|
Жак-Ален Миллер. Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung».Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 20709
Автор: Жак-Ален Миллер.
Название: Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung». Формат: HTML Язык: Русский Время и симптом
Фрейд изучает симптом в его временном измерении, в терминах развития и регрессии. Для него либидо обладает прошлым и чуть ли не памятью. Но уже в этой самой лекции он видит, что не может придерживаться временной перспективы, а должен перейти к исторической. Все вопросы, о которых выступавшая здесь г-жа Касальприм только что нам напомнила, свидетельствуют о том, что Фрейд уже не способен был уйти от парадоксов исторического измерения, лежащих по ту сторону временного. Лакан описал это измерение в работе ((Функция и попе речи и языка», описал наряду с противоположностью точности и истины, и открытыми благодаря случаю Человека-Волка эффектами воздействия задним числом. Так, в третьем разделе Фрейд задается вопросом о том, имеют ли переживания ребенка какое-то значение, и если да, то были ли они значимы непосредственно в тот момент, когда имели место в его жизни, или же значение это приобретается ими в результате регрессии - так сказать, задним числом (сам Фрейд этого выражения не употребляет). Решение ясно: эти переживания имели значение тогда, когда они имели место. В доказательство Фрейд ссылается на существование детских неврозов и на факт наблюдаемой порою преемственности между детским неврозом и неврозом взрослого. В то же время, он отмечает один нюанс: у некоторых невротиков более заметную роль играют детские переживания, у других - позднейшие конфликты, у всех по-разному. Чтобы подтвердить это, можно сослаться на преемственность, наблюдаемую в случаях перверсии, где аутентичность детского переживания, переживания случайного, которое тем не менее представляется источником извращения у взрослого, может быть надежно удостоверена благодаря полностью прослеживаемой преемственности. Но Фрейд утверждает: если либидо регрессирует, то это значит, что нечто оказывает на него притягательное воздействие. Это он и называет «фиксацией». На этот счет колебаний он не знает. Если регрессия либидо налицо, необходимо предположить существование чего-то, что его привлекает -там скрывается некое прибавочное наслаждение. Уже во вторую очередь возникает и вопрос о том, является ли это привлекающее начало травматическим или фантазийным, но само существование его ни в том, ни в другом случае под сомнение не ставится. В разделе 4-м эту тему мы вчера уже поднимали: Фрейд обрисовывает наслаждение симптомом, это тайное наслаждение, как нечто чуждое, внушающее чувство «Befremdung», не имеющее в себе ничего знакомого или узнаваемого. Наслаждение это остается не узнанным. Фрейд говорит здесь о расширенном аутоэротизме симптома, который представляет собой модификацию самого бытия субъекта, а порой даже и его тела. Позже я еще вернусь к этой теме, ибо она побудила Висенте Паломера выбрать ее для семинара. В конце 4-го раздела Фрейд указывает на особое сжатие либидо, которое можно здесь наблюдать, а впоследствии - на особую функцию одной маленькой, но достаточно важной детали, чтобы либидо пробудить. Судя по записям, которые Лусия не могла вчера зачитать, она обнаружила, что в этом разделе содержится в зачатке понятие объекта а. Вы можете сами проверить, так ли это. Вернемся теперь к фантазии, в связи с которой, как уже указывала г-жа Касальприм, встает вопрос об истине (Лакан также поднимает этот вопрос в своем Семинаре). Фрейд настаивает здесь на том, что нечто имело место в прошлом в форме травматического события или фантазии. Вот почему я не думаю, что между разделами 3 и 5 имеется какое-то противоречие. Для Фрейда имеет значение то, что происходило в детстве. Реальные события или фантазии получили свое значение в тот самый момент, когда они имели место. Существует несколько разновидностей Реальности, и Фрейд, наряду с реальностью внешней, вводит и реальность психическую. Сам смысл реальности меняется, так что разница между событиями и фантазиями теряет свое значение. Именно это и приводит Лакана к выводу, что «своими фантазиями всегда наслаждаются». Психическая реальность представляет собой решающий фактор, утверждает Фрейд. Что касается Лакана, то в придании психической реальности привилегированного значения, сравнительно с реальностью внешней, он делает еще один шаг, рассматривая в аналитическом дискурсе внешнюю реальность как чисто фантазийную. Подобный подход заставляет переосмыслить различие между принципом реальности и принципом удовольствия. В обычном понимании конфликт разворачивается между внутренним и внешним: автономное, автоматическое удовольствие психического аппарата - против требований внешней реальности. И, напротив, если придать психической реальности привилегированное значение, разница между этими двумя началами окажется чисто внутренней. Во второй половине 60-х годов Лакан выскажет утверждение, что аналитический дискурс имеет дело с реальностью, взятой под одним-единственным углом (мысль просто невероятная, учитывая точку зрения Фрейда), в то время как другие дискурсы заставляют реальность блуждать, разделяя ее по нескольким разновидностям. Учитывая, что реальность «внутренняя» является не только важнейшей, но и единственной, фантазии доставляют наслаждение большее, нежели существа, окружающие нас во внешнем мире. С этой точки зрения, Фрейд проявляет слабость, когда придает такое значение вопросу о точности. Слабость эта объясняется тем, что он блуждает между реальностью внешней и реальностью психической, и в ней же, в этой слабости, и состоит его симптом. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|