. Фрейда ■ 73 лен, наследственно не зафиксирован, а выбирается в течение жизни. Под сексуальными целями Фрейд понимает телесные области, связанные с удовлетворением влечения, эрогенные зоны. Сексуальные цели меняются на протяжении жизни человека, отражая логику развития. Они связаны с функциями телесных органов и в определенном смысле обусловлены наследственно. Танатос как влечение к смерти выражает общую тенденцию к равновесию: человек пришел из небытия и должен вернуться в небытие. Влечение к смерти — есть проявление завершенности жизненного цикла. Единство противоположностей Эроса и Танатоса проявляется в том, что все жизне-охранительные тенденции могут рассматриваться как частные варианты, обеспечивающие организму свой путь к смерти как возвращения в безжизненное состояние. Влечение к смерти может выражаться в двух формах: аутоагрессии — саморазрушении, направленности на себя; внешне направленной агрессии. Внешняя агрессия является вторичной в силу того, что общество встает на пути естественных влечений человека, выступая помехой как на пути к удовлетворению сексуальных влечений, так и на пути саморазрушения. Государство, право, мораль выполняют репрессивные, защищающие функции. В этом смысле социальная среда противостоит, противодействует и подавляет природное наследственное в человеке. Л. С. Выготский, анализируя роль и значение социального и биологического факторов в концепции Фрейда, пишет, что история человеческих отношений складывается из двух тенденций: консервативной — биологической и прогрессивной — социологической. Именно они ведут к своеобразному «спиралевидному развитию человека». В пределах двухфакторной модели австрийский исследователь рассматривает наследственность как ведущий фактор. Очень важноВ концепции 3. Фрейда психическое развитие обусловлено органически, зафиксировано наследственно и может наступить без всякой помощи воспитания. По Фрейду, воспитание выступает как противоборствующий наследственности фактор, однако логика развития предопределена развитием сексуальности, обусловленной наследственностью. Противостояние среды и наследственности не может изменить стадии развития ребенка, понимаемые Фрейдом как стадии развития сексуальности. Роль наследственности, понимаемой как изначально врожденная система влечений, определенная динамика и стадии развития влечений, является определяющей в развитии. Среда — барьер на пути реализации влечений, вносит коррективы и искажения, но принципиально изменить ход развития не может. 74 ■ Возрастная психология. Конспект лекций 3. Фрейд постулирует два основных регулятивных принципа психической деятельности — принцип удовольствия и принцип реальности [93]. Конечную цель психической деятельности составляет достижение удовольствия и избегание неудовольствия, снижение давления психодинамических сил и восстановление их баланса. Принцип реальности ограничивает получение удовольствия в силу социальных норм и запретов, и удовлетворение достигается обходными путями или вовсе не достигается. Основным постулатом Фрейда является положение об изначальной детской, инфантильной сексуальности. Инфантильная сексуальность характеризуется следующими особенностями: во-первых, она, как любое другое эротическое влечение, подчинена принципу удовольствия, т. е. направлена на получение наслаждения; во-вторых, существует не изолированно, а присоединяется к какой-либо другой жизненно важной функции организма, например, к пищевой функции на первой оральной стадии развития организма; в-третьих, ребенок аутоэротичен, т. е. для него не требуется другого объекта для удовлетворения эротического влечения. Сексуальность Фрейдом трактуется предельно широко как направленность на получение удовольствия, наслаждения, на пути которой встают социальные запреты. Весь ход развития ребенка выступает как драма, каждый акт которой — неравная борьба сексуальных влечений с социальными запретами и помехами. В этом смысле данная концепция пессимистична: человек обречен и никогда не достигнет высшего состояния целостности, потому что его силы в борьбе с враждебным антагонистическим обществом неравны. 3. Фрейд выделяет три основных линии развития личности в онтогенезе: развитие сексуальных целей и объектов; развитие структуры личности, развитие защитных механизмов. 5.2. Развитие сексуальных целей и сексуальных объектов Сексуальная цель — телесная эрогенная зона, которая служит источником получения удовольствия. Либидо составляет энергию человеческой активности, определяющей достижения человечества и основу его развития. В онтогенезе перемещение либидо связано с переходом от одной телесной функции и эрогенной зоны к другой, преформированной наследственностью. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|