Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 172825

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Но есть и другая сторона инфантильного мироощущения — согласие с миром, способность быть самим собой.
Именно ее имел в виду Экзюпери, заявляя, что он «родом из своего детства». Его высказывание хорошо дополняется мыслью М.М. Пришвина, который тоже призывал хранить всю жизнь «нерушимое детство». В одной из дневниковых записей он представил проблему следующим образом. Детство мы теряем тогда, когда наше «Хочется» переходит в «Надо». Но «если в труд входит любовь и самый труд становится любовью, «Хочется» и «Надо» — одно».
Эта пришвинская метафора наглядно показывает, что способность быть самим собой, согласие с миром у взрослого человека принципиально иные, чем у ребенка. Первичное согласие с миром основано на отсутствии «Надо», на эгоцентризме, на обращенности вовнутрь. У взрослого человека согласие с миром основано на знании того, что «Хочется» и «Надо» одно, т.е. детерминировано когнитивно. Речь идет о непосредственном сущностном знании, обретаемом только жизненной практикой, иными словами, о сущностных связях с миром. И поскольку согласие с миром взрослого человека детерминировано когнитивно, оно основано на обращенности вовне, на расширении жизненного мира и на сущностном единении с ним.
В основе первичного согласия с миром лежит гедонистическая установка, принцип удовольствия. Попадая в условия трудного жизненного мира, он преобразуется в принцип реальности, опосредствованный механизмом терпения. При этом характер мотивации не меняется, внутренний мир остается тем же, в связи с чем принцип реальности выступает как «отсроченный» принцип удовольствия. Однако по замещении легкости трудностью он не в состоянии обеспечить согласия с миром. Актуальность «материально-телесных» предметов потребностей, обусловленная механизмом терпения, исчезает при их реальном обретении: все достигаемые блага в простом и трудном жизненном мире подвержены привыканию и пресыщению.
Закономерен вопрос: почему же большинство людей, пройдя в онтогенезе сквозь сито трудности и сложности, в той или иной степени теряют согласие с миром, а некоторые, подобно Экзюпери, сохраняют? Здесь принципиально важным представляется то обстоятельство, что у каждого человека безусловно сохраняется сама потенциальная способность к согласию с миром. Согласия с миром человек может достичь через познание тех сторон жизни, которые соединяют его с миром, через расширение сущностных связей.
Таким образом, человек рождается, во-первых, с изначальным согласием с миром, основанным на принципе удовольствия, и, во-вторых с уже имеющейся потенциальной способностью к принципиально иному, сущностному согласию с миром, детерминированному когнитивно. В идеале в процессе онтогенеза по мере разрушения первоначального согласия с миром оно должно замещаться окончательным, сущностным. Но на практике в подавляющем большинстве случаев происходит сбой, разрыв, который обычно так и не устраняется.
Предпосылки для разрыва целостности жизненного мира создаются с самого начала онтогенеза. Как только исходный жизненный мир с первичным материально-телесным согласием с миром, основанным на непосредственном удовлетворении единственной потребности в пище, начинает расширяться, в зависимости от характера образующихся новых связей целостность жизненного мира может либо сохраниться, либо нарушиться. Дальнейшее развитие жизненного мира идет по тому же сценарию: каждый новый акт его расширения, если образующееся новое пространство заполняется неадекватным содержанием, приводит к нарушению согласия с миром.
Можно говорить о двух различных линиях в онтогенезе жизненного мира: развитии, сопровождающемся ломками и сбоями, и оптимальном развитии, сохраняющем целостность жизненного пространства, согласие с миром. Оптимальная линия с самого начала обеспечивает незначимость появляющихся в онтогенезе трудности и затем сложности, осуществляя как бы перерастание первичного материально-телесного согласия с миром в сущностное. Это линия развития жизненного мира Экзюпери и, по всей вероятности, большинства людей с сущностной формой жизни. В то же время пример М.М. Пришвина показывает, что и обычная неоптимальная линия развития при ее последующей оптимизации может привести к сущностному жизненному миру. Условия, определяющие ту или иную линию онтогенеза жизненного мира на его различных этапах, будут рассмотрены при описании соответствующих возрастных периодов.
§ 5. Мотивация и типы характера
Связь мотивации и типа характера в наибольшей степени раскрывается в типологическом подходе П.Б. Ганнушкина. Он выделил типы психопатий и ввел основные понятия, ставшие фундаментом для исследования типов акцентуаций характера (К. Леонгард, А.Е. Личко и др.). Отнесенные к «средним людям» (Э. Кречмер), эти типы выступают как тенденции характера, широко используемые для типологической характеристики личности.
К. Леонгард и А.Е. Личко выделяют соответственно 12 и 11 типов акцентуаций характера. Для характеристики тенденций удобнее использовать 8 типов: демонстративный (истероидный), сензитивный (тревожный), гипертимный, дистимный (астено-невротический), возбудимый (эпилептоидный), осторожный (психастенический), лабильный и застревающий (шизоидный). В случае не акцентуаций, а более мягко проявленных тенденций они охватывают практически все возможные типы. Так, циклоидный тип может быть при этом объединен с эмоционально-лабильным, а тревожный — с эмотивным и экзальтированным.
Ниже приводятся свойственные различным акцентуациям характера черты, определяющие доминирующие мотивы и направленность личности. Использованы характеристики типов акцентуаций и психопатий, данные П.Б. Ганнушкиным, К. Леонгардом, А.Е. Личко, М.Н. Бурно. Будучи присущи именно акцентуациям и особенно психопатиям, указанные черты выступают до крайности заостренными. В то же время, проявляясь в виде более слабых тенденций, склонностей, они определяют структуру характера человека и наиболее свойственных ему особенностей мотивации.
Каждой акцентуации (тенденции) характера присущи как положительные, так и отрицательные черты. К. Леонгард подчеркивает, что в случае акцентуаций более сильно проявляются отрицательные, а в случае простых тенденций — положительные свойства личности.
1. Демонстративный (истероидный) тип. Главной чертой данного типа, как отмечает А.Е. Личко, является «беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Характерны поверхностность эмоциональных проявлений, их направленность на внешний эффект, стремление «позировать, не быть, а казаться» (М.Е. Бурно). Отмечаются непостоянство привязанностей, вообще неразвитость духовной сферы, склонность к ревности и зависти. Характерна повышенная внушаемость.
В прямом смысле благоприятные для развития сущностных мотивов черты не отмечаются. Тенденцию к ним можно предполагать в высокой значимости отношения к себе окружающих и в характерной для истероидов способности к перевоплощению.
Проявления сущностных связей с миром не характерны. По А.Е. Личко, «увлечь может лишь то, что дает возможность покрасоваться перед другими». Доминирующий мотив демонстративных личностей — слава во всех ее значениях и всех возможных проявлениях, от детского желания привлечь к себе внимание любой ценой и стремления иметь модные и престижные вещи, одежду, прическу до жажды широкой известности в той или иной сфере деятельности. Стремление к первенству, карьере, власти также опосредствует этот главный мотив.
2. Сензитивный (тревожный) тип. Данный тип обладает весьма широким набором черт, благоприятных для развития сущностных отношений. Это способность к сильным и глубоким чувствам, постоянство привязанностей и увлечений, их широта и многообразие; естественная (внутренняя) склонность к высоким нравственным нормам в оценках и в поведении; легкая, естественная усвояемость социальных ценностей, восприимчивость к интересам, обычаям, вкусам старшего поколения. Важной положительной чертой является склонность к интуитивному восприятию и мышлению.
Одновременно сензитивному типу характера свойствен и ряд черт, неблагоприятных для сущностных связей с миром. К ним относятся повышенная впечатлительность, тревожность и боязливость, трудности с контактностью, склонность к чувству собственной недостаточности, сильное переживание неудач, повышенная утомляемость. Увлечения в основном интеллектуально-эстетические, в них, как отмечает А.Е. Личко, привлекает «сам процесс занятий».
Доминирующие мотивы людей данного типа характера связаны с духовно-нравственными ценностями. В то же время становление сущностной формы жизни, возможной лишь при определяющей роли сущностных связей в общем ее содержании, затруднено вследствие вышеуказанных отрицательных черт.
3. Гипертимный тип. В этом типе характера также отмечается целый ряд черт, благоприятных для обретения сущностных связей с миром. Прежде всего, это встречающееся почти исключительно у данного типа оптимистическое отношение к своему будущему, а также постоянно приподнятое настроение, «солнечность» (А.Е. Личко). Соответственно, характерно обычно хорошее самочувствие. Следует отметить общительность, стремление быть в компании, уверенность в своих силах, живой интерес ко всему новому, стойкость к неудачам, богатство и разнообразие увлечений. К положительным моментам относятся также целеустремленность, активность и предприимчивость, малая утомляемость, способность рисковать, отходчивость, способность легко прощать обиды.
Существенными недостатками, затрудняющими развитие сущностных отношений, являются непостоянство, отвлекаемость (в том числе и в увлечениях), беззаботность, недостаток четкого видения грани между дозволенным и недозволенным, стремление к лидерству, командованию, недостаточная основательность, легкомыслие, непереносимость критических замечаний в свой адрес.
Доминирующие мотивы у гипертимов могут быть самыми различными. В благоприятных условиях, способствующих преодолению непостоянства, отвлекаемости и других отрицательных черт, они будут связаны с сущностными сторонами жизни. При таком развитии мотивации определяющая роль сущностных связей и соответственно становление сущностного жизненного мира облегчается свойственной гипертимным личностям оптимистическим отношением к жизни. В менее благоприятных условиях развития доминирующими могут стать мотивы первенства (престижная мотивация), карьера, власть и даже гедонистическая установка — удовольствия и развлечения как основной мотив.
4. Астено-невротический (дистимный) тип. Отличается рядом крайне неблагоприятных черт — склонностью к пессимизму, ощущению непрочности жизненной радости, повышенной утомляемости и раздражительности, к ипохондричности, к пониженному уровню настроения. Характерны недостаток уверенности в себе и напряженность при преодолении трудностей.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Притча «Поиски во тьме»
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Мучник М.М. Время в групповом анализе
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Анна Сухова. Кризис
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет)
  • Притча «Жизнь и дела Мастеров»
  • Притча «Про любовь»
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Погодин И.А. Мы – современники конца Света
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Немировская М.А. Развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения
  • Болотова Наталья Викторовна. Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи.
  • Притча «Момент во времени»
  • Почему время ускоряется с возрастом?
  • Братченко Сергей. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА: УРОКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Данченко В. ПРОГРАММА "ДАР"
  • Мораль; Morality; Moral
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Синхрония; Synchronicity; Synchronizitat
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Тело; Body
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Егор Горд. Упражнения для развития уверенности в себе
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Андреева Юлия Александровна. Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Время, стресс и суета. Психология времени
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Исакова Ольга Валерьевна. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Казакова Алия Викторовна. Формирование временных представлений у дошкольников
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Бриггс Э., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь