Жак-Ален Миллер. Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung».

Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 20709

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Время и симптом
Фрейд изучает симптом в его временном измерении, в терминах развития и регрессии. Для него либидо обладает прошлым и чуть ли не памятью. Но уже в этой самой лекции он видит, что не может придерживаться временной перспективы, а должен перейти к исторической. Все вопросы, о которых выступавшая здесь г-жа Касальприм только что нам напомнила, свидетельствуют о том, что Фрейд уже не способен был уйти от парадоксов исторического измерения, лежащих по ту сторону временного. Лакан описал это измерение в работе ((Функция и попе речи и языка», описал наряду с противоположностью точности и истины, и открытыми благодаря случаю Человека-Волка эффектами воздействия задним числом.
Так, в третьем разделе Фрейд задается вопросом о том, имеют ли переживания ребенка какое-то значение, и если да, то были ли они значимы непосредственно в тот момент, когда имели место в его жизни, или же значение это приобретается ими в результате регрессии - так сказать, задним числом (сам Фрейд этого выражения не употребляет).
Решение ясно: эти переживания имели значение тогда, когда они имели место. В доказательство Фрейд ссылается на существование детских неврозов и на факт наблюдаемой порою преемственности между детским неврозом и неврозом взрослого. В то же время, он отмечает один нюанс: у некоторых невротиков более заметную роль играют детские переживания, у других - позднейшие конфликты, у всех по-разному. Чтобы подтвердить это, можно сослаться на преемственность, наблюдаемую в случаях перверсии, где аутентичность детского переживания, переживания случайного, которое тем не менее представляется источником извращения у взрослого, может быть надежно удостоверена благодаря полностью прослеживаемой преемственности. Но Фрейд утверждает: если либидо регрессирует, то это значит, что нечто оказывает на него притягательное воздействие. Это он и называет «фиксацией».
На этот счет колебаний он не знает. Если регрессия либидо налицо, необходимо предположить существование чего-то, что его привлекает -там скрывается некое прибавочное наслаждение. Уже во вторую очередь возникает и вопрос о том, является ли это привлекающее начало травматическим или фантазийным, но само существование его ни в том, ни в другом случае под сомнение не ставится.
В разделе 4-м эту тему мы вчера уже поднимали: Фрейд обрисовывает наслаждение симптомом, это тайное наслаждение, как нечто чуждое, внушающее чувство «Befremdung», не имеющее в себе ничего знакомого или узнаваемого. Наслаждение это остается не узнанным. Фрейд говорит здесь о расширенном аутоэротизме симптома, который представляет собой модификацию самого бытия субъекта, а порой даже и его тела. Позже я еще вернусь к этой теме, ибо она побудила Висенте Паломера выбрать ее для семинара. В конце 4-го раздела Фрейд указывает на особое сжатие либидо, которое можно здесь наблюдать, а впоследствии - на особую функцию одной маленькой, но достаточно важной детали, чтобы либидо пробудить. Судя по записям, которые Лусия не могла вчера зачитать, она обнаружила, что в этом разделе содержится в зачатке понятие объекта а. Вы можете сами проверить, так ли это.
Вернемся теперь к фантазии, в связи с которой, как уже указывала г-жа Касальприм, встает вопрос об истине (Лакан также поднимает этот вопрос в своем Семинаре). Фрейд настаивает здесь на том, что нечто имело место в прошлом в форме травматического события или фантазии. Вот почему я не думаю, что между разделами 3 и 5 имеется какое-то противоречие. Для Фрейда имеет значение то, что происходило в детстве. Реальные события или фантазии получили свое значение в тот самый момент, когда они имели место. Существует несколько разновидностей Реальности, и Фрейд, наряду с реальностью внешней, вводит и реальность психическую. Сам смысл реальности меняется, так что разница между событиями и фантазиями теряет свое значение.
Именно это и приводит Лакана к выводу, что «своими фантазиями всегда наслаждаются». Психическая реальность представляет собой решающий фактор, утверждает Фрейд. Что касается Лакана, то в придании психической реальности привилегированного значения, сравнительно с реальностью внешней, он делает еще один шаг, рассматривая в аналитическом дискурсе внешнюю реальность как чисто фантазийную.
Подобный подход заставляет переосмыслить различие между принципом реальности и принципом удовольствия. В обычном понимании конфликт разворачивается между внутренним и внешним: автономное, автоматическое удовольствие психического аппарата - против требований внешней реальности. И, напротив, если придать психической реальности привилегированное значение, разница между этими двумя началами окажется чисто внутренней. Во второй половине 60-х годов Лакан выскажет утверждение, что аналитический дискурс имеет дело с реальностью, взятой под одним-единственным углом (мысль просто невероятная, учитывая точку зрения Фрейда), в то время как другие дискурсы заставляют реальность блуждать, разделяя ее по нескольким разновидностям. Учитывая, что реальность «внутренняя» является не только важнейшей, но и единственной, фантазии доставляют наслаждение большее, нежели существа, окружающие нас во внешнем мире.
С этой точки зрения, Фрейд проявляет слабость, когда придает такое значение вопросу о точности. Слабость эта объясняется тем, что он блуждает между реальностью внешней и реальностью психической, и в ней же, в этой слабости, и состоит его симптом.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лакан Жак - Семинары, Книга 11: (1964). Четыре основные понятия психоанализа.
  • Лакан Жак. Семинары. Книга 3 Психозы Главы 1, 4, 5, 6. Семинар, прочитанный в 1955-56 гг.
  • Симптомообразование
  • Мазин Виктор - Введение в Лакана
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
  • Почему люди хронически лгут
  • Коростелева И.С. Роль семейной и личной истории в формировании психосоматических реакций у ребенка
  • Симптом; symptom
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень I.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Миллер Жак-Ален. Читать симптом.
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Кризис З-х лет называют «семизвездием симптомов»
  • Воображаемое; imaginary
  • Идея; Idea; Idee
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 5: (1957/1958). Образования бессознательного.
  • Виртц У. Кризис смысла у помогающих профессионалов. Выгоревшие и «израненные»
  • Притча «Смысл жизни»
  • Афония; aphonia
  • Торможение; inhibition
  • Смысл; Meaning; Sinn
  • Клаустрофобия; claustrophobia
  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 17: Изнанка психоанализа (1969 - 1970)
  • Формула смысла.
  • Лакан Жак - Телевидение
  • Сверхдетерминация (или множественная детерминация); overdetermination (или multiple determination)
  • Отвержение; repudiation или foreclosure
  • Серафима Дудник. Поколение Selfie
  • Образование симптома; symptom-formation
  • Даты жизни и творчества Жака Лакана
  • Лакан Жак. Ещё (Семинар, Книга XX (1972/73))
  • Чему мы учим своих детей?
  • Отношений, идеи; reference, ideas of
  • Сатир Вирджини. Почему семейная терапия
  • Редуктивное; Reductive; Reduktive
  • Жак Лакан. Поэма, которая еще пишется.
  • Симптом
  • Наво Лор. Резюме семинаров, посвященных Книге "Еще".
  • Интерпретация; interpretation
  • Символ; Symbol
  • Психологические последствия и возможности психотерапии травмы прошлого
  • Импотенция; impotence
  • Компромиссное образование; compromise formation
  • Амнезия; amnesia
  • Исполнение желания; wish-fulfillment
  • Розенбаум Б. Интерпретируя бессознательное
  • Притча «Зрелая душа»
  • Копро-; copro-
  • Притча «Смысл»
  • Притча «Обещанная плата за музыку»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь