|
Холлис Дж. Мифологемы: Воплощения невидимого мира.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 16330
Автор: Холлис Дж.
Название: Мифологемы: Воплощения невидимого мира. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Глава 4
комплексы и неврозы как попытки драматизации воплощенного мифа, - помогает сделать невидимый мир более видимым. В каждом из родителей присутствует форма и динамика, то есть образец, который подвергается воздействию, и движущий центр, который побуждает его к какому-то осуществлению. Перед каждым из нас стоят две задачи: так называемая маскулинная и так называемая фемининная. Если в нашем представлении возникают слишком буквальные образы таких задач, мы можем оказаться в двух ловушках сразу: либо в ловушке подражания, либо в ловушке подросткового мятежа. Если мы увидим в них двойственное воплощение формы и динамики жизни, то получим гигантское ощущение стоящей перед нами архетипи-ческой задачи. Нам приходится одновременно быть и делать; то есть воспитывать и определять; то есть оставаться дома и отправляться в странствие. Если исторически эти энергии и эти задачи имели половое разграничение, то каждый человек испытывал страдания вследствие подавления какой-то жизненно важной части его личности. И даже сейчас людям, которые живут в эпоху деконструктивизма и могут видеть приметы данного пространства и времени независимо от такой категории, как пол, -приходится решать древние задачи, проживая их во вневременной размерности. Вместе с тем мы должны признать силу этих мини-мифологий, которые Юнг назвал комплексами, кластерами эмоциональной энергии, интерпретациями, ценностными системами, временными идентичностями, рефлекторными стратегиями, - все они, вместе взятые, создают мощную связь человека с прошлым. В той мере, в которой человек интериоризирует восприятие родной матери и родного отца, он обладает и склонностью к обобщению через поведение и установку. Все мы страдаем от заблуждений, связанных с сверхобобщением, ошибочно принимая наше мощное формирующее ощущение за ощущение целостности, и в силу своей предрасположенности впоследствии стремимся найти ему подтверждение в последующем опыте. Мы настолько мало знаем, что воспроизводим эти повторения вследствие отщепленной мифологии, которую представляет собой каждый комплекс. Мы слишком мало знаем о том, что находимся во власти бессознательных вымыслов, то есть конструктов, которые скорее являются производными, чем порождением каждого уникального переживания, которое дает нам жизнь. Со- Родители 69 здать карту индивидуальной человеческой психологии - значит заняться мифографологией, изображая различные сценарии, которые воплощает каждый фрагмент целого. Наша жизнь все время работает на мифологию, даже если мы этого не осознаем. В паттернах и фантазиях повседневной жизни мы отыгрываем многогранность форм - образов ребенка, отца, матери, а также отношений между ними. Глава 5 Задача героя Что значит для нас сегодня быть героем? Какому мифу отвечает герой? Есть ли в мире такие герои, которые в большей степени умаляют человеческую личность? В 30-х годах XX века Уильям Батлер Йейтс навлек на себя немало критики, решив не включать никого из поэтов времен Первой мировой войны в «Оксфордскую книгу современной поэзии» (Oxford Book of Modern Verse). Во введении к этой книге он объяснил, почему решил исключить из нее достаточно известных поэтов того времени, таких как Уилфред Оуэн (Wilfred Owen)105, Исаак Розенберг (Isaac Rosenburg)106 и Зигфрид Сэссун (Siegfried Sassoon), сказав, что в эпоху танков, отравляющих газов, воздушных бомбардировок, пулемета «максим» и всех ужасов, происходящих в окопах, ...пассивное страдание - это не поэтическая тема. Во всех великих трагедиях трагедия - это радость для умирающего мужчины; в Древней Греции трагический хор танцевал. Если человек исчез внутри амальгамы зеркала107, никакое великое событие не станет лучезарным в его сознании.108 105 Уилфред Эдвард Солтер Оуэн (1893-1918) поэт и солдат, которого мно гие люди считали основным поэтом Первой мировой войны. Его шокирующие, реалистичные военные стихотворения об ужасах окопов и газовых атак были написаны под влиянием его друга, Зигфрида Сэссуна, и составляли разительный контраст с массовым восприятием войны в то время. - Примеч. пер. 106 Исаак Розенберг (1890-1918) - английский поэт времен Первой мировой войны, который считался одним из величайших британских поэтов этого перио да. Его «Стихи из окопов» считались одним из самых выдающихся литературных произведений, написанных во время Первой мировой войны. - Примеч. пер. 107 Чрезвычайно метафоричная форма высказывания Йейтса. В эпоху массо вых смертей и убийств вместо того, чтобы отражать в поэзии героический образ, поэту лучше посмотреть в зеркало, и оказывается, что там нет его отражения. Че ловек словно исчезает в амальгаме зеркала. Таким образом Йейтс выражал свой протест против этой бесчеловечной эпохи и ее антигероической сущности. 108 Yeats, ed., The Oxford Book of Modern Verse, p. xxxiv. Задача героя 71 При том что Йейтс был великим человеком, на мой взгляд, его понимание героизма является слишком узким. В нивелировании современной демократии и бюрократическом обезличивании он видит замену благородного обычным и ординарным. Вместо того чтобы погибать, обороняя бастион, окруженный высокими крепостными стенами, мы умираем обычной, жалкой смертью: «Некоторые слепцы выезжают на полосу встречного движения -вот и все»109. По мнению Иейтса, основной приметой нашего времени является обезличивание и анонимность. Но что же на самом деле представляет собой миф о герое, если его отделить от гипербол фильмов и легенд? Какую роль он играет в нашей повседневной жизни? Какая здесь действует мифологема? Вообще герой - это имя, или обозначение, или персонификация некой энергии и целенаправленности, которая существует внутри каждого из нас, хотя мы можем совершенно себе не представлять, как получить к ней доступ. Мифологема героя - это воплощение энергии, необходимой для выполнения трансперсональной жизненной программы, и в особенности - вытекающих из нее последствий. Мы здесь оказались, - и об этом знает каждая клеточка нашего тела - чтобы цвести и расцветать. Вместе с тем существуют мощные силы, препятствующие этому развитию. В своей блестящей пародии «Странствие по ночному морю» Джон Барт110 изобразил главного героя, который плывет против течения, несмотря на возрастающие препятствия. Он - единственный оставшийся в живых в том опасном странствии. Его спутникам не повезло: они давно погибли во время разных тяжелых сражений, которые происходили в пути. Он борется, чтобы придать своему странствию смысл во всем теоретически возможном диапазоне: от хвалебных победных гимнов покровительствующему божеству до дарвиновских метафор о том, что выживает сильнейший. Он знает лишь то, что плывет против течения к своей цели, своей Вальхалле, своему предназначению и своей судьбе. В итоге автор позабавит читателя, сообщив наконец, что повествование идет от лица одного из миллиардов сперматозоидов, 109 The Oxford Book of Modern Verse. 110 Джон Симмонс Барт (род. 1930) - американский писатель, автор рома нов и коротких рассказов, известный своими постмодернистскими взглядами и фантастической направленностью своих произведений. - Примеч. пер. 72 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|