Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 20927

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Литература
1 Баскаков В. Танатотерапия. Психологический энциклопедический словарь. Инфра-М (в печати)
2. Баскаков В. Русское гело (к постановке проблемы телесно-ориентированного анализа национального характера). «Психологическая консультация», №1, 1998г. Стр 13-20.
3. Баскаков В. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов. Сб Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.1991. Стр.54-61.
4. Баскаков В. Минимальные по силе и амплитуде воздействия. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия. СПб.,2000, стр.264-276.
5 Гроф С , Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М.1996.-246с.
6. О Павел Флоренский Человек умирает только раз в жизни ' «Не восхищением непщева» (Филип.2, 6-8) (К суждению о мистике), Сергиев Посад, 1915.
7. Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок,- Мн.: Харвест, 1998.- 656с
8. Стивен Левин. Кто умирает? — К.: «София», Ltd. 1996.-352с.
9 Талалаж Я , Талалаж С. Самые невероятные в мире — секс, ритуалы, обычаи. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.- 262с.
10. Трудно быть трупом. Газета «Комсомольская правда», 23 июня 1998г.
11. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980.-831с.
12. A New Age Handbook on Death and Dying DeVorss & Company, 1982
13. Baskakov V. Body Magic/ Energy and Character. The Journal of Biosynthesis. Vol.25 №1, April 1994, p.15-17
14. Easy Death: Spiritual Discourses and Essays on the Inherent and Ultimate Transcendence of Death and Everything Else The Dawn Horse Press, 1991
15. Kubler-Ross, E On Death and Dying. London: Collier-Macmillan Ltd ,1969
16. Moody, R.A Life After Life, Atlanta, Ga- Mockingbird Books, 1975
3.2. В. Березкина-Орлова. Актерские телесно-ориентированные психотехники
Представляемый психологический тренинг является дальнейшей разработкой "Телесно-ориентированной психотехники актера", описанной в "Хрестоматии по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике" (Москва, 1993). При разработке тренинга особое внимание уделялось телесным ощущениям и невербальным компонентам общения.
Часто при общении принимается во внимание только вербальный его компонент, в то время как человек всегда, хочет он того или нет, говорит еще и телом, мимикой, движениями (установлено, что человек передает телом и интонациями от 40 до 70% информации). Более того, язык тела менее осознаваем, менее контролируем и поэтому более правдив. Невербальные техники хорошо использовать при работе с людьми, испытывающими трудности в самовыражении, зажатыми, скованными социально-ролевыми стереотипами, склонными рационализировать, "забалтывать" проблемы, при психо-соматических заболеваниях.
В течение жизни человек учится подавлять такие чувства , как стыд, обида, страх, гнев. Но известно, что та наша "часть", которую мы в себе отвергаем, становится нашим преследователем. Тело "знает" и "помнит" все страдания нашей души, оно может рассказать нам многое о нас самих, может нас многому научить, оно может помочь нам восстановить утерянные связи и указать путь к исцелению. Оно подает нам сигналы, которые мы не
ив
Свободное тело
понимаем и игнорируем, так как контакт с собственным телом у нас часто нарушен, иногда полностью потерян. Отчуждение же от собственного тела ведет и к межличностному отчуждению. Восстановление такого котнакта и является основной целью предлагаемого тренинга. Задачами тренинга, подчиненными основной его цели, являются:
— снятие телесных напряжений;
— осознание своих проблем в виде их телесных аналогов;
— установление невербальных контактов с други-
ми людьми;
— улучшение психологического самочувствия при
взаимодействии с другими людьми.
Необходимо отметить, что возможность использования тренинга не зависит от теоретических позиций психотерапевта и от предпочитаемого им направления психотерапии. Техники, сходные используемым в тренинге, применяются в психодраме, гештальт-терапии, психосинтезе. Большинство техник, предлагаемых нами, описаны М.А.Чеховым, педагогами по сценическому мастерству, работающими в рамках школы К.С.Станиславского, а также театральным режиссером Е.В.Колесниковой. Часть их них неизбежно претерпела некоторые изменения и добавления, так как мы не ставим перед собой чисто сценических задач. Задачи же повышения чувствительности к себе, к собственному телу, к собственным эмоциям и чувствам, к другому человеку, решаемые с помощью этих техник, являются важными и "вечными" психологическими и психотерапевтическими задачами почти всех направлений психотерапии.
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 127
В ходе тренинга участники знакомятся с тремя большими смысловыми кусками:
1 Работа с мышечными напряжениями;
2. Работа с "атмосферой" (контекстом общения).
3. Работа с "психологическим жестом".
Два последних понятия были описаны М Чеховым и, на наш взгляд, обладают исключительной значимостью для расширения круга осознания невербальных аспектов взаимодействия людей.
Мышечные напряжения
Согласно положениям телесно-ориентированной терапии телесные зажимы (напряжения различных групп мышц и стесненное дыхание) порождаются внутренними психологическими конфликтами и стремлением человека изолировать себя от неприятных эмоций. Зажимы, часто оставаясь неосознаваемыми, "пожирают" огромное количество энергии человека, мешая его нормальному функционированию, приводя к усталости, ощущению тяжести в отдельных частях тела, перебоям дыхания, не ослабляя, а, напротив, увеличивая психологический и физиологический дискомфорт.
Описаны разные способы работы с мышечными напряжениями: прямой массаж, самовнушение, усиление зажимов, перевод напрядения в другие части тела, которые легче поддаются расслаблению и т.д.
Предложенные ниже техники дадут возможность выбора наиболее "созвучного" для участника способа, с которым он сможет далее работать самостоятельно.
128
Свободное тело
Техники:
/. Контрастное напряжение
"Напрягите правую руку. Почувствуйте, как она становится тяжелой, как будто в нее перемещается центр тяжести вашего тела. Усиливайте напряжение, утрируйте его, доводя до предела. Сбросьте напряжение. Проделайте то же самое с левой рукой. Напрягите плечи. Если чувствуете, чго вам это не удается, немного надавите пальцами на плечи, почувствуйте напряжение. Усильте его, доводя до предела. Сбросьте. Напрягите заднюю часть шеи (па передней части шеи, гортани напряжение не фокусируется но принципиальным соображениям)... Спину... Поясницу... Обе ноги__ Правую ногу... Левую ногу... Низ живота. Напрягите верх живота. Что происходит с вашим дыханием ? Оно становится поверхностным, нижняя часть легких не заполняется. Сбросьте напряжение. Напрягите грудь. Обратите внимание на дыхание. Сбросьте напряжение. Напрягите все тело целиком. Расслабьте. Напрягите, расслабьте."
При выполнении этого и следующего упражнений участников необходимо предупредить, что если у кого-то из них были физические травмы, переломы, пострадавшие участки тела должны работать в щадящем режиме, утрирование напряжения должно происходить в воображении.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Упражнение «Танец».
  • Григорьева Инга Александровна. Танец цветов и бабочек, подготовительная группа «Радость» и «Солнышко»
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Корюхова Наталья Викторовна. Танец для средней группы детского сада «Морячки»
  • Завьялова Анастасия Валерьевна. Комплексы утренней гимнастики для детей старшей группы
  • Упражнение для развития умения уверенно действовать в быстро меняющейся ситуации и чувствительности к партнерам по общению «Кошки мышки»
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Чодороу Дж. Тело как символ: танец и движение в анализе
  • Юлушева Лилия Рамазановна. Три шага к постановке танца
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Разминочное упражнение: «Найди свою пару».
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Упражнение-игра развивает умение действовать в быстро меняющейся ситуации коммуникации и служит хорошей разминкой «Бездомный кролик»
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • Деловая игра: «Подводная лодка».
  • ГИМНАСТИКА БЕРЕМЕННЫМ
  • Баркалова Наталья Львовна. «Весёлая зарядка»
  • Упражнение «Нарисуем вместе».
  • Упражнение для разминки, делающее межличностное взаимодействие более интенсивным «Охота на антилоп»
  • «Пойми меня»
  • Развитие временной ориентации. ЗАНЯТИЕ 18
  • Донских Татьяна Ивановна. Коммуникативная игра «Я по кругу погуляю»
  • Неретина Лариса Александровна. Конспект развивающего занятия «Школа радости»
  • Бирюкова И.В. Вступительное слово редактора специальной темы номера
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Бирюкова И.В. Аутентичное движение и мудрость тела
  • Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 4
  • Развитие устойчивости, распределения внимания, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 7
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Котова Марина Анатольевна. Важность и необходимость музыкально-ритмических движений в жизни дошкольника
  • Задорожная Татьяна Владимировна. Календарно-тематическое планирование в старшей группе
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Упражнение для формирования умения предугадывать реакции партнера по общению «Кальмар»
  • Развитие логического мышления, пополнение словаря. ЗАНЯТИЕ 19
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Развитие устойчивости внимания и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 5
  • Упражнения для беременных. В ожидании Чуда.
  • Развитие умения «вслушиваться» в свои чувства для тренинга развития детей испытывающих трудности адаптации
  • Тренинг развития навыков ведения конструктивного диалога в конфликте
  • Развитие концентрации, распределения внимания, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 16
  • Уманец Дарья Сергеевна. Тренинг «Я, ты, он, она»
  • Упражнение. «Польза курения»
  • Торубарова Татьяна Александровна. 29 апреля — Международный день танца
  • Редактор. Методика организации оздоровительного бега по системе Ю.Ф.Змановского
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Игра «Социометрия».
  • Самошкина Татьяна Павловна. ТАНЕЦ-СКАЗКА
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь