Васильев Николай Николаевич. Тренинг преодоления конфликтов.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 85885

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Как этот человек может преодолеть свои конфликты?
Мы можем ожидать, что многое изменится, если он:
• изменит свое поведение, например, перестанет открыто соперничать (см. часть III),
• изменит свои эмоциональные реакции, перестанет испытывать гнев (см. работа № 5),
• изменит свои убеждения (см. работа № 4).
Есть еще один важный элемент, участвующий в воспроизводстве его конфликтов, — подкрепляющие воспоминания.
Конфликт порождает «эмоциональные следы». Каждое воспоминание о прошлом конфликте вызывает вполне реальные чувства, подтверждающие наши убеждения. Э. Берн такие «накапливаемые» переживания называл марками: человек может коллекционировать такие «марки» для того, чтобы «обменять» их при возможности на право совершить какой-нибудь социально неодобряемый поступок. Например, если описанный выше человек пару десятков раз вспомнит про свои обиды, это даст ему возможность испытывать праведный гнев при встрече с «обидчиком».
Иногда нам нелегко расстаться с эмоцией, овладевшей нами: если у вас было с кем-то тяжелое столкновение, вы можете затаить обиду. В идеале эмоции должны сделать свое дело и покинуть вас. Затаенная обида приносит мало пользы.
Подобно тому, как в настоящем мы способны не только подчиняться или бунтовать, но и активно выбирать, мы способны также менять наше отношение к воспоминаниям прошлого, тем самым изменяя наше восприятие настоящего. В этой работе мы рассмотрим ряд техник, которые используются для завершения негативных переживаний, вызванных оставшимися в прошлом конфликтами.
Высказывание накопившегося
Эмоциональные «марки» имеют важное отличие от оправданных переживаний: они остаются не выраженными до момента, пока «владелец коллекции» не решит, что наступил удобный случай
86
Тренинг преодоления конфликтов
для «расплаты». Поэтому важной профилактической мерой является своевременное выражение чувств оппоненту. Эти чувства могут быть выражены и спустя некоторое время после события, с ними связанного.
Если вы решили высказать свои накопившиеся негативные чувства, отношение к какой-либо ситуации или человеку, вы можете сделать это эффективно при соблюдении некоторых условий:
> Ставьте себе целью улучшение ситуации. Наличие бурных эмоций указывает на необходимость перемен. Убедитесь в том, что цель ваших высказываний именно улучшение, а не ухудшение положения.
> Избегайте стремления наказать другую сторону или обвинять ее в чем-то. Примите тот факт, что вы ответственны за ваши чувства. Если вы намерены предпринять какие-то действия, проверьте, нет ли в них элементов мстительности. Возлагаете ли вы на кого-то вину за ваши чувства? Поступки людей есть их поступки, наши чувства по их поводу есть наши чувства. Есть тонкое, но существенное различие между «вы сердите меня» и «когда вы поступаете так, я сержусь».
> Ставьте целью улучшение взаимоотношений и диалога. Люди не знают вас, пока они не знают ваших чувств. Когда вы говорите с другим человеком о ваших отрицательных или положительных эмоциях, вы делитесь с ним кое-чем чрезвычайно ценным — возможностью узнать вас ближе. Когда кто-то делится с вами своими чувствами, он предлагает вам такой же дар. Относитесь к этому бережно.
> Используйте для выражения ваших чувств формулы эффективной обратной связи. Если что-то причиняет вам боль или сердит вас, вы имеете право сказать об этом. Скажите, что вам не нравится в данной ситуации, объясните, как вам хотелось бы, чтобы с вами обращались. Таким образом вы обеспечите соблюдение собственных интересов и одновременно сохраните отношения. Следите, однако, за формой вашего высказывания: если бы нечто подобное было сказано вам, сочли ли бы вы это нападками и проявлением враждебности? Хорошо продуманное заявление о ва
Тема I. Управление эмоциями
87
ших чувствах незаменимо для выражения и гнева, и боли (см. Тема III: Работа № 4; тренинг «Техника профессионального общения»).
> Стремитесь к тому, чтобы избежать повторения подобной ситуации. Если кто-то не звонит, хотя обещал сделать это, вы можете испытывать чувство беспокойства или обиды. Правильное управление эмоциями означает также дей-ствия, предотвращающие повторение ситуации.
Освобождение от гнева
за счет извлечения уроков из ситуации
Еще один из способов освобождения от раздражения состоит в том, чтобы не просто взглянуть на ситуацию, которая вызывает в вас чувство гнева или иные отрицательные эмоции, а спросить себя: «Какой опыт я могу извлечь из этой ситуации, чтобы быть подготовленным к аналогичным случаям в будущем? Что я буду делать, если я снова столкнусь с аналогичной проблемой?».
Время и усилия, истраченные в конфликтной ситуации, не будут казаться вам потраченными зря, если вы сможете взглянуть на конфликт как на возможность научиться чему-либо. Такой подход поможет вам освободиться от отрицательных эмоций, поскольку научит эффективно себя вести в аналогичных ситуациях.
Рефрейминг
Изменение эмоциональной реакции на ситуацию может быть связано с изменением оценки происшедшего. Изменение оценки может являться следствием изменения восприятия ситуации; когнитивное переструктурирование ситуации — одна из возможностей. Оно опирается на закономерности процесса восприятия. Психический образ оцениваемой жизненной ситуации — явление целостное, системное. Восприятие отдельного события, инициирующего разрушающие переживания, зависит от того, в какой контекст это событие помещается субъектом. Изменение контек
88
Тренинг преодоления конфликтов
ста приводит к изменению восприятия события и, как следствие, к переоценке жизненной ситуации. Таким образом, когнитивное переструктурирование — это изменение восприятия отдельного события путем помещения его в другой контекст. Рассмотрим некоторые способы реорганизации восприятия.
• Изменение временной перспективы восприятия события. Внимание перемещается к последствиям или предшествующим событиям. Например: «К каким позитивным для меня изменениям это событие может привести в будущем?» Мы можем изменить наше отношение к событиям прошлого даже много лет спустя. Мы обретаем эту способность, когда понимаем и признаем ту ценную роль, которую долгосрочные последствия этих событий сыграли в нашей жизни.
• Изменение социального контекста. Субъект оценивает событие для себя негативно. Он может задать вопрос: «А для кого из близких мне людей данное событие может быть позитивным? Могу ли я пережить все это (потерпеть, смириться) ради него?»
• Трансформация соотношения негативных и позитивных аспектов. В каждой ситуации всегда есть и позитивное, и негативное. Часто негативность преувеличивается за счет невнимания к позитивным сторонам события. Внимание можно сместить на позитивные последствия.
• Подготовка к негативным последствиям. Сущность данного эффекта в том, что неизвестное пугает. Ощущение угрозы частично снимается путем овладения более ясными представлениями о негативных последствиях, к которым можно подготовиться: «Что наиболее нежелательное может случиться? Действительно ли это так нестерпимо?»
• Изменение восприятия намерения. Разрушающие переживания порождаются, если оппоненту приписывается злое намерение. Убеждение в отсутствии злого умысла несколько снижает эмоциональность реакции.
• Принцип платы. Если субъект воспринимает негативно оцениваемое событие как справедливую плату за что-то, что он сделал или собирается сделать, то оно вызывает меньше переживаний.
Тема I. Управление эмоциями
89



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Ромек В. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Пузиков В.Г. - Технология ведения тренинга
  • «Администратор гостиницы».
  • Учебная программа «Удивительный мир общения»
  • Общие принципы организации службы медиации в школе
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Гребнева Вера Юрьевна. Психологический тренинг по предупреждению конфликтов. ЗАНЯТИЕ 1
  • Тренинг развития навыков ведения конструктивного диалога в конфликте
  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Малых Светлана Владимировна. Занятие у психолога "Подросток и конфликт"
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Завершение". ЗАНЯТИЕ 5
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг оценки поведения в конфликтной ситуации. ЗАНЯТИЕ 2
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг «Мои изменения». ЗАНЯТИЕ 3
  • Формирование эмоциональной устойчивости учащихся 7-х классов к коммуникативному стрессу. Проект психолога и педагога.
  • Василюк Ф.Е. Психология переживаний. Анализ преодоления критических ситуаций.
  • Тренинг развития навыков целеполагания у подростков. Часть 2
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Я другой". ЗАНЯТИЕ 4
  • Остович Ольга Юрьевна. Психологический тренинг «Принятие себя, принятие другого»
  • Маунтин Анита, Дэвидсон Крис. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Тренинг развитие навыков целеполагания у подростков. Часть 1
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга.
  • «Пойми меня»
  • Тематический план групповых занятий, развитие детей испытывающих трудности адаптации
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Фасилитация: «Идеальная команда».
  • Артамонова Юлия Геннадьевна. Игровой тренинг с детьми и родителями «На встречу друг другу»
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Клаус Фопель. Групповая сплоченность
  • Зинкевич-Евстигнеева Д.Т. - Пять кейсов для бизнес-тренера.
  • Зайцева Т. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
  • Программа «Удивительный мир общения» для учеников. 7-Х КЛАССЫ
  • Четыре сферы переработки психосоматического конфликта с позиции Носсрата Пезешкиана
  • Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Вдох-выдох»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг: "Анализ поведения в конфликтной ситуации". ЗАНЯТИЕ 2
  • Групповое занятие профилактики зависимого поведения
  • Рай Лесли - Упражнения: схемы и стратегии
  • Бондаренко Инна Юрьевна. Тренинг: «Конфликт и пути его разрешения»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь