|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57373
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Результаты показали, что, в основном, у участников исследования были выявлены средние по выраженности лидерские способности (53% мужчин и 80% женщин). Сильно лидерские качества выражены в семье у 27% мужчин и 3% женщин. Представление об идеальном лидерстве в семье различалось у мужчин и женщин (лидером в семье должен быть муж — считают 70% мужчин и 47% женщин, жена — 5% мужчин и 10% женщин); лидера в семье быть не должно (30% мужчин и 40% женщин). Эти данные отражают традиционные представления о преобладании мужского лидирования и одновременно тенденцию к равноправию в семье. Кроме того, в интервью выяснилось, что в 20% семей лидерами являются мужья, а в 13% — жены. В трети семей лидерство не рефлексируется, и еще в трети существует борьба за лидерство. В ходе исследования были получены данные о степени удовлетворенности опрашиваемых сво -им положением в семье. Все мужчины признали, что их устраивает
69 их положение в семье. 85% женщин также удовлетворены своим уровнем лидерства. Но оставшихся 15% не устраивает их уровень социальной власти в семье. Это те женщины, которые в действительности являются лидерами в семье, но хотели бы, чтобы на их месте были мужья. Одна из причин такого состояния — усталость, вызванная объемом ответственности и доминирующей над мужем позицией. Стало ясно, что жены приписывают себе выполнение всех ролей, за исключением роли «добытчика». Большинство из них считают, что финансовое положение семьи в равной степени зависит и от жены, и от мужа. Мужчины же все семейные роли с готовностью отдают женам, оставляя за собой лишь материальное обеспечение. Все семьи по распределению ролей были разделены на три группы (ранжированный список): 1) лидерские качества выражены у супругов в равной степени; 2) лидерские качества сильнее выражены у мужа; 3) лидерские качества сильнее выражены у жены. По результатам исследования оказалось, что лидерские качества не связаны с тендерной принадлежностью. Хотя в патриархальном укладе провинциального города считается, что в идеале лидером должен быть муж, на самом деле, в большей части семей наблюдается либо равноправие, либо борьба за лидерскую позицию. Интересным кажется факт, что в основном, не желая быть лидерами в семье (возможно, лишь декларируя нежелание), жены занимают доминирующее положение во всех сферах организации семейной жизни. Было установлено, что существуют различные типы семейного лидерства: лидерство мужа, лидерство жены, взвешенный тип. Лидерская позиция по-разному осознается супругами. Считая себя лидерами, мужья в то же время не берут на себя ответственность за выполнение семейных ролей. А жены, фактически доминируя во всех сферах семейной жизни, не признают (не осознают) себя лидерами. В целом, можно сказать, что наибольшее влияние на благополучие семьи имеет то, насколько удовлетворяет распределение власти и семейных ролей остальных членов семьи, и соответствует ли доминирующий член семьи представлениям об идеальном лидерстве. Контрольные вопросы 1. Дайте определение следующим понятиям: семейный стресс, стрессор, семейные трудности, семейный кризис. 2. Назовите основания для классификации семейных стрессоров и приведите примеры из жизни. 3. В чем проявляется семейный стресс? 4. Что помогает семье противостоять кризису? 5. Чем отличается защитное поведение в семье от совладающе-го поведения? 6. Что такое совладеющее поведение и его продуктивные стратегии и стили? 7. Дайте определение стрессов семейной жизнедеятельности, которое является признанным в зарубежной психологии семьи. 8. Назовите основные источники семейных стрессов и охарактеризуйте их последствия для внутрисемейного равновесия. 9. Дайте определение центрированного на отношениях, или ди -адического, копинга. Каковы его основные характеристики, его значение и ценность для супружеских отношений? 10. Проанализируйте, различаются ли трудности, описываемые в психологической теории, от трудностей действительных, наблюдаемых вами в реальной жизни? 11. Каковы различия в предпочитаемых стратегиях совладающего поведения в семьях на разных этапах жизненного цикла, чем обусловлены эти различия? 12. Какие различия в переживаемых трудностях существуют между полной и неполной семьей? 13. Какие воспитательные установки присущи матерям из непол -ных семей и как они влияют на совладание подростков? 14. Насколько адаптивно совладеющее поведение членов непол -ной семьи по сравнению с семьей полной? Задания для самостоятельной работы 1. Теории лидерства с точки зрения половых и тендерных различий. 2. Виды и типы семейного лидерства в современной семье. 3. Причины распада современной семьи. 4. Специфика диадического копинга в российской семье. ЛИТЕРАТУРА 1. АбабковВ. А., ПерреМ. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004. 2. Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 1987. № 2. 3. АлешинаЮ. Е., ГозманЛ. Я., ДубовскаяЕ. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: Изд-во Московского ун-та, 1987. 4. АндрееваЕ. Н. Переживание проблем в области взаимоотношений с родителями и стратегии совладающего поведения асоциальных и просоциальных подростков // Психологические проблемы современной российской семьи. В 2-х частях. Ч. 2. М., 2003. 5. БелоруковаН. О. Семейные трудности и психологическое совладание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи. Квалификационная работа. (На правах рукописи.) Кострома, 2003. 6. Бендас Т. В. Тендерная психология лидерства. Оренбург: ИПКОГУ, 2000. 7. БрайтД., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. 8. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. 9. Дружинин В. Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. М. - СПб.: ПЕР СЭ, 2000. 10. Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 11. КобзеваЕ. В. Копинг-поведение семьи в трудных ситуациях. Квалификационная работа. (На правах рукописи.) Кострома, 2001. 12. МайерсД. Социальная психология. СПб.: Питер, 1996. 13. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М.: Академический проект, 2001. 14. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990. 15. Психологические проблемы современной российской семьи. Мат-лы Всероссийской научной конференции. В 2-х частях/ Под ред. В.К. Шабельникова, А. Г. Лидерса. М., 2003.4.1-2. 16. Семейная психотерапия. (Хрестоматия.) / Сост. Э. Г. Эй-демиллер и др. СПб.: Питер, 2000. 17. Семья: стресс, копинг, адаптация. Проблемы психологии со-владающего поведения в семейном контексте. Коллективная монография / Под ред. Т. Л. Крюковой, М. В. Сапоровской. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. 18. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. М.: Класс, 1995. 19. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 20. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. / Перри Г. Как справиться с кризисом: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1995. 21. Хамитова М. Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна / / Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3. 22. ХорниК. Проблема моногамного идеала. Проблемы брака / Психология женщины. Собр. соч. М.: Смысл, 1997. В 3 т. Т. 1. 23. Чехов А. П. Скучная история. Избр. соч. в 2 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1979. 24. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. 25. Юнг К. Г. Брак как психологическое отношение / Конфликты детской ДУШИ. М • Кянпн 1 QQ4 73 26. Bodenmann G. Die Bedeutung von Stress fur die Famili-enentwicklung: Gattingen: Hogrefe, 2000. 27. McCubbin H. I. Families under Stress: what makes them Resilient. University ofWisconsin — Madison, 1997. 28. Stress, Coping and Resiliency in Children and Families. / Ed. byE. M. Hetherington, E. A. Blechman. Lawrence Erlbaum Ass. Inc., Publishers. Mahwah, New Jersey, 1996. 29. Stress and the Family. Vol.1. Coping with Normative Transitions. Vol.2.Coping with Catastrophe / Ed. by H. I. McCubbin, C. R. Figley. Brunner / Mazel Publishers, New York, 1983. 30. Boman P., Yates Gr. Optimism, Hostility, and Adjustment in the First Year of High School // British J. of Educational Psychology, 2002 [http://www.unisanet.unisa.edu.au/ edpsych/quests]. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|