|
Томашек Нино. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 12865
Автор: Томашек Нино.
Название: Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Шейцер считает важным говорить клиенту «комплементы» - что он все делает правильно, что он делает хорошо для себя и способствует решению своей проблемы. Его подход состоит в том, чтобы подкрепить то, что функционирует: «Сейчас ты знаешь, что это работает, так продолжай же делать то же самое и дальше». За этим кроется предположение, что «вещи самой по себе», например, проблемы, не существует, есть только мешающие способы поведения, которые создают проблемные реальности при конструировании реальности. При этом важно знать, что у клиента уже есть решение, и необходимы лишь небольшие изменения со стороны консультанта, которые позволят обнаружить или просто увидеть эти решения.
Если у клиента есть ожидание, что все останется по-прежнему, то, исходя из этого, он и действует так, чтобы все осталось так, как есть. Но если у клиента есть ожидание, что что-то должно измениться, то, исходя из этого, он приходит к выводу, что он должен делать что-то иначе. При решении проблем в кратковременной терапии основным путем к решению является поиск ситуаций «отсутствия» проблемы. То есть, консультант целенаправленно расспрашивает клиента о тех ситуациях, когда проблема была меньше или вообще не возникала. «Поиск ситуаций «отсутствия» проблемы и выяснение критериев, по которым можно будет определить, что проблема решена, — это два метода, с помощью которых можно пустить в ход разговоры об изменениях. Эффективность хорошо поставленной задачи (мероприятия), по крайней мере, отчасти зависит от того, насколько логичной и разумной ее считает клиент, и эта логика возникает в процессе того, как во время встреч обговаривают изменения». Ориентированный не решение кратковременный терапевтический подход Стива де Шейцера предоставляет для системно-конструктивистского коучинг-процесса, который также ориентирован на решение, много элементов, которые проявляются как ведущие к цели и практичные. Ссылаясь на де Шейцера, дальше мы приведем правила, по которым следует искать ситуации, в которых проблема не возникала, или концептуализировать мероприятия. Эти правила могут оказаться весьма полезны и для коуча. Основные правила по Стиву де Шейцеру: 1. Определи, что делает клиент, что хорошо, полезно и эффективно. 2. Определи разницу между тем, что произошло, когда проблема не возникла, и тем, что произошло, когда затруднения наступили. Стимулируй первое. 3. Если возможно, заставь клиента шаг за ша гом описать ситуации, когда проблема не воз никала. a) Выясни, что функционирует; b) Выясни, что работало; c) Выясни, что могло бы работать и d) Предложи то, что легче всего. 4. Если необходимо, попроси клиента кратко, шаг за шагом описать проблему. 5. Определи различия между гипотетическими решениями и проблемой. 6. Представь себе вариант решения проблемной ситуации, когда ты a) делаешь отсутствие проблемы правилом; b) изменяешь место возникновения проблемы; c) меняешь состав участников проблемной ситуации; d) меняешь очередность этапов решения проблемы; e) добавляешь новый элемент или новый этап в проблемную ситуацию; f) удлиняешь продолжительность проблемной ситуации; g) вводишь случайное начало и конец; h) повышаешь частоту возникновения проблемы; i) изменяешь модальность проблемного поведения. 7. Реши, что подойдет клиенту, то есть, какие задачи, опираясь на какие переменные (a-i), покажутся разумными тому или иному клиенту. Какие из них клиент, скорее всего, реализует? 5.4. Михаэль Вайт: экстернализация проблем - интернализация ресурсов «Экстернализация» проблем - это метод, который разработал Михаэль Вайт для системной семейно-терапевтической работы и который так же успешно применяют в коучинге. При «экс-тернализации» проблем консультант стремится в системно-конструктивистском коучинг-процессе объективировать, а при необходимости «персонифицировать» проблемы, которые клиент воспринимает как трудные. Это делается для того, чтобы отделить проблему от самого человека и в дальнейшем получить возможность оказывать на нее влияние и обрабатывать, как это считает Вайт: «Во время этого процесса проблема обосабливается и вместе с тем отделяется от человека или отношения, которое описывается как проблема. Проблемы и свойства, которые до сих пор были неразрывно связаны с человеком или отношениями, становятся независимы и в результате этого менее трудные и пугающие». Прежде всего, экстернализация служит для того, чтобы позволить участникам проблемной ситуации увидеть проблему, самих себя и отношения с другими не только в «проблемно-нагруженной перспективе», а также «отделить» себя и свои взаимоотношения от проблемы. Здесь очень важен прием, который применяют для экстерна-лизации проблем: не человек или отношение есть проблема, а проблема и есть проблема. Вайт приводит некоторые пункты, которые делают экстер-нализацию возможной: «Оказывается, что этот прием (экстернализация) среди прочего 1. смягчает непродуктивные межчеловеческие конфликты, включая дискуссию о том, кто виноват в проблеме; 2. ослабляет чувство фрустрации, которое у многих людей наступает как реакция на продолжение существования проблемы после безрезультатных попыток решения; 3. прокладывает путь для совместной работы участников проблемной ситуации, в ходе которой они объединяются против проблемы и ее влияния на их жизнь; 4. открывает для участников проблемной ситуа ции новые возможности для активного освобожде ния своей жизни и своих отношений от проблемы и ее влияния; 5. делает людей свободными для более спокойно го, более эффективного и менее обременяющего рас смотрения «чрезвычайно серьезной» проблемы и со здает возможности для диалога вместо монолога о проблеме»1. 1 Арист фон Шлиппе и Йохен Швайтцер дали следующее определение экстарнализации проблем: «В процессе экстер-нализации, тщательно выбирая выражения, пытаются показать различия между проблемой и личностной идентичностью пациента (клиента) и таким образом поколебать модель описаний, которые поддерживают и стабилизируют проблему. В повседневной коммуникации проблема «накладывается» на идентичность или личность пациента. Это происходит на основе «здравого человеческого рассудка», кото- Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|