|
Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 32172
Автор: Талайко С.В.
Название: Психология личности. Курс лекций. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Литература
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с. 2. Кон И.С. Проблема "Я" в психологии// В кн. Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М", 2000. - С.45-97. 3. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М., 1991. 4. Пантелеев С.Р. Самоотношение // В кн .:Психология самосознания. - Самара, 2000. - С. 208 - 242. 5. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 286 с. 6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности ( Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер Пресс. - 1997. - 608 с. 7. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 143 с. Лекция 7. Развитие личности. План лекции: 1. Концепции развития. 2. Теории развития личности: 2.1.Эпигенетическая концепция развития Э. Эриксона. 2.2. Гипотетическое построение периодизации развития зрелой личности в ходе жизни (В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева). 2.3. Концепция когнитивного развития (Ж. Пиаже). 2.4. Концепция нравственного развития (Л. Колберг). 3. Индивидуальное развитие личности и ее жизненный путь (А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн). 1. Концепции развития. Термин "развитие" указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторные (или двигательные) навыки. Когнитивная область включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Охватывает изменения, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи. Психосоциальная область охватывает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развития взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, эмоций и чувств, а с другой - формирование социальных навыков и моделей поведения. Одной из влиятельных на сегодняшний день моделью человеческого развития стала (модель, предложенная американским псхологом Ури Бронфенбреннером. Согласно его модели экологических систем, развитие человека - это динамический, идущий в двух направлениях процесс, включающий в качестве взаимодействующих элементов непосредственное окружение индивидуума, социальную среду, а также ценности, законы и традиции той культуры, в которой индивидуум живет. Развитие взрослого человека можно описать в контексте трех самостоятельных систем, которые соотносятся с различными аспектами его Я. Они включают развитие личного Я, Я как члена семьи (взрослый ребенок, супруг (а) или родитель) и Я как работника. Эти системы взаимосвязаны. Например, исследования показали, что чем больше удовлетворение приносит отцу трудовая деятельность, тем выше его самоуважение и тем вероятнее, что ему будет свойственен принимающий, любящий и поощряющий стиль родительского поведения. Личностный рост - понятие широкое, охватывает все многообразие жизни человека на протяжении всех отпущенных ему лет, начиная от рождения и кончая смертью. Н. Р. Битянова предлагает рассмотрение роста личности через явление саморазвития как непрерывного процесса, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды, воспринимать жизнь во всей своей красе. Можно выделить отличительные черты развитой личности, которая берет на себя ответственность за свои действия: - удовлетворяет свои нужды без ущерба для других людей; - достигает значительного успеха в деятельности, так как она служит для них объектом самовыражения; - демонстрирует энергию и жизнестойкость в своей повседневной жизни; - открыта профессиональным переменам и новому жизненному опыту. Саморазвитие - это творческое отношение индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного воздействия на внешний и свой внутренний мир с целью их преобразования. С точки зрения Н.Р. Битяновой существует три основных элемента техники самореализации: первый включает приемы организационно-управленческого характера, второй - направлен на интеллектуальное развитие, третий - на саморегуляцию психических состояний. 2. Теории развития личности. 2.1. Эпигегенетическая концепция развития Э. Эриксона. Свою концепцию психологического развития личности Э. Эриксон рассматривает как вариант эпигенетического учения о развитии. Центральным для теории развития Э. Эриксона является положение о том, что человек в течение жизни проходит несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии c эпигенетическим принципом созревания. Эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося "плана личности", который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития Э. Эриксона базируется на следующих положениях: 1) каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время ("критический период"); 2) полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий; 3) каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду на этой стадии; 4) каждая из восьми стадий характеризуется ("фазо-специфической") эволюционной задачей - проблемой в социальном развитии, которая предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. Характерные модели поведения обусловлены тем, каким образом разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис. Э. Эриксон особо подчеркивает, что кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации". Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии более адаптивной и зрелой личностью. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|