Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164630

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Данное качество — это принципиальный момент — по сути дела является средним, не наивысшим для данных условий осуществления деятельности. Оно обеспечивает стабильное функционирование социально-экономической системы, когда не ставятся задачи высоких профессиональных достижений и когда сама система не является прогрессивно развивающейся. Данный уровень, по существу, является базисным и выполняет важные общественные функции. Это уровень, если использовать математические образы, необходимого, но не достаточного. Проблема достаточного уровня возникает тогда, когда ставятся задачи крупных количественных изменений, сопровождающихся качественными скачками. Следовательно, для масштабных достижений высоких и наивысших показателей в труде необходимо ведение кадровой работы с опорой на качественно иные методы, ориентирующие на наивысшие показатели. В психологии эта проблема, естественно, хорошо осознавалась. Так, неоднократно отмечалось, что «...психограмма, составленная в целях профотбора, должна включать двоякого рода требования: во-первых, те, которые определяют необходимые и некомпенсируемые свойства и должны предъявляться к любому среднему работнику, во-вторых, только желательные, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства»*.
* Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. — Л.: ЛГУ, 1979.

Но проблема-то состоит в том, что пути выполнения второго требования, строго говоря, определены не были. Для того чтобы сформулировать эти «желаемые требования», необходимо отчетливо представлять, чем же в психологическом плане профессиональное мастерство отличается от общественно-приемлемой квалификации, каковы психологические отличия профессионала своего дела от среднего специалиста.
На эти и другие сходные вопросы как раз и призвана отвечать акмеология, потому что профессиональная психология и психология труда к этому оказались недостаточно готовыми в силу специфики своего предмета и научной ориентации. В то же время было бы несправедливым утверждать, что эта проблема не разрабатывалась в психологии вообще. Широко известны труды Е. А. Климова, К. К. Платонова, Г. Г. Голубева, А. К. Марковой и др. о психологической сущности мастерства. Определенным шагом в разработке проблем профессионализма явилась концепция В. Д. Шадрикова о психологических профессионально важных качествах (ПВК), согласно которой ПВК — это качества субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на ее эффективность по основным показателям (таковыми могут являться общесоматические или нейродинамические свойства, индивидуальные особенности психических процессов и функций, характеристики направленности личности и пр.). Однако подобные работы не решали в полной мере проблему формирования и развития профессионализма. Только со становлением акмеологии проблемы профессионализма стали объектами углубленных и систематизированных научных исследований.
Применение психологических методов в акмеологических исследованиях и при решении различных задач в основном базируется на описании характеристик состояний субъекта на разных стадиях развития — начальной («стартовый» период), промежуточных и завершающих. Описание этих характеристик осуществляется с помощью методов психологической диагностики. Психологическая диагностика (психодиагностика) — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
В самом общем виде психодиагностика рассматривается как наука и практика постановки психологического диагноза.
В отличие от медицины и психиатрии термин «диагноз» трактуется не как характеристика отклонения от «нормы» (т. е. нормального функционирования или развития), а как характеристика состояния конкретного объекта, в психологических задачах — это главным образом личность. Для психодиагноста-практика объектом являются «индивидуальные отличия и эмпирическая целостность личности», он всегда ориентирован на поиск известных психологических закономерностей у практически неизвестного обследуемого. В психологической диагностике при решении акмеологических задач широко используются традиционные психологические методы — тестирование, выполнение заданий, наблюдение, моделирование реальных ситуаций, шкалирование и пр.
Следует подчеркнуть, что психологическая диагностика в ее традиционном виде применяется лишь на начальных этапах изучения развития личности. На всех остальных, особенно на завершающих речь идет уже об акмеологической диагностике. Акмеологическая диагностика — особый вид комплексного, междисциплинарного, интегративного познания, находящегося между подлинным знанием о сущности особенностей процесса личностно-профессионального развития человека и распознанием единичных явлений и проблемных ситуаций в этом процессе*.
* Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. - М.: РАГС, 2002.

Проще говоря, это диагностика всего психологического «того», что способствует прогрессивному личностно-профессиональному развитию на уровне общего, особенного и единичного. Акмеологическая диагностика должна прослеживать процесс позитивных изменений до желаемого результата. Объектами акмеологической диагностики являются значимые характеристики личностно-профессионального развития, предметом — механизмы и факторы, обусловливающие процессы изменений при развитии. Таким образом, акмеологическая диагностика отличается от психологической прежде всего своей направленностью на определенные характеристики изучаемого объекта.
Другая группа психологических методов, называемых психологическими технологиями, применяется в акмеологии при решении задач развития личности. Более подробно они будут рассмотрены позже.
Подводя итоги обсуждению применения психологических методов в акмеологических исследованиях и акмеологической практике, хотелось бы отметить, что в этом случае психологические методы не только обретают акмеологическое содержание, но и еще свойство комплементарности, то есть взаимодополнимости. В этом случае метод, применяемый, к примеру, для осуществления психодиагностики, может одновременно служить и средством развития. Это было показано в задачах развития мышления, расширения сознания, улучшения самооценки личности. Комплементарные методы, задавая личности смысловое, координатное пространство, в котором она должна «разместить» себя, одновременно показывают и направление актуализации и развития. В этом их акмеологическое содержание.
Важнейшим общенаучным методом, постоянно применяемым в акмеологических исследованиях и при решении практических акмеологических задач, является метод сравнения (сравнительный анализ). Собственно говоря, формирование методической системы акмеологии началось именно с него. На первых этапах становления акмеологии как науки этот метод применялся преимущественно в виде сравнительного анализа высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности по основным ее структурным характеристикам: общей продуктивности, эффективности действий и операций, алгоритмам решения задач, разнообразию навыков и умений, их гибкости, временным, креативным и иным характеристикам и пр.
В дальнейшем такой сравнительный анализ стал осуществляться не только по данным характеристикам, но и на уровне общей психологической структуры деятельности и ее базисных компонентов (психологических составляющих): характеристикам «образа-цели», антиципации, планирования, алгоритмической основы, принятия решений, эталонам качества деятельности.
Иными словами, сравнение уже осуществлялось по базисным характеристикам системы профессионализма деятельности. Сравнительный анализ может осуществляться и по другой, в какой-то мере произвольной, но отражающей основные характеристики качества выполнения деятельности, системе показателей или параметров, которые образуют некое структурированное множество, называемое «эталонным пространством профессионального мастерства», что было показано на примерах освоения летного мастерства, «движения к профессионализму асов»*.
* Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. - М.: НИИ ВО, 1993.

Однако и в данном случае — это сравнение характеристик высоко-и малопродуктивной деятельности.
Практика акмеологических исследований показала, что этот метод дает надежные результаты, он и по настоящее время широко применяется в акмеологии. В то же время в соответствии с методологическим принципом единства личности и деятельности необходимо осуществлять сравнение также и личностных характеристик, обеспечивающих успешность деятельности. В частности, помимо деятельностных показателей следует сравнивать личностные характеристики и свойства профессионалов высокого класса, осуществляющих свою деятельность с высокой продуктивностью, и «середнячков», у которых деятельность средне- или малопродуктивная. В результате этого даются ответы на вопросы — за счет чего, каких свойств и качеств личности, какого уровня их развития достигается высокая продуктивность деятельности. Или же — каких свойств и качеств, а также уровня их развития не хватает для существенного повышения эффективности и надежности деятельности. Формирование групп профессионалов и «середнячков» для такого сравнения осуществляется в основном с помощью экспертной оценки. Определение характеристик и показателей производится с опорой на традиционные для психологии методы — психодиагностики, наблюдения и интервью, но, как отмечалось, в акмеологическом ракурсе. Исходя из определения профессионализма личности и профессионала, такому сравнению подлежат следующие характеристики:
• психологические профессионально важные качества, определяемые в ходе профессиографического анализа деятельности, а также степень их выраженности;
• мотивы профессиональной деятельности и достижений;
• личностно-профессиональные стандарты и эталоны;
• общие и специальные акмеологические инварианты профессионализма.
В качестве иллюстрации к сказанному хотелось бы сослаться на оригинальное исследование, где был наглядно и убедительно реализован данный метод, хотя это исследование не называлось акмеологическим*.
* Фетисова Е. В. Штрихи к психологическому портрету артистов балета / Психологический журнал. — 1991 — Т. 12 — № 3.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Под редакцией К. М. Гуревчча, Е. М. Борисовой - Психологическая диагностика. Учебное пособие.
  • Елена Еняшина. Мастер-класс по теме: Методы активизации родителей в решении воспитательно-образовательных задач ДОУ
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Агапкина Наталья Викторовна. Статья «Методы и приёмы математического развития дошкольников».
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Психологическая помощь учащимся старших классов в профессиональном самоопределении 9 класс



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь