Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 38785

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

• Вовлечь одного из членов пары в общую дискуссию, при этом пара распадается хотя бы временно.
• Призвать пару участвовать в общей работе группы, хотя это может вызвать у участников воспоминание об авторитарном школьном учителе.
• Привлечь внимание группы к поведению пары, чтобы группа сама решила эту проблему.

Формирование сопротивляющейся подгруппы вокруг отрицательного лидера может заблокировать работу группы и привести к ее распаду. Участники подгруппы постоянно опаздывают на занятия, спорят с психотерапевтом или молча демонстрируют свое несогласие с ним, ведут себя враждебно, саркастически. В такой ситуации Ф. Бурнард (2001) рекомендует следующие действия.
 Вступить в открытую конфронтацию с отрицательным лидером, чтобы обнаружить его притязания на власть в группе.
 Привлечь внимание группы к происходящему и открыто обсудить проблему.
 Показать группе свое чувство дискомфорта в расчете, что это обезоружит «противника».
 Поговорить с отрицательным лидером один на один, чтобы лучше понять мотивы его поведения.

В продуктивный период работы группы некоторые участники могут образовать тайную коалицию для наслаждения комфортом близких и безопасных отношений. Кто-то из участников может покинуть группу из-за усилившегося страха самораскрытия и возникновения близких отношений. Своевременно заметить и решить эти и другие проблемы помогает оценка определенных аспектов работы участников. Р. Кочюнас (2000) предлагает завершать групповые сессии раздачей анкеты, в которой ответ на каждый вопрос оценивается по 10-балльной шкале.
1. Насколько чувствуешь себя включившимся в эту встречу?
2. Часто ли сегодня хотелось участвовать в работе группы?
3. Насколько активным чувствовал себя сегодня?
4. Как часто хотел рисковать?
5. Насколько сегодня доверял участникам группы?
6. Насколько сегодня доверял: а) терапевту? б) котерапевту?
7. Насколько сегодняшняя встреча побуждала решать свои проблемы, настоящую жизненную ситуацию, находить возможные способы решения
8. Насколько сегодняшняя встреча затронула твои чувства?
9. Много ли ты сегодня заботился о других участниках?
10. Хотелось ли сегодня делиться своими мыслями и чувствами?
11. Насколько ясные цели были у тебя на сегодняшней встрече?
12. Хотелось бы вновь встретиться с группой после сегодняшней встречи?
13. Насколько целесообразной и жизнеспособной показалась тебе группа?
14. Насколько сплоченной кажется группа?
15. Насколько продуктивной была сегодняшняя встреча?

Во избежание перечисленных ошибок групповой психотерапевт должен пройти курс применения теории и методов групповой психотерапии, иметь личный опыт участия в тренинговых и терапевтических группах, опыт наблюдения за работой групп под руководством опытных специалистов и опыт самостоятельного ведения группы под профессиональной супервизией. Хорошему терапевту группа необходима не для самоутверждения, а для удовлетворения потребности помогать людям в реализации их целей. При этом терапевт обязан с уважением относиться к выбору группы ее целей и норм. В то же время он должен быть образцом человека, поведение которого отражает его жизненные ценности.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
А.А. Осипова (2000) выделяет четыре основных блока (этапа) программы психокоррекции:
1) диагностический блок;
2) установление продуктивного контакта с клиентом;
3) коррекционный блок;
4) блок оценкиэ ффективности коррекционных воздействий.

На первом этапе выявляются особенности личности и факторы риска, формируется общая коррекционная программа.
На втором этапе терапевт побуждает у клиента желание взаимодействовать, снимает тревожность, повышает уверенность в себе и формирует желание сотрудничать с консультантом с целью изменить свою жизнь к лучшему.
Целью коррекционного блока является гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, овладение определенными способами деятельности.
На заключительном этапе прорабатываются в жизненной практике и оцениваются с точки зрения их эффективности новые эмоциональные и поведенческие реакции, стабилизируется самооценка.
Автор перечисляет следующие принципы составления коррекционной программы:
• системность коррекционных, профилактических и развивающих задач;
• единство коррекции и диагностики;
• принцип приоритетности коррекции каузального типа;
• деятельный принцип коррекции;
• учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента;
• комплексность методов психологического воздействия;
• активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе;
• опора на разные уровни организации психических процессов;
• программированное обучение;
• возрастание сложности;
• учет объема и степени разнообразия материала;
• учет эмоциональной сложности материала.

При составлении коррекционной программы необходимо:
1) четко сформулировать цели работы;
2) определить круг задач, конкретизирующих цели коррекции;
3) определить стратегию и тактику проведения коррекционной работы;
4) отобрать конкретные методики и техники для предстоящей работы;
5) подготовить необходимые материалы и оборудование;
6) четко определить формы работы (индивидуальная, групповая, семейная, смешанная);
7) определить обще время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;
8) определить необходимую частоту встреч и длительность каждой встречи;
9) разработать конкретную коррекционную программу в целом и определить содержание каждого занятия;
10) продумать формы участия других лиц (медиков, педагогов, социальных работников и пр.), при работе с семьей – подключение родственников, значимых взрослых и т.д.;
11) определить формы контроля динамики коррекционной работы;
12) реализовать коррекционную программу, внося в нее дополнения и изменения по ходу работы;
13) оценить эффективность реализованной программы.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Юлия Устинова. Онкологический больной в семье (Ю. Устинова)
  • Упражнение, формирующее навыки слаженных действий внутри команды и избирательного восприятия информации в массе информационного шума «Кошки и собаки».
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Редактор. Детские праздники в семье
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Варга А.Я. Психотерапия коммуникаций в супружеской паре
  • Упражнение для разогрева, сплочение команды, обучения пониманию намерений других людей и действиям в быстро меняющихся ситуациях «Отбери шарик»
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Клаус Фопель. Групповая сплоченность
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Игра «Разотождествление».
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень 2.
  • Кольцова Ирина Александровна. Лекционно-практическое занятие «Семейное счастье, в чём оно?»
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Малимонова С.Н. Эхо травм прошлого в психологическом консультировании
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Арт-терапевтическая техника работы психолога с ребёнком. Реабилитация через рисунок
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Сатир Вирджини. Почему семейная терапия
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг «Мои изменения». ЗАНЯТИЕ 3
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Долматова Ольга Алексеевна. Настольные игры в жизни дошкольника
  • Браун Дж. Структурная семейная психотерапия
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Ю. Н. Емельянов. О сущности лидерства. Лидер и группа. Из цикла "Психология лидерства"
  • Величко Н. Краткосрочная работа с проблемами коммуникации у пациентки с хроническими соматическими заболеваниями
  • Сценарные игры «сильных женщин» и «слабых мужчин».
  • Черников А.В. Эмоционально фокусированная терапия супругов. Руководство для психотерапевтов
  • Родительское собрание «Психологический климат в семье. «Взаимоотношения в семье»
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Игра «Алкоголик».
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Панов М.К. Фокусированные генограммы в практике психотерапевта
  • Джойс Миллс, Ричард Кроули. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка".
  • Упражнение. «Польза курения»
  • Как влияет на наш характер порядок рождения
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • К чему снится начальник
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Тренинговые занятия с родителями первоклассников испытывающих трудности адаптации
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Кейсмент П. Ненависть и контейнирование



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь