|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39107
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке • Вовлечь одного из членов пары в общую дискуссию, при этом пара распадается хотя бы временно.
• Призвать пару участвовать в общей работе группы, хотя это может вызвать у участников воспоминание об авторитарном школьном учителе. • Привлечь внимание группы к поведению пары, чтобы группа сама решила эту проблему. Формирование сопротивляющейся подгруппы вокруг отрицательного лидера может заблокировать работу группы и привести к ее распаду. Участники подгруппы постоянно опаздывают на занятия, спорят с психотерапевтом или молча демонстрируют свое несогласие с ним, ведут себя враждебно, саркастически. В такой ситуации Ф. Бурнард (2001) рекомендует следующие действия. Вступить в открытую конфронтацию с отрицательным лидером, чтобы обнаружить его притязания на власть в группе. Привлечь внимание группы к происходящему и открыто обсудить проблему. Показать группе свое чувство дискомфорта в расчете, что это обезоружит «противника». Поговорить с отрицательным лидером один на один, чтобы лучше понять мотивы его поведения. В продуктивный период работы группы некоторые участники могут образовать тайную коалицию для наслаждения комфортом близких и безопасных отношений. Кто-то из участников может покинуть группу из-за усилившегося страха самораскрытия и возникновения близких отношений. Своевременно заметить и решить эти и другие проблемы помогает оценка определенных аспектов работы участников. Р. Кочюнас (2000) предлагает завершать групповые сессии раздачей анкеты, в которой ответ на каждый вопрос оценивается по 10-балльной шкале. 1. Насколько чувствуешь себя включившимся в эту встречу? 2. Часто ли сегодня хотелось участвовать в работе группы? 3. Насколько активным чувствовал себя сегодня? 4. Как часто хотел рисковать? 5. Насколько сегодня доверял участникам группы? 6. Насколько сегодня доверял: а) терапевту? б) котерапевту? 7. Насколько сегодняшняя встреча побуждала решать свои проблемы, настоящую жизненную ситуацию, находить возможные способы решения 8. Насколько сегодняшняя встреча затронула твои чувства? 9. Много ли ты сегодня заботился о других участниках? 10. Хотелось ли сегодня делиться своими мыслями и чувствами? 11. Насколько ясные цели были у тебя на сегодняшней встрече? 12. Хотелось бы вновь встретиться с группой после сегодняшней встречи? 13. Насколько целесообразной и жизнеспособной показалась тебе группа? 14. Насколько сплоченной кажется группа? 15. Насколько продуктивной была сегодняшняя встреча? Во избежание перечисленных ошибок групповой психотерапевт должен пройти курс применения теории и методов групповой психотерапии, иметь личный опыт участия в тренинговых и терапевтических группах, опыт наблюдения за работой групп под руководством опытных специалистов и опыт самостоятельного ведения группы под профессиональной супервизией. Хорошему терапевту группа необходима не для самоутверждения, а для удовлетворения потребности помогать людям в реализации их целей. При этом терапевт обязан с уважением относиться к выбору группы ее целей и норм. В то же время он должен быть образцом человека, поведение которого отражает его жизненные ценности. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ А.А. Осипова (2000) выделяет четыре основных блока (этапа) программы психокоррекции: 1) диагностический блок; 2) установление продуктивного контакта с клиентом; 3) коррекционный блок; 4) блок оценкиэ ффективности коррекционных воздействий. На первом этапе выявляются особенности личности и факторы риска, формируется общая коррекционная программа. На втором этапе терапевт побуждает у клиента желание взаимодействовать, снимает тревожность, повышает уверенность в себе и формирует желание сотрудничать с консультантом с целью изменить свою жизнь к лучшему. Целью коррекционного блока является гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, овладение определенными способами деятельности. На заключительном этапе прорабатываются в жизненной практике и оцениваются с точки зрения их эффективности новые эмоциональные и поведенческие реакции, стабилизируется самооценка. Автор перечисляет следующие принципы составления коррекционной программы: • системность коррекционных, профилактических и развивающих задач; • единство коррекции и диагностики; • принцип приоритетности коррекции каузального типа; • деятельный принцип коррекции; • учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента; • комплексность методов психологического воздействия; • активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе; • опора на разные уровни организации психических процессов; • программированное обучение; • возрастание сложности; • учет объема и степени разнообразия материала; • учет эмоциональной сложности материала. При составлении коррекционной программы необходимо: 1) четко сформулировать цели работы; 2) определить круг задач, конкретизирующих цели коррекции; 3) определить стратегию и тактику проведения коррекционной работы; 4) отобрать конкретные методики и техники для предстоящей работы; 5) подготовить необходимые материалы и оборудование; 6) четко определить формы работы (индивидуальная, групповая, семейная, смешанная); 7) определить обще время, необходимое для реализации всей коррекционной программы; 8) определить необходимую частоту встреч и длительность каждой встречи; 9) разработать конкретную коррекционную программу в целом и определить содержание каждого занятия; 10) продумать формы участия других лиц (медиков, педагогов, социальных работников и пр.), при работе с семьей – подключение родственников, значимых взрослых и т.д.; 11) определить формы контроля динамики коррекционной работы; 12) реализовать коррекционную программу, внося в нее дополнения и изменения по ходу работы; 13) оценить эффективность реализованной программы. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|