Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57373

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Результаты показали, что, в основном, у участников исследования были выявлены средние по выраженности лидерские способности (53% мужчин и 80% женщин). Сильно лидерские качества выражены в семье у 27% мужчин и 3% женщин. Представление об идеальном лидерстве в семье различалось у мужчин и женщин (лидером в семье должен быть муж — считают 70% мужчин и 47% женщин, жена — 5% мужчин и 10% женщин); лидера в семье быть не должно (30% мужчин и 40% женщин). Эти данные отражают традиционные представления о преобладании мужского лидирования и одновременно тенденцию к равноправию в семье. Кроме того, в интервью выяснилось, что в 20% семей лидерами являются мужья, а в 13% — жены. В трети семей лидерство не рефлексируется, и еще в трети существует борьба за лидерство. В ходе исследования были получены данные о степени удовлетворенности опрашиваемых сво -им положением в семье. Все мужчины признали, что их устраивает
69
их положение в семье. 85% женщин также удовлетворены своим уровнем лидерства. Но оставшихся 15% не устраивает их уровень социальной власти в семье. Это те женщины, которые в действительности являются лидерами в семье, но хотели бы, чтобы на их месте были мужья. Одна из причин такого состояния — усталость, вызванная объемом ответственности и доминирующей над мужем позицией. Стало ясно, что жены приписывают себе выполнение всех ролей, за исключением роли «добытчика». Большинство из них считают, что финансовое положение семьи в равной степени зависит и от жены, и от мужа. Мужчины же все семейные роли с готовностью отдают женам, оставляя за собой лишь материальное обеспечение. Все семьи по распределению ролей были разделены на три группы (ранжированный список):
1) лидерские качества выражены у супругов в равной степени;
2) лидерские качества сильнее выражены у мужа;
3) лидерские качества сильнее выражены у жены.
По результатам исследования оказалось, что лидерские качества не связаны с тендерной принадлежностью. Хотя в патриархальном укладе провинциального города считается, что в идеале лидером должен быть муж, на самом деле, в большей части семей наблюдается либо равноправие, либо борьба за лидерскую позицию. Интересным кажется факт, что в основном, не желая быть лидерами в семье (возможно, лишь декларируя нежелание), жены занимают доминирующее положение во всех сферах организации семейной жизни.
Было установлено, что существуют различные типы семейного лидерства: лидерство мужа, лидерство жены, взвешенный тип. Лидерская позиция по-разному осознается супругами. Считая себя лидерами, мужья в то же время не берут на себя ответственность за выполнение семейных ролей. А жены, фактически доминируя во всех сферах семейной жизни, не признают (не осознают) себя лидерами.
В целом, можно сказать, что наибольшее влияние на благополучие семьи имеет то, насколько удовлетворяет распределение власти и семейных ролей остальных членов семьи, и соответствует ли доминирующий член семьи представлениям об идеальном лидерстве.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение следующим понятиям: семейный стресс, стрессор, семейные трудности, семейный кризис.
2. Назовите основания для классификации семейных стрессоров и приведите примеры из жизни.
3. В чем проявляется семейный стресс?
4. Что помогает семье противостоять кризису?
5. Чем отличается защитное поведение в семье от совладающе-го поведения?
6. Что такое совладеющее поведение и его продуктивные стратегии и стили?
7. Дайте определение стрессов семейной жизнедеятельности, которое является признанным в зарубежной психологии семьи.
8. Назовите основные источники семейных стрессов и охарактеризуйте их последствия для внутрисемейного равновесия.
9. Дайте определение центрированного на отношениях, или ди -адического, копинга. Каковы его основные характеристики, его значение и ценность для супружеских отношений?
10. Проанализируйте, различаются ли трудности, описываемые в психологической теории, от трудностей действительных, наблюдаемых вами в реальной жизни?
11. Каковы различия в предпочитаемых стратегиях совладающего поведения в семьях на разных этапах жизненного цикла, чем обусловлены эти различия?
12. Какие различия в переживаемых трудностях существуют между полной и неполной семьей?
13. Какие воспитательные установки присущи матерям из непол -ных семей и как они влияют на совладание подростков?
14. Насколько адаптивно совладеющее поведение членов непол -ной семьи по сравнению с семьей полной?
Задания для самостоятельной работы
1. Теории лидерства с точки зрения половых и тендерных различий.
2. Виды и типы семейного лидерства в современной семье.
3. Причины распада современной семьи.
4. Специфика диадического копинга в российской семье.
ЛИТЕРАТУРА
1. АбабковВ. А., ПерреМ. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004.
2. Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 1987. № 2.
3. АлешинаЮ. Е., ГозманЛ. Я., ДубовскаяЕ. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: Изд-во Московского ун-та, 1987.
4. АндрееваЕ. Н. Переживание проблем в области взаимоотношений с родителями и стратегии совладающего поведения асоциальных и просоциальных подростков // Психологические проблемы современной российской семьи. В 2-х частях. Ч. 2. М., 2003.
5. БелоруковаН. О. Семейные трудности и психологическое совладание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи. Квалификационная работа. (На правах рукописи.) Кострома, 2003.
6. Бендас Т. В. Тендерная психология лидерства. Оренбург: ИПКОГУ, 2000.
7. БрайтД., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.
8. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001.
9. Дружинин В. Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. М. - СПб.: ПЕР СЭ, 2000.
10. Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
11. КобзеваЕ. В. Копинг-поведение семьи в трудных ситуациях. Квалификационная работа. (На правах рукописи.) Кострома, 2001.
12. МайерсД. Социальная психология. СПб.: Питер, 1996.
13. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М.: Академический проект, 2001.
14. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990.
15. Психологические проблемы современной российской семьи. Мат-лы Всероссийской научной конференции. В 2-х частях/ Под ред. В.К. Шабельникова, А. Г. Лидерса. М., 2003.4.1-2.
16. Семейная психотерапия. (Хрестоматия.) / Сост. Э. Г. Эй-демиллер и др. СПб.: Питер, 2000.
17. Семья: стресс, копинг, адаптация. Проблемы психологии со-владающего поведения в семейном контексте. Коллективная монография / Под ред. Т. Л. Крюковой, М. В. Сапоровской. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003.
18. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. М.: Класс, 1995.
19. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.
20. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. / Перри Г. Как справиться с кризисом: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1995.
21. Хамитова М. Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна / / Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3.
22. ХорниК. Проблема моногамного идеала. Проблемы брака / Психология женщины. Собр. соч. М.: Смысл, 1997. В 3 т. Т. 1.
23. Чехов А. П. Скучная история. Избр. соч. в 2 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1979.
24. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.
25. Юнг К. Г. Брак как психологическое отношение / Конфликты детской ДУШИ. М • Кянпн 1 QQ4
73
26. Bodenmann G. Die Bedeutung von Stress fur die Famili-enentwicklung: Gattingen: Hogrefe, 2000.
27. McCubbin H. I. Families under Stress: what makes them Resilient. University ofWisconsin — Madison, 1997.
28. Stress, Coping and Resiliency in Children and Families. / Ed. byE. M. Hetherington, E. A. Blechman. Lawrence Erlbaum Ass. Inc., Publishers. Mahwah, New Jersey, 1996.
29. Stress and the Family. Vol.1. Coping with Normative Transitions. Vol.2.Coping with Catastrophe / Ed. by H. I. McCubbin, C. R. Figley. Brunner / Mazel Publishers, New York, 1983.
30. Boman P., Yates Gr. Optimism, Hostility, and Adjustment in the First Year of High School // British J. of Educational Psychology, 2002 [http://www.unisanet.unisa.edu.au/ edpsych/quests].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Даулинг Скотт - Психология и лечение зависимого поведения
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Некрасова Любовь Валерьевна. Эссе — Некрасова Любовь Валерьевна
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Михайлова Галина Николаевна. Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Лэндрет Г.Л. Диагностическая оценка поведения детей в игре
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Исаев Д. Н.- Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Иванова Любовь Анатольевна. Информационно-творческий проект 'Моя семья'
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Мизинова А. В. Семейная тайна: отражение содержания секрета в работе с психологом
  • Редактор. Праздники с детьми — День семьи для детей
  • И.В. Копьева А.Абрамович Б.Д. Григорян. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
  • Селькова Надежда Евгеньевна. Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями старший дошкольный возраст
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Психология запахов
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Елена Плаксина. Адаптация младших дошкольников в ДОУ
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Щелканова Ольга Алексеевна. Мастер-класс для родителей на тему «Семейные праздники»
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Безудержная зевота как способ успокаивающего поведения
  • Под редакцией Скотта Даулинга. Психология и лечение зависимого поведения.
  • Братченко С.Л. - Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала
  • Абдухалыгова Наина Умудваровна Наумова Марина Валерьевна. Круглый стол с родителями «Семья, с семьей, о семье»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь