|
Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 21067
Автор: Баскаков В.Ю.
Название: СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Литература
1 Баскаков В. Танатотерапия. Психологический энциклопедический словарь. Инфра-М (в печати) 2. Баскаков В. Русское гело (к постановке проблемы телесно-ориентированного анализа национального характера). «Психологическая консультация», №1, 1998г. Стр 13-20. 3. Баскаков В. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов. Сб Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.1991. Стр.54-61. 4. Баскаков В. Минимальные по силе и амплитуде воздействия. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия. СПб.,2000, стр.264-276. 5 Гроф С , Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М.1996.-246с. 6. О Павел Флоренский Человек умирает только раз в жизни ' «Не восхищением непщева» (Филип.2, 6-8) (К суждению о мистике), Сергиев Посад, 1915. 7. Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок,- Мн.: Харвест, 1998.- 656с 8. Стивен Левин. Кто умирает? — К.: «София», Ltd. 1996.-352с. 9 Талалаж Я , Талалаж С. Самые невероятные в мире — секс, ритуалы, обычаи. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.- 262с. 10. Трудно быть трупом. Газета «Комсомольская правда», 23 июня 1998г. 11. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980.-831с. 12. A New Age Handbook on Death and Dying DeVorss & Company, 1982 13. Baskakov V. Body Magic/ Energy and Character. The Journal of Biosynthesis. Vol.25 №1, April 1994, p.15-17 14. Easy Death: Spiritual Discourses and Essays on the Inherent and Ultimate Transcendence of Death and Everything Else The Dawn Horse Press, 1991 15. Kubler-Ross, E On Death and Dying. London: Collier-Macmillan Ltd ,1969 16. Moody, R.A Life After Life, Atlanta, Ga- Mockingbird Books, 1975 3.2. В. Березкина-Орлова. Актерские телесно-ориентированные психотехники Представляемый психологический тренинг является дальнейшей разработкой "Телесно-ориентированной психотехники актера", описанной в "Хрестоматии по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике" (Москва, 1993). При разработке тренинга особое внимание уделялось телесным ощущениям и невербальным компонентам общения. Часто при общении принимается во внимание только вербальный его компонент, в то время как человек всегда, хочет он того или нет, говорит еще и телом, мимикой, движениями (установлено, что человек передает телом и интонациями от 40 до 70% информации). Более того, язык тела менее осознаваем, менее контролируем и поэтому более правдив. Невербальные техники хорошо использовать при работе с людьми, испытывающими трудности в самовыражении, зажатыми, скованными социально-ролевыми стереотипами, склонными рационализировать, "забалтывать" проблемы, при психо-соматических заболеваниях. В течение жизни человек учится подавлять такие чувства , как стыд, обида, страх, гнев. Но известно, что та наша "часть", которую мы в себе отвергаем, становится нашим преследователем. Тело "знает" и "помнит" все страдания нашей души, оно может рассказать нам многое о нас самих, может нас многому научить, оно может помочь нам восстановить утерянные связи и указать путь к исцелению. Оно подает нам сигналы, которые мы не ив Свободное тело понимаем и игнорируем, так как контакт с собственным телом у нас часто нарушен, иногда полностью потерян. Отчуждение же от собственного тела ведет и к межличностному отчуждению. Восстановление такого котнакта и является основной целью предлагаемого тренинга. Задачами тренинга, подчиненными основной его цели, являются: — снятие телесных напряжений; — осознание своих проблем в виде их телесных аналогов; — установление невербальных контактов с други- ми людьми; — улучшение психологического самочувствия при взаимодействии с другими людьми. Необходимо отметить, что возможность использования тренинга не зависит от теоретических позиций психотерапевта и от предпочитаемого им направления психотерапии. Техники, сходные используемым в тренинге, применяются в психодраме, гештальт-терапии, психосинтезе. Большинство техник, предлагаемых нами, описаны М.А.Чеховым, педагогами по сценическому мастерству, работающими в рамках школы К.С.Станиславского, а также театральным режиссером Е.В.Колесниковой. Часть их них неизбежно претерпела некоторые изменения и добавления, так как мы не ставим перед собой чисто сценических задач. Задачи же повышения чувствительности к себе, к собственному телу, к собственным эмоциям и чувствам, к другому человеку, решаемые с помощью этих техник, являются важными и "вечными" психологическими и психотерапевтическими задачами почти всех направлений психотерапии. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 127 В ходе тренинга участники знакомятся с тремя большими смысловыми кусками: 1 Работа с мышечными напряжениями; 2. Работа с "атмосферой" (контекстом общения). 3. Работа с "психологическим жестом". Два последних понятия были описаны М Чеховым и, на наш взгляд, обладают исключительной значимостью для расширения круга осознания невербальных аспектов взаимодействия людей. Мышечные напряжения Согласно положениям телесно-ориентированной терапии телесные зажимы (напряжения различных групп мышц и стесненное дыхание) порождаются внутренними психологическими конфликтами и стремлением человека изолировать себя от неприятных эмоций. Зажимы, часто оставаясь неосознаваемыми, "пожирают" огромное количество энергии человека, мешая его нормальному функционированию, приводя к усталости, ощущению тяжести в отдельных частях тела, перебоям дыхания, не ослабляя, а, напротив, увеличивая психологический и физиологический дискомфорт. Описаны разные способы работы с мышечными напряжениями: прямой массаж, самовнушение, усиление зажимов, перевод напрядения в другие части тела, которые легче поддаются расслаблению и т.д. Предложенные ниже техники дадут возможность выбора наиболее "созвучного" для участника способа, с которым он сможет далее работать самостоятельно. 128 Свободное тело Техники: /. Контрастное напряжение "Напрягите правую руку. Почувствуйте, как она становится тяжелой, как будто в нее перемещается центр тяжести вашего тела. Усиливайте напряжение, утрируйте его, доводя до предела. Сбросьте напряжение. Проделайте то же самое с левой рукой. Напрягите плечи. Если чувствуете, чго вам это не удается, немного надавите пальцами на плечи, почувствуйте напряжение. Усильте его, доводя до предела. Сбросьте. Напрягите заднюю часть шеи (па передней части шеи, гортани напряжение не фокусируется но принципиальным соображениям)... Спину... Поясницу... Обе ноги__ Правую ногу... Левую ногу... Низ живота. Напрягите верх живота. Что происходит с вашим дыханием ? Оно становится поверхностным, нижняя часть легких не заполняется. Сбросьте напряжение. Напрягите грудь. Обратите внимание на дыхание. Сбросьте напряжение. Напрягите все тело целиком. Расслабьте. Напрягите, расслабьте." При выполнении этого и следующего упражнений участников необходимо предупредить, что если у кого-то из них были физические травмы, переломы, пострадавшие участки тела должны работать в щадящем режиме, утрирование напряжения должно происходить в воображении. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|