|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52639
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Информационный подход, лежащий в стороне от ранее представленных, не дает исчерпывающих ответов по поводу способности к переносу, поскольку тяготеет к принятию статичного рассмотрения квалифицированного выполнения. Многие авторы (например, Adams, 1971; Fitts, 1962) подчеркивали, что различные стадии харак-теризуют развитие навыка, в то время как другие предполагали, что профессиональное поведение по мере развития его форм становится все более иерархически организованным. Если наблюдать поведение пианиста или теннисного игрока, удивительно, как гибко может
70 быть организовано поведение до момента достижения желаемого результата. Такая утонченная гибкость обусловлена изменяющимся во времени программированием поведения и отражает то, что было названо хорошо развитым "планом" (Miller, Galanter & Pribram, 1960) или "стратегией" (Miller, 1972b), Duncan (1972) высказал схожую позицию в контексте обучения. Представляется, однако, что идентификация и развитие первоначальных, планов или стратегий организации работы должно быть важной детерминантой способности к переносу. Можно напомшпъ ранее приведенный пример работы техника в производстве пластиков, в котором некоторые составляющие работы требовали навыков принятия решения. В такой ситуации, когда отбор рассматривается для переподготовки, владение сходными планами или стратегиями даже из другого контекста может лучше предсказать способность к переносу, чем любые другие навыки категории обработки информации или объем соответствующих работе знаний. Возможно, что предсказание способностей к переносу будет более точным, если принять во внимание все эти источники информации. Заключение Выше были обсуждены два различных теоретических подхода с позиции возможного их использования для прогнозирования индивидуальной способности к переносу навыков н умений. Подход, связанный с анализом способностей, придает особое значение тому, что способность к переносу будет связующим звеном отдельных индивидуальных, достаточно устойчивых черт. Информационный подход рассматривает взаимодействие различных когнитивных способностей как детерминанты успешного выполнения и, соответственно, как способности к переносу для новой работы* Оба подхода используют данные, изначально ориентированные на субъекта, хотя следует также использовать характеристики задачи, чтобы точно отразить требования работы. Следовательно, когда принимается во внимание проблема отбора работников дня подготовки, которая будет, по-видимому, приобретать все более важное значение, необходимо использовать такие методики анализа работы, которые обеспечат информацию как о задаче, так и о субъекте. В специальной подготовке содержание и проектирование взаимодействия особенностей обучаемых (в терминах данных о субъекте) с характеристиками задачи имеет важное значение для определения способности к переносу. Соответственно, крайне необходимо взаи модействие между ютассификационными системами данных как о задаче, так и о субъектах (Dunette, 1976; Prien, 1977). Сегодня переход от этих базовых данных к эмпирическим основаниям обоснован 71 недостаточно, чтобы с полной уверенностью сделать прогноз об имеющейся способности к переносу знаний. Литература Adams, J.A. (1971). A closed-loop theory of motor learnings. Journal of Motor Behaviour, 3, 111-149. Altman, J/W. (1976). Transferahility of Vocational Skills: Review of literature and research information Ohio: Centre For Vocational Education. Annett, J., Duncan, K.D, (1967). Task analysis and training design. Occupational Psychology, 413 311*321. Blum, ML., Naylor, J.C. (1968). Industrial Psychology. New York: Harper & Row, Christal, R.E. (1974). The United States air force research project. Occupational Research Division. Texas: Air Force Ншпап Research Laboratory. Cunningham, D.J., Duncan, K.D. (1972). Describing non-repetitive tasks for training purposes. Occupational Psychology, 41, 203-210. Duncan, K.D. (1972). Strategies for analysis of the task. In Hartly, J. (ed.). Strategies for Programmed Instruction: An Education Technology. London: Butterworth. Dunette, M.D. (1976). Attitudes, abilities and skills. In Dunette, M.D. (ed,). Handbook of Industrial and Organizational Psychology. Chicago: Rand McNally. Fine, S.A. (1974), Functional Job Analysis: How to Standardise Task Statements. West European Institute for Employment Research. Fitts, P.M. (1965). Factors in complex skill training. In Glaser, R. (cd.) Training research and Education. New York: Wiley. Fleishman, E.A. (1962), The description and prediction of perceptual-motor skill learning. In Glanser R. (ed.). Training research and education. Pittsburgh: Pittsburgh University, Fleishman, E.A. (1975). Toward a taxonomy of performance. American Psychologist, 11, 1127-1149. Fleishman, E.A. (1978). Relating individual differences to the dimensions of human tasks. Ergonomics, 21,1007-1019. Gagne, R.M, (1970). The Conditions of Learning. New York: Holt, Rinehart & Winston. Gagne, R.M (1975). Taxonomic problems of Educational System, In Singel-ton, WX and Spurgeon, P, (ed,). Meosurmeni of Human Resources, London: Taylor & Francis. Gilbert, T«F, (1962). Mathematics: the technology of education. Journal of Mathematics, 1, 7-73, and 2,7-56. Guildford, J.P. 0967). The Nature of Human Intelligence. New York: McGraw-Hill. Mager, R.F. (1962), On the sequencing of instructional concept. In Davies, I.K, and Hartley, J. (ed.). Contributions to an Educational Technology. London: Butterworth. Marqiardtr L.D., and McCormick, EJ. (1974). The job dimensions underlying in the job elements of the position analysis questionnaire (PAQ, form B). Report 4. Purdue: Purdue University. 72 McConmc, EJ. (1976)* Job and task analysis. In Dunnette, M.D, (e&)p Handbook of Industrial and Organizational Psychology. Chicago: Rand McNally, Miller, R.B. (1962a). Task description and analysis. In Gagne, R.M. (ed.)/ Psychological Principles in System Development. New York: Holt, Rinchart & Winston. Miller, RJ3, (1962b). Analysis and specification of behaviour for training. In Glascr, R. (ed.)> Training Research and Education. New York: Wiley. Miller, G.A., Galanter, E., Pribram, K.H, (I960/ Plans and the Structures of Behaviour. New York: Holt, Rbehart & Winston. Naylor, J.S., Briggs, G.E. (1963). Effects of task complexity and task organiza* tion on the relative efficiency of part and whole training methods. Journal of Experimental Psychology, 65, 217-224. Pask, G. (1976). Styles and strategies of learning. British Journal of Educational Psychology, 46, 128-148. Pask, G., Scott, B.C. (1972). Learning strategies and individual competence. International Journal of Man-Mashine Studies, 4, 217-253, Posner> G.J., Strike, JCA-(1978). Principles of sequencing content. Contribution to an Educational Technology, v.2. London: Kogan Page. Prien, E,P., Ronan, W.W, (1971). Job analyses: a review of research findings. Personnel Psychology, 24, 371 -396. Prien, EP+ (1977). The function of job analysis in oontent validation. Personnel Psychology, 30,167-174. Resnick, L.B, (1976), Task analysis in instruction. In KJahr, D- (ed.), Cognition and Instruction. New York: Wiley. Seymour, W.D, (1966). Industrial Skills, London: Pitman. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|