Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39107

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

• Вовлечь одного из членов пары в общую дискуссию, при этом пара распадается хотя бы временно.
• Призвать пару участвовать в общей работе группы, хотя это может вызвать у участников воспоминание об авторитарном школьном учителе.
• Привлечь внимание группы к поведению пары, чтобы группа сама решила эту проблему.

Формирование сопротивляющейся подгруппы вокруг отрицательного лидера может заблокировать работу группы и привести к ее распаду. Участники подгруппы постоянно опаздывают на занятия, спорят с психотерапевтом или молча демонстрируют свое несогласие с ним, ведут себя враждебно, саркастически. В такой ситуации Ф. Бурнард (2001) рекомендует следующие действия.
 Вступить в открытую конфронтацию с отрицательным лидером, чтобы обнаружить его притязания на власть в группе.
 Привлечь внимание группы к происходящему и открыто обсудить проблему.
 Показать группе свое чувство дискомфорта в расчете, что это обезоружит «противника».
 Поговорить с отрицательным лидером один на один, чтобы лучше понять мотивы его поведения.

В продуктивный период работы группы некоторые участники могут образовать тайную коалицию для наслаждения комфортом близких и безопасных отношений. Кто-то из участников может покинуть группу из-за усилившегося страха самораскрытия и возникновения близких отношений. Своевременно заметить и решить эти и другие проблемы помогает оценка определенных аспектов работы участников. Р. Кочюнас (2000) предлагает завершать групповые сессии раздачей анкеты, в которой ответ на каждый вопрос оценивается по 10-балльной шкале.
1. Насколько чувствуешь себя включившимся в эту встречу?
2. Часто ли сегодня хотелось участвовать в работе группы?
3. Насколько активным чувствовал себя сегодня?
4. Как часто хотел рисковать?
5. Насколько сегодня доверял участникам группы?
6. Насколько сегодня доверял: а) терапевту? б) котерапевту?
7. Насколько сегодняшняя встреча побуждала решать свои проблемы, настоящую жизненную ситуацию, находить возможные способы решения
8. Насколько сегодняшняя встреча затронула твои чувства?
9. Много ли ты сегодня заботился о других участниках?
10. Хотелось ли сегодня делиться своими мыслями и чувствами?
11. Насколько ясные цели были у тебя на сегодняшней встрече?
12. Хотелось бы вновь встретиться с группой после сегодняшней встречи?
13. Насколько целесообразной и жизнеспособной показалась тебе группа?
14. Насколько сплоченной кажется группа?
15. Насколько продуктивной была сегодняшняя встреча?

Во избежание перечисленных ошибок групповой психотерапевт должен пройти курс применения теории и методов групповой психотерапии, иметь личный опыт участия в тренинговых и терапевтических группах, опыт наблюдения за работой групп под руководством опытных специалистов и опыт самостоятельного ведения группы под профессиональной супервизией. Хорошему терапевту группа необходима не для самоутверждения, а для удовлетворения потребности помогать людям в реализации их целей. При этом терапевт обязан с уважением относиться к выбору группы ее целей и норм. В то же время он должен быть образцом человека, поведение которого отражает его жизненные ценности.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
А.А. Осипова (2000) выделяет четыре основных блока (этапа) программы психокоррекции:
1) диагностический блок;
2) установление продуктивного контакта с клиентом;
3) коррекционный блок;
4) блок оценкиэ ффективности коррекционных воздействий.

На первом этапе выявляются особенности личности и факторы риска, формируется общая коррекционная программа.
На втором этапе терапевт побуждает у клиента желание взаимодействовать, снимает тревожность, повышает уверенность в себе и формирует желание сотрудничать с консультантом с целью изменить свою жизнь к лучшему.
Целью коррекционного блока является гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, овладение определенными способами деятельности.
На заключительном этапе прорабатываются в жизненной практике и оцениваются с точки зрения их эффективности новые эмоциональные и поведенческие реакции, стабилизируется самооценка.
Автор перечисляет следующие принципы составления коррекционной программы:
• системность коррекционных, профилактических и развивающих задач;
• единство коррекции и диагностики;
• принцип приоритетности коррекции каузального типа;
• деятельный принцип коррекции;
• учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента;
• комплексность методов психологического воздействия;
• активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе;
• опора на разные уровни организации психических процессов;
• программированное обучение;
• возрастание сложности;
• учет объема и степени разнообразия материала;
• учет эмоциональной сложности материала.

При составлении коррекционной программы необходимо:
1) четко сформулировать цели работы;
2) определить круг задач, конкретизирующих цели коррекции;
3) определить стратегию и тактику проведения коррекционной работы;
4) отобрать конкретные методики и техники для предстоящей работы;
5) подготовить необходимые материалы и оборудование;
6) четко определить формы работы (индивидуальная, групповая, семейная, смешанная);
7) определить обще время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;
8) определить необходимую частоту встреч и длительность каждой встречи;
9) разработать конкретную коррекционную программу в целом и определить содержание каждого занятия;
10) продумать формы участия других лиц (медиков, педагогов, социальных работников и пр.), при работе с семьей – подключение родственников, значимых взрослых и т.д.;
11) определить формы контроля динамики коррекционной работы;
12) реализовать коррекционную программу, внося в нее дополнения и изменения по ходу работы;
13) оценить эффективность реализованной программы.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Кочюнас Р. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  • Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга.
  • Групповая психотерапия с пациентами, страдающими кожными заболеваниями
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Кори Дж. Этические вопросы использования групповых техник
  • Доморацкий В. А. - Краткосрочные методы психотерапии
  • Елена Батищева. Арт-терапия — исцеление искусством
  • Под ред. А. И. Копытина - Практикум по арт-терапии
  • Браун Д., Педдер Дж. - Введение в психотерапию Принципы и практика психодинамики
  • Гулдинг Мэри Макклюр. Трансактный анализ и терапия нового решения
  • Сафронова Марина Геннадьевна. Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ»
  • Милтон Д. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия - конкурирующие парадигмы или общая почва?
  • Фаррелли Ф., Брандсма Д. - Провокационная терапия
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В. В. Семейная психотерапия.
  • Групповая психотерапия
  • Черников А.В. Эмоционально фокусированная терапия супругов. Руководство для психотерапевтов
  • Баскакова М. А., Березкина Орлова В. Б. Телесно ориентированная психотехника актера.
  • Групповой анализ
  • Муллан Боб - Психотерапевты о психотерапии
  • Куттер Петер - Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов
  • Зейга Дж. К. Эволюция психотерапии. Сборник статей. Т. 1. Семейный портрет в интерьере. Семейная терапия
  • М. Уайт. Нарративная терапия. Карты нарративной практики
  • Погодин И.А. О сущности эксперимента в практике психотерапии переживанием
  • Николе Майкл, Ричард. Семейная терапия. Концепции и методы. 5-е международное издание.
  • Бек А. Когнитивная терапия пограничного расстройства личности
  • Кернберг Отто - Тяжелые личностные расстройства
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Рудестам К. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ
  • Терапия; therapy
  • За пределами психики. Терапевтическое путешествие Карла Витакера - Автор неизвестен.
  • Горшкова Елена Григорьевна. Групповой краткосрочный проект для детей старшей группы «Сказки П. П. Бажова»
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Заростова Елена Михайловна. АРТ-ТЕРАПИЯ В ДОУ
  • Польстер Ирвин, Польстер Мириам. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики.
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Гроза Оксана Ивановна. Эссе — Гроза Оксана Ивановна
  • Ягнюк К.В. Вступительное слово редактора
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Шемякова Алена. Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности развития
  • Нардонэ Дж., Вацлавик П. - Искусство быстрых изменений: Краткосрочная стратегическая терапия
  • Кузнецова Ольга. Песочная терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста
  • Хейвенс Р. Мудрость Милтона Эриксона.
  • Кроль Л.М., Пуртова Е.А. - Методы современной психотерапии: Учебное пособие
  • Ховрачев А. П., Еремина Е. К. Краткосрочная групповая терапия: ТА здесь и сейчас



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь